1.Общая биология- комплексная наука об общих закономерностях живой природы.
2.Общие признаки живого.
3.Уровни организации живой природы.
4.Роль биологических знаний в жизни современного общества.
1.Познакомиться с Общей биологией как комплексной наукой, понять необходимость биологических знаний в жизни современного человека;
2.Приобрести навыки работы с модулем; прослушивать лекцию, вступать в диалог, вести краткие записи в тетради.
3.Освоить умения применять полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений и объектов живой природы, оценивать результаты своей деятельности.
«Биология»- наука о жизни( греч. bios- жизнь; logos- наука).
Термин «биология» был введен в науку французским учёным Ж.Б.Ламарком в 1802г.
Ботаника
Биохимия
Цитология
Зоология
Гистология
Микробиология
Общая биология
Анатомия
- комплексная наука об общих закономерностях живых организмов.
Микология
Физиология
Вирусология
Биогеография
Генетика
Палеонтология
Эволюционное
учение
Экология
Упорядоченность
Единство химического состава
Дискретность
Обмен веществ
Приспособленность к среде
Раздражимость
Самовоспроизведение
Рост и развитие
Это совокупность химических реакций, обеспечивающих поступление в организм из внешней среды химических веществ и энергии, их превращение, использование в процессах жизнедеятельности и выведение продуктов распада из организма.
со 2
о 2
Пластичес-кий и энергетичес-кий обмен
н 2 о, минеральные соли
Продукты распада
Органичес-кие вещества
Способность живых организмов к увеличению численности особей данного вида.
Наследственность-способность организмов передавать признаки и свойства потомству.
Изменчивость- способность организмов приобретать новые признаки и свойства .
Рост- увеличение массы и линейных размеров особи и её отдельных органов за счёт приращения размеров и числа клеток.
Развитие- необратимый,
закономерно направлен-
ный процесс тесно взаимосвязанных количест-
венных и качественных изме-
нений с момента рождения до смерти.
Развитие
Индивидуальное (онтогенез)
Историческое (филогенез)
Прямое Непрямое
это специфические проявления организмов на изменения окружающей среды, их определенные ответные реакции.
Приспособленность к окружающей среде
Адаптации- совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей каждого вида и специфичности образа жизни организмов, выработавшихся в процессе эволюции, обеспечивающие приспособленность организмов к существованию в определенных условиях среды.
Ритмичность- изменение процессов жизнедеятельности в зависимости от суточной и сезонной динамики изменений погодно- климатических условий на Земле.
лат. diskretus- разделенный, прерывистый, обособленный.
Упорядоченность( саморегуляция)-
Способность организмов поддерживать физические и химические параметры внутренней среды и процессы жизнедеятельности на определенном уровне.
- Молекулярный
- Клеточный
- Организменный
- Популяционно-видовой
- Биогеоценотический
- Биосферный
БИОЛОГИЯ
Медицина
Селекция
Экология
Медицинская генетика
Хирургия
Лёгкая промышленность
Сельское хозяйство
Лечение болезней
Охрана природы
«Что вы не понимаете, то не принадлежит вам.» И.Гёте
1
2
5
6
3
4
7
8
- Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно-видовой,
биогеоценотический.
1.молекулярный;
2.клеточный;
3.организменный;
4.популяционно-видовой;
5.биогеоценотический;
6.биосферный.
- Строение и функции органоидов клетки изучает наука:
а.генетика;
б.цитология;
в.физиология;
г.селекция.
- О каком уровне организации живой природы идёт речь при упоминании о берёзовой роще
а.организменном;
б.молекулярном;
в.биогеоценотическом;
г.биосферном.
- Специфичное проявление организмов на
изменения окружающей среды:
а.адаптация;
б.раздражимость;
в.энергозависимость;
г.дискретность.
- Рыбы имеют обтекаемую форму тела, у птиц полые кости и тело покрыто перьями,
на задних конечностях лягушки между пальцами развиты перепонки. О каком свойстве организмов идёт речь:
а.развитии;
б.дискретности;
в.раздражимости;
г.адаптации.
- Соцветие подсолнечника в течение светового дня поворачиваются вместе с солнцем с востока на запад. О каком свойстве идёт речь:
а.раздражимости;
б.обмене веществ;
в.росте;
г.развитии.
- В течение жизни в организме и в поведении волка происходят изменения:
он увеличивается в размерах, учится охотиться на животных и т.д.. О каком свойстве идёт речь:
а.росте;
б.индивидуальном развитии;
в.историческом развитии;
г.раздражимости.
- Изучением молекулярного уровня занимается:
а.микробиология;
б.биохимия;
в.цитология;
г.экология.
1. § 1-3
2.Уметь давать характеристику свойств живых организмов и уровней организации живой природы.
3.Подготовить сообщения о роли биологических знаний в жизни современного общества.
4.Вспомнить о методах изучения биологии, привести примеры.