Лингвистическое путешествие
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №30 г.Волжского Волгоградской области
Карпова Татьяна Алексеевна
.
Что такое лингвистика?
Лингвистика- (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.
План нашего путешествия:
- Станция «Фонетическая»
- Станция «Орфоэпическая»
- Станция «Орфографическая»
- Станция «Лексическая»
- Станция «Фразеологическая»
- Станция «Словообразовательная»
- Станция « Морфологическая»
- Станция «Синтаксическая»
- Станция «Пунктуационная»
Лингвистическая разминка:
- Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
- Чем похожи существительные ножницы,брюки,чернила?
- Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
- Как большой дом превратить в маленький?
- В каких словах по сто согласных?
- Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?
- Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?
- Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
Итак ,наше путешествие начинается!
Станция «Фонетическая»
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
- из слова ЛЁН – цифру,
- из слова ЛЕЙ – название дерева
- из слова ЛОБ – название настила
- из слова ЛЮК – большой мешок,
- из слова ТОК – домашнее животное,
- из слова ШЕЛ – неправду,
- из слова ШЕЙ – просьбу,
- из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,
- из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря,
- из слова ЛЁД – материал для крыши.
Станция «Орфоэпическая»
Расставьте ударения в следующих словах:
- Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.
- Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.
Станция «Орфографическая»
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, помаги
Твоей плимяннице Оле,
А то небудет ее наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил « два»
А сам сказал , что маю работу
Даже несмок прочитать.
Попраси его, дядя, исправить двойку
И паставить мне пять.
Станция «Словообразовательная»
БЕСЕДКА
БЕСТОЛОЧЬ
БЕЗДЕЛКА
БЕЗДНА
БЕСЁНОК
БЕСКОЗЫРКА
БЕСТИЯ
Станция «Лексическая»
А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.
Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.
В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
Станция «Фразеологическая»
1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы. Объясните, что означают фразеологизмы: а)делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу, кошку съел.
2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:
- Куры денег не клюют
- Язык чешется
- Галопом по Европе
Станция «Морфологическая»
Вы читали сказку Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа.
БАРМАГЛОТ
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О, войся Бармаглота,сын!
Он так свиреп и дик,
А в глуще рымит исполин –
Злопастый Брандашмыг!
Станция «Синтаксическая»
Составьте распространенное предложение, каждое
слово которого должно начинаться на букву:
Например: П расковья П етровна п ригласила П орфирия П авловича п оужинать п ирогами.
Станция «Пунктуационная»
О каких знаках препинания идет речь?
1.Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало –
Оно меня и свергло с пьедестала.
2.Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу –
За то, что много знать хочу.
3.Известно миру с давних пор, Что знак я немаловажный
И не окончен разговор…
И начинает думать каждый.
2.Расставьте недостающие запятые.
Очень-очень странный вид:
Речка под окном горит
Чей-то дом хвостом виляет
Песик из ружья стреляет
Мальчик чуть не слопал мышку
Кот в очках читает книжку
Старый дед влетел в окно
Воробей схватил зерно
Да как крикнет,улетая:
- Вот что значит запятая!
Список использованных печатных источников
- Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988
- Шкатова Л.А. Подумай и ответь.М., «Просвещение»,1989
- Предметные недели в школе:русский язык илитература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008
- Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.М.:Просвещение,1994
Активные ссылки на использованные изображения (URL-адреса).
Изображение паровозика:
http:// www.liveirnet.ru/use …
Изображение буквы Д:
http://mills.clan.su/news/uchi…
Изображение буквы Б:
http://school64.uz/index/alfav
Изображение буквы А:
http://school64.uz/index/alfav…
Изображение Бармаглота:
http://www.grafika.ru/item/17-