СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Вода. Растворитель"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация идёт дополнением к конспекту урока по теме"Вода как растворитель. Растворимость веществ воде". H2O-научное имя воды. Вода повсюду. Она и вокруг нас, она и в нас самих.....

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Вода. Растворитель"»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  § 4.1 стр.54-58, стр.58 № 11,12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 4.1 стр.54-58, стр.58 № 11,12

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА: 1. РАСТВОР 2. РАСТВОРИТЕЛЬ 3. РАСТВОРЁННОЕ ВЕЩЕСТВО 4. ТИПЫ РАСТВОРОВ 5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА 6. МАССОВАЯ ДОЛЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УРОКА:

1. РАСТВОР

2. РАСТВОРИТЕЛЬ

3. РАСТВОРЁННОЕ ВЕЩЕСТВО

4. ТИПЫ РАСТВОРОВ

5. КОНЦЕНТРАЦИЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА

6. МАССОВАЯ ДОЛЯ РАСТВОРЁННОГО ВЕЩЕСТВА

Проблемная ситуация: Ребята, мы все с вами настолько сильно привыкли к наличию в нашей жизни воды, что для нас сам этот факт является как данность, обыденность! Задумайтесь, а что же это такое ВОДА ? Где в своей профессиональной деятельности вы будете связаны с водой?

Проблемная ситуация:

  • Ребята, мы все с вами настолько сильно привыкли к наличию в нашей жизни воды, что для нас сам этот факт является как данность, обыденность!
  • Задумайтесь, а что же это такое ВОДА ?
  • Где в своей профессиональной деятельности вы будете связаны с водой?
«В нашем мире не хватает воды, и он обречён на голод» (Раймонд Фюрон-франц. учёный) ВОПРОС: Что учёный хотел сказать своим высказыванием? Проблема в том, что нашей планете грозит жажда. Возможно ли такое? Ведь кругом полным-полно воды! Но беда в том, что почти вся эта вода солёная, морская. Пресной воды на Земле только 2%, примерно 30 миллионов километров кубических. ВОПРОС: Ребята, для чего нужна всем живым существам вода, включая и человека?

«В нашем мире не хватает воды, и он обречён на голод» (Раймонд Фюрон-франц. учёный)

ВОПРОС:

Что учёный хотел сказать своим высказыванием?

Проблема в том, что нашей планете грозит жажда. Возможно ли такое? Ведь кругом полным-полно воды!

Но беда в том, что почти вся эта вода солёная, морская.

Пресной воды на Земле только 2%, примерно 30 миллионов километров кубических.

ВОПРОС:

Ребята, для чего нужна всем живым существам вода, включая и человека?

Вода –весьма распространённое вещество на Земле! Почти ¾ поверхности земного шара покрыто водой, образуя моря, океаны, реки и зёра. Много воды в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере. В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах гор и в полярных странах. В недрах земли, пропитывающая почву и горные породы.

Вода –весьма распространённое вещество на Земле!

  • Почти ¾ поверхности земного шара покрыто водой, образуя моря, океаны, реки и зёра.
  • Много воды в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере.
  • В виде огромных масс снега и льда лежит она круглый год на вершинах гор и в полярных странах.
  • В недрах земли, пропитывающая почву и горные породы.
Состав воды: Гумбольт и Гей-Люссак доказали, что 2 атома водорода и атом кислорода, соединяясь в молекулы, рождают воду. Вода-минерал (образовавшийся естественным путём), смесь 42 веществ-соединений 3-х разных водородов с тремя разными кислородами (изотопы водорода: протий- H2O , дейтерий- D2O и тритий - Т2О и кислорода( 16 О,  17 О и  18 О ))

Состав воды:

  • Гумбольт и Гей-Люссак доказали, что 2 атома водорода и атом кислорода, соединяясь в молекулы, рождают воду.
  • Вода-минерал (образовавшийся естественным путём), смесь 42 веществ-соединений 3-х разных водородов с тремя разными кислородами (изотопы водорода: протий- H2O , дейтерий- D2O и тритий - Т2О и кислорода( 16 О,  17 О и  18 О ))
Аномалии воды: 1. Высокие температуры плавления и кипения 2. Высокая теплоёмкость 3. Высокая скрытая теплота испарения и плавления 4. При замерзании расширяется на 9% к прежнему объёму 5. Самая плотная и тяжёлая при 4 градусах тепла 6. Самое большое поверхностное натяжение 7. Лучший в мире растворитель

Аномалии воды:

1. Высокие температуры плавления и кипения

2. Высокая теплоёмкость

3. Высокая скрытая теплота испарения и плавления

4. При замерзании расширяется на 9% к прежнему объёму

5. Самая плотная и тяжёлая при 4 градусах тепла

6. Самое большое поверхностное натяжение

7. Лучший в мире растворитель

Определения : Раствор - это гомогенная смесь, состоящая из двух и более компонентов. Растворитель - это среда в которой растворённые вещества равномерно распределены в виде молекул и ионов (в большем количестве). Растворённое вещество - компонент жидкого или твердого раствора, который присутствует в меньшем или незначительном количестве (т.е. растворён в растворителе).

Определения :

Раствор - это гомогенная смесь, состоящая из двух и более компонентов.

Растворитель - это среда в которой растворённые вещества равномерно распределены в виде молекул и ионов (в большем количестве).

Растворённое вещество - компонент жидкого или твердого раствора, который присутствует в меньшем или незначительном количестве (т.е. растворён в растворителе).

Типы растворов: 1. Насыщенный (см. учебник стр. 55) 2. Ненасыщенный (см. учебник стр. 55) 3. Пересыщенный (см. учебник стр. 55) 4. Концентрированный (см. учебник стр. 56) 5. Разбавленный (см. учебник стр. 56)

Типы растворов:

1. Насыщенный (см. учебник стр. 55)

2. Ненасыщенный (см. учебник стр. 55)

3. Пересыщенный (см. учебник стр. 55)

4. Концентрированный (см. учебник стр. 56)

5. Разбавленный (см. учебник стр. 56)

Растворимость(или коэффициент растворимости) Растворимость вещества показывает, сколько вещества в граммах может раствориться в 1 л воды или сколько вещества в граммах может раствориться в 100 г растворителя. Отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при данной температуре, к объему растворителя называется растворимостью этого вещества или коэффициентом растворимости. Пользуясь учебником стр. 55 выписать самостоятельно классификацию растворов по растворимости.

Растворимость(или коэффициент растворимости)

Растворимость вещества показывает, сколько вещества в граммах может раствориться в 1 л воды или сколько вещества в граммах может раствориться в 100 г растворителя.

Отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при данной температуре, к объему растворителя называется растворимостью этого вещества или коэффициентом растворимости.

  • Пользуясь учебником стр. 55 выписать самостоятельно классификацию растворов по растворимости.
Концентрация раствора Конц.р-ра- это содержание растворённого вещества в растворе (настойка йода 5%, уксусная кислота 70% и т.д.). Выражается через массовую долю вещества ( см. стр.57 учебника )     m( раствора ) = m (растворённого вещества) + m (растворителя) m (раствора) = V* p V = m/p Плотность воды = 1г/мл Задачи стр. уч-ка 59 № 8,9,10,11.

Концентрация раствора

Конц.р-ра- это содержание растворённого вещества в растворе (настойка йода 5%, уксусная кислота 70% и т.д.).

Выражается через массовую долю вещества ( см. стр.57 учебника )

m( раствора ) = m (растворённого вещества) + m (растворителя)

m (раствора) = V* p

V = m/p

Плотность воды = 1г/мл

Задачи стр. уч-ка 59 № 8,9,10,11.

Молярная концентрация раствора Молярная концентрация  C(B) показывает, сколько моль растворённого вещества содержится в 1 литре раствора.   C(B) = n(B) / V = m(B) / (M(B) • V), где М(B)  - молярная масса растворенного вещества г/моль. Пример: Какую массу хромата калия K2CrO4 нужно взять для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора?  Решение: M(K2CrO4) = C(K2CrO4) • V • M(K2CrO4) = 0,1 моль/л • 1,2 л • 194 г/моль = 23,3 г.  Ответ: для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора нужно взять 23,3 г K2CrO4 и растворить в воде, а объём довести до 1,2 литра.

Молярная концентрация раствора

  • Молярная концентрация  C(B) показывает, сколько моль растворённого вещества содержится в 1 литре раствора.
  •   C(B) = n(B) / V = m(B) / (M(B) • V),
  • где М(B)  - молярная масса растворенного вещества г/моль.
  • Пример:

Какую массу хромата калия K2CrO4 нужно взять для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора? 

Решение:

M(K2CrO4) = C(K2CrO4) • V • M(K2CrO4) = 0,1 моль/л • 1,2 л • 194 г/моль = 23,3 г. 

Ответ: для приготовления 1,2 л 0,1 М раствора нужно взять 23,3 г K2CrO4 и растворить в воде, а объём довести до 1,2 литра.

Литература: 1. Акимушкин И.И. «Занимательная биология», Смоленск: Русич,1999 2. Учебник О.С. Габриелян, Остроумов И.Г. «Химия для профессий и специальностей технического профиля», Москва: изд.центр «Академия, 2012» 3. Н.Л. Глинка «Общая химия», Москва: Интеграл-Пресс,2007

Литература:

1. Акимушкин И.И. «Занимательная биология», Смоленск: Русич,1999

2. Учебник О.С. Габриелян, Остроумов И.Г. «Химия для профессий и специальностей технического профиля», Москва: изд.центр «Академия, 2012»

3. Н.Л. Глинка «Общая химия», Москва: Интеграл-Пресс,2007