. На уроке используется ИКТ, в качестве сопровождения изучаемого материала. Использование ИКТ наиболее полно позволяет развивать речевые способности студентов, увеличить объем предлагаемого для ознакомления материала, а также развивает интеллектуальные творческие способности; обеспечивает личностно-ориентированный подход. Визуальный материал способствует лучшему закреплению и усвоению знаний и повышает мотивацию обучающихся к предмету.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Тема Великой Отечественной войны в современной прозе"»
Тема Великой Отечественной войны в современной прозе
Автор: Асманова Е.Ю.,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Коркинский горно-строительный техникум»
«Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!»
Давид Самойлов
«Военная проза»
Художественно-
документальные
произведения
Произведения
об окопной стороне
жизни
Героико-
эпическая
проза
Художественно-документальные
произведения
- отражение политических потрясений последних десятилетий XX века в документальной военной прозе, литературе и культуре в целом;
- тяготение к документализму, фактографичности, но одновременно к стиранию границы между подлинными фактами и имитацией фактов;
- повышение интереса к определенным жанрам, связанным с документализмом (дневники, воспоминания, путевые очерки, хроники, эссе, романы в письмах и другие).
Произведения
об окопной стороне жизни
- Война показана из окопов, глазами непосредственных участников, как правило, юных, еще не оперившихся лейтенантов, без лакировки, без романтики, откровенно говорилось о грубости и жестокости войны.
- Писателей интересовали мысли и чувства отдельных людей, впервые столкнувшихся со смертью, ощутивших впервые бремя ответственности.
- Авторы –фронтовики писали о войне без идеологических стереотипов.
- Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть, написанная от первого лица.
Героико-эпическая
проза
- Воспевают подвиг народа и осмысляют масштабы разразившихся событий.
- Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны.
- Характеры большинства героев этих произведений - характеры цельные, уже сложившиеся, они не развиваются, а раскрываются, проявляют лучшие черты в тяжелейшие моменты военных испытаний.
Константин Воробьев
В 1941 Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве.
В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения.
И.В.Сталин. Плакат времен Великой Отечественной войны
“ Судьба каждого курсанта... вдруг предстала средоточием всего, чем может окончиться война для Родины — смертью или победой”.
Борис Васильев
В семнадцать лет добровольцем пошел на фронт.
В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск.
В 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.
Рита Осянина
Занимает в строю защитников Отечества место своего мужа-пограничника, погибшего в первый же день войны…
Соня Гурвич
На момент начала войны в Минске осталась вся семья. Родные оказались в еврейском гетто.
Лиза Бричкина
Она очень хотела учиться, но война смешала все планы…
Женя Комелькова
На глазах у дочери красного командира расстреляли маму, младшего брата и сестру.
Старшина Васков
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
А. Твардовский
Используемые источники:
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/08/25/osobennosti-literaturnogo-protsessa-perioda-velikoy
http://lit-yaz.ru/literatura/38961/index.html?page=12
Фрагмент из к/ф «А зори здесь тихие», 1972