Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж»
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«В гостях у фразеологии»
для студентов І курса
Автор разработки:
Денисова В.М.
преподаватель русского языка и литературы
Ялта,2017
“ Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его…богатство”.
В.Г. Белинский
Конкурс 1. Разминка «Что делать?»
Правила:
Конкурс предполагает умение команд быстро найти выход из положения, которое обрисовано с помощью фразеологизма. Командир команды задает команде-сопернице вопрос: «Что делать, если…(фразеологизм)?» Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Команда №1
- Вам пустили пыль в глаза.
(ложное впечатление)
(слабость, усталость)
- Вам дали сто очков вперед.
(превзошли кого-либо в чём-либо)
- В вас мечут громы и молнии.
(говорят гневно, раздраженно, отчитывают)
(незаконно присвоили себе что-либо)
(неестественно прямо стою или сижу)
(наказали розгами или ремнем)
- На ваших глазах делают из мухи слона.
(преувеличивают)
(сделали гадость, неприятность)
Команда №2
1. У вас свет померк в глазах.
(все стало немило)
2. Перед вами ломают комедию .
(лицемерить)
3. Вы вылетели в трубу.
(Совершенно разориться на каком-нибудь неудачном деле)
4. Негде иголку воткнуть.
( очень много кого-либо)
5. Вы попали пальцем в небо.
(ошибочно думать или действовать)
6. Вы дали прикурить .
( проучить)
7. Вы съели собаку.
(опытный)
8. В ваш огород пустили козла .
( позволять кому-либо действовать там, где он может быть особенно вреден)
9. Вас держат в ежовых рукавицах.
(сурово обращаться с кем либо.)
Конкурс 2. Конкурс капитанов
Правила:
Капитанам команд предлагаются задания по исправлению ошибок в употреблении фразеологизмов. Время подготовки капитанов – 7 мин. При исправлении ошибок капитаны должны сначала прочитать неправильные варианты, а затем – исправленные. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Команда 1.
Исправьте предложения.
- Вообще-то он без минуты повар, осталось сдать экзамен.
(…без пяти минут повар).
2. Писатель идет в одну ногу со своим временем.
( …идет в ногу со временем )
3. Побывайте и вы в этих местах, где не только нога человека, но и нога журналиста еще не ступала.
( …где не ступала нога человека. )
4. Не везде еще местная интеллигенция повернула лицо к очагам культуры.
( …повернулась лицом. )
5. Педагог должен знать, в чем кроется успех этой работы, подметить в каждом питомце только одному ему присущую изюминку.
( …подметить в каждом питомце изюминку).
Команда 2.
Исправьте предложения.
- Необходимо уделить самое серьезное значение делу повышения производительности труда на заводе.
(…уделить внимание)
2. Значительный эффект на аудиторию оказывает использование примеров, взятых из жизни.
(…производит эффект)
3. Не нужно замыкаться в себе, давайте делиться своими больными местами.
(…давайте говорить о наболевшем)
4. Как говориться, чем дальше в лес, тем больше щепки летят.
(…чем дальше в лес, тем больше дров)
5. На следующий день команды не стало: она рассыпалась, как маленький пузырь.
(…лопнула, как мыльный пузырь (вариант: рассыпалась, как карточный домик)
Конкурс 3. «Блиц опрос»
Правила:
Дайте правильные ответы на блиц вопросы, каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
В русском языке есть один раздел, который изучает устойчивые выражения слов. Как он называется?
(Фразеология)
Фразеологизм - это языковое средство, которое позволяет сделать нашу речь образнее, эмоциональнее.
Как вы понимаете выражение «бить баклуши»?
(Бездельничать)
- Какое блюдо бывает у некоторых в голове?
(Каша)
- Как вы понимаете выражение «Водить за нос»
(Обманывать)
- Его держат за зубами, иногда прикусывают, а ещё он бывает без костей. Что это?
(Язык)
- Если на него наступит одно животное, то музыкант из вас не получится. Что это?
(Ухо)
- Он в голове у легкомысленного человека, на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
(Ветер)
Как вы понимаете выражение «Тянуть кота за хвост»
(Медлить)
- Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а их развешивают.
(Уши)
Что такое ахиллесова пята?
( Уязвимое, слабое место )
Конкурс 4. «Рисунки-подсказки»
Правила:
Вам представляется изображение какого-либо предмета. Вы должны вспомнить как можно больше фразеологизмов, в которых эти предметы упоминаются. Время подготовки – 10 мин. Изображений всего 6.
Та команда, которая приведет больше фразеологизмов к каждому изображению, оценивается в 3 балла.
Живу – рукой подать, правая рука – помощница , давать волю рукам , на руках носить , руки чешутся , рука об руку , быть под рукой , держать в руках , не покладая рук , ухватиться обеими руками , рука руку моет, золотые руки , чужими руками жар загребать, руки не доходят, греть руки , попасть под горячую руку,
как рукой сняло , рука не поднимается
2. Голова
Ветер в голове, вылетело из головы, голова идет кругом, давать голову на отсечение, как снег на голову, морочить голову, н е сносить головы,
смотреть с головы до ног,
очертя голову, по головке не погладят, с больной головы на здоровую, с ног на голову, сломать голову над задачей, сломя голову.
3. Ухо
Держать ухо востро, навострить уши, не видать как своих ушей, погрузится во что-то по уши, покраснел до ушей, развесить уши, слушать во все уши, слушать вполуха или слушать краем уха, уши вянут, уши режет
5. Язык
Бежать высунув язык, держать язык за зубами, длинный язык, как корова языком слизала, найти общий язык, наступить на язык, повесить язык на плечо, попасть на язык, прикусить язык, развязать язык, распускать язык, типун тебе на язык, тянуть за язык, укоротить язык, чесать язык (чесать языком), чесать языки, чёрт дёрнул за язык, язык без костей, язык заплетается, язык к гортани прилип, язык проглотить, язык хорошо подвешен
4. Зуб
Быть в зубах, вооруженный до зубов, заговорить зубы, зуб за зуб, зуб на зуб не попадает, зуба дать, зубом есть, зубы скалить, зубы съесть, зубы чесать, на зуб попробовать, не по зубам что-нибудь кому-нибудь, нечего на зуб положить, ни в зуб ногой, поглядеть кому в зубы, поднять на зубка,
показывать зубы, положить зубы на полку, сквозь зубы говорить,
стиснуть зубы, точить или иметь зуб на кого-нибудь
6. Нос
Бурчать под нос, водить за нос, задирать нос, зарубить на носу, клевать носом, любопытной Варваре на базаре нос оторвали, на носу, не видеть дальше собственного носа, не совать нос не в свое дело, нос по ветру держать, нос повесить, остаться с носом, под самым носом, показывать нос, с гулькин нос, совать свой нос в чужие дела, уйти с носом, утереть нос, уткнуться носом
Конкурс 5. «Замени фразеологизмом»
Участникам викторины раздаются таблицы. Преподаватель читает вслух фразеологизмы. Тот, кому подходит названный фразеологизм для замены выделенных слов, берет карточку, читает вслух своё предложение и заменяет выделенные слова подходящим фразеологизмом. Затем он закрывает карточкой соответствующую клетку таблицы. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся в выборе фразеологизма и раньше всех закрыл все клетки своей таблицы. Команда, которая первая справится, получает 4 балла, вторая – 2 балла.
Конкурс 6. «Черный ящик»
Установить, что связывает изображенные на экране предметы и ответить на вопрос, что находится в черном ящике. (Изображенные предметы: кисель, гусь, рыба, хлеб, ложка, трава .) За правильный ответ - 5 баллов.
Ответ. Все эти предметы связывает слово вода. (Седьмая вода на киселе, как с гуся вода, как рыба в воде, сидеть на хлебе и воде, в ложке воды утонуть, тише воды, ниже травы.)