Тема : « Звуки и буквы»
Цели: повторить изученный материал; поупражняться в обозначении гласных и согласных звуков, делении слов на слоги.
Ход урока
- Сообщение темы и целей урока
- Проверка домашнего задания
III. Актуализация знаний
- Из чего состоит предложение?
- Из чего состоит слово?
- Из чего состоит слог?
IV. Чистописание
- Физкультминутка
- Словарно-орфографическая работа
— Замените словосочетания одним словом.
- Человек, работающий на фабрике или заводе. (Рабочий.)
- Мальчик, который учится в школе. (Ученик.)
- Инструмент для перекопки земли. (Лопата.)
- Учебное помещение в школе. (Класс.)
- Главный город нашей страны. (Москва.)
- Рубашка, платье, брюки. (Одежда.)
Руководитель предприятия, школы. (Директор.)
— Подберите слова с противоположным значением.
— Слабый —
— низкий —
— широкий —________________________________
Продолжите ряд.
- Волк, медведь, заяц,....
- Собака, овца, коза,....
- Береза, дуб, клен,....
Подберите слова, близкие по значению.
• Веселый —
• нежный —
• мокрый —
• старательный —
• печальный
•
VII. Работа по теме урока
(На доске записаны слова.)
Тетрадь, яблоко, ученик, яблоня, томат, интересный, ягода.
— Выпишите слова, в которых первая и последняя буквы гласные. (Яблоко, яблоня, ягода.)
— Что их объединяет? (Все слова трехсложные, первый слог ударный, безударный гласный не проверяется ударением, звуков больше, нем букв, слова отвечают на вопрос «что?», начинаются с буквы Я.)
— Запишите предложение с этими словами.
Яблоньку за яблочки любят, а пчелку — за мед.
—
— Произнесите еще раз эти слова. Какой звук обозначает буква Я?
— В русском языке нет звука Я. Каких еще гласных звуков нет, а гласные буквы в алфавите есть?
— В чем особенность этих букв и звуков? (Все эти буквы обозначают два звука: Е - [Й'], [Э]; Ё - [Щ, [О]; Ю - [Й'], [У]. Их еще называют йотированными.)
— Всегда ли буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука? (Только тогда, когда стоят в начале слова. Если они стоят после согласных, они смягчают их.)
Запишите в тетради в первой строке гласные звуки: [А], [И], [У], [Ы], [О], [Э], а во второй — гласные буквы: А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я.
— Подчеркните гласные буквы.
Крыша, лампа, горка, сестра, барабан, ребята, сирень, лыжи, тыква.
— Подчеркните согласные буквы.
Трава, день, кувшин, рябина, воробей, страус, утка, клещи, праздник.
— Разделите слова на слоги. Подчеркните слова, которые нельзя переносить.
Клей, белка, кукушка, клумба, двор, окунь, ураган, лягушка, осень, ласточка.
VIII. Закрепление изученного материала
(Упр. 12, 13.)
IX. Итог урока
— Домашнее задание Упр. 14, составить и записать предложение со словарным словом.