СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Лингвистическое путешествие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие в форме игры, сопровождается презентацией. Данное внеклассное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку.

 На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация. Этот вид работы способствует вовлечению учащихся в ход игры, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.

 Целевая аудитория:для 5-6 класса

Просмотр содержимого презентации
«Лингвистическое путешествие»

Лингвистическое путешествие Учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №30 г.Волжского Волгоградской области Карпова Татьяна Алексеевна

Лингвистическое путешествие

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ №30 г.Волжского Волгоградской области

Карпова Татьяна Алексеевна

. Что такое лингвистика? Лингвистика- (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

.

Что такое лингвистика?

Лингвистика- (языкознание, языковедение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

План нашего путешествия:

План нашего путешествия:

  • Станция «Фонетическая»
  • Станция «Орфоэпическая»
  • Станция «Орфографическая»
  • Станция «Лексическая»
  • Станция «Фразеологическая»
  • Станция «Словообразовательная»
  • Станция « Морфологическая»
  • Станция «Синтаксическая»
  • Станция «Пунктуационная»
Лингвистическая разминка:

Лингвистическая разминка:

  • Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
  • Чем похожи существительные ножницы,брюки,чернила?
  • Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
  • Как большой дом превратить в маленький?
  • В каких словах по сто согласных?
  • Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей?
  • Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встретилась буква и?
  • Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
Итак ,наше путешествие начинается!

Итак ,наше путешествие начинается!

Станция «Фонетическая»   Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

Станция «Фонетическая»

Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

  • из слова ЛЁН – цифру,
  • из слова ЛЕЙ – название дерева
  • из слова ЛОБ – название настила
  • из слова ЛЮК – большой мешок,
  • из слова ТОК – домашнее животное,
  • из слова ШЕЛ – неправду,
  • из слова ШЕЙ – просьбу,
  • из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,
  • из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря,
  • из слова ЛЁД – материал для крыши.
Станция «Орфоэпическая»    Расставьте ударения в следующих словах:

Станция «Орфоэпическая»

Расставьте ударения в следующих словах:

  • Верба, километр, свекла, сирота, статуя, компас, документ, магазин, партер, портфель.
  • Красивее, случай, премировать, хозяева, звонишь, щавель, кружева, украинский, положил, средства.
Станция «Орфографическая»  Жалоба. Дядя, прашу тебя, помаги Твоей плимяннице Оле, А то небудет ее наги В этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слова Учитель паставил « два» А сам сказал , что маю работу Даже несмок прочитать. Попраси его, дядя, исправить двойку И паставить мне пять.

Станция «Орфографическая»

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет ее наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил « два»

А сам сказал , что маю работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

Станция «Словообразовательная»    БЕСЕДКА  БЕСТОЛОЧЬ  БЕЗДЕЛКА  БЕЗДНА  БЕСЁНОК  БЕСКОЗЫРКА  БЕСТИЯ

Станция «Словообразовательная»

БЕСЕДКА

БЕСТОЛОЧЬ

БЕЗДЕЛКА

БЕЗДНА

БЕСЁНОК

БЕСКОЗЫРКА

БЕСТИЯ

Станция «Лексическая»    А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у  красного  крыльца.  Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.  В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

Станция «Лексическая»

А) Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

Б) Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

В) Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

Станция «Фразеологическая»  1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы. Объясните, что означают фразеологизмы: а)делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу, кошку съел.  2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:

Станция «Фразеологическая»

1.Исправьте неверно употребленные фразеологизмы. Объясните, что означают фразеологизмы: а)делать из комара слона, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, восемь четвергов на неделе, пишет как индюшка лапой, после снегопадика в субботу, кошку съел.

2. Используя приемы пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы:

  • Куры денег не клюют
  • Язык чешется
  • Галопом по Европе
Станция «Морфологическая»    Вы читали сказку Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа.  БАРМАГЛОТ  Варкалось. Хливкие шорьки  Пырялись по наве.  И хрюкали зелюки,  Как мюмзики в мове.  О, войся Бармаглота,сын!  Он так свиреп и дик,  А в глуще рымит исполин –  Злопастый Брандашмыг!

Станция «Морфологическая»

Вы читали сказку Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес»? Тогда давайте попробуем разобраться в незнакомом зазеркальном языке. Нам кажется, что кому-то грозит опасность, и мы должны ему помочь. Если мы определим части речи, это и будет наша победа.

БАРМАГЛОТ

Варкалось. Хливкие шорьки

Пырялись по наве.

И хрюкали зелюки,

Как мюмзики в мове.

О, войся Бармаглота,сын!

Он так свиреп и дик,

А в глуще рымит исполин –

Злопастый Брандашмыг!

Станция «Синтаксическая» Составьте распространенное предложение, каждое слово которого должно начинаться на букву: 1 команда К 2 команда Л  Например: П расковья П етровна п ригласила П орфирия П авловича п оужинать п ирогами.

Станция «Синтаксическая»

Составьте распространенное предложение, каждое

слово которого должно начинаться на букву:

  • 1 команда К
  • 2 команда Л

Например: П расковья П етровна п ригласила П орфирия П авловича п оужинать п ирогами.

Станция «Пунктуационная»    О каких знаках препинания идет речь?  1.Когда слова гремели и блистали,  Я в моде был, я был на пьедестале!  Однако время новое настало –  Оно меня и свергло с пьедестала.  2.Что о себе сказать могу?  Согнула жизнь меня в дугу.  За свой характер я плачу –  За то, что много знать хочу.  3.Известно миру с давних пор,  Что знак я немаловажный  И не окончен разговор…  И начинает думать каждый.

Станция «Пунктуационная»

О каких знаках препинания идет речь?

1.Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала.

2.Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

3.Известно миру с давних пор, Что знак я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

2.Расставьте недостающие запятые. Очень-очень странный вид: Речка под окном горит Чей-то дом хвостом виляет Песик из ружья стреляет Мальчик чуть не слопал мышку Кот в очках читает книжку Старый дед влетел в окно Воробей схватил зерно Да как крикнет,улетая: - Вот что значит запятая!  

2.Расставьте недостающие запятые.

Очень-очень странный вид:

Речка под окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет,улетая:

- Вот что значит запятая!

 

Список использованных печатных источников

Список использованных печатных источников

  • Григорян Л.Т.Язык мой – друг мой.М.:Просвещение,1988
  • Шкатова Л.А. Подумай и ответь.М., «Просвещение»,1989
  • Предметные недели в школе:русский язык илитература/сост.Л.И.Косивцова.-Волгоград:Учитель,2008
  • Орг А.О. Олимпиады по русскому языку.М.:Просвещение,1994
Активные ссылки на использованные изображения (URL-адреса).   Изображение паровозика:  http:// www.liveirnet.ru/use …  Изображение буквы Д:  http://mills.clan.su/news/uchi…  Изображение буквы Б:  http://school64.uz/index/alfav  Изображение буквы А:  http://school64.uz/index/alfav…  Изображение Бармаглота:  http://www.grafika.ru/item/17-

Активные ссылки на использованные изображения (URL-адреса).

Изображение паровозика:

http:// www.liveirnet.ru/use

Изображение буквы Д:

http://mills.clan.su/news/uchi…

Изображение буквы Б:

http://school64.uz/index/alfav

Изображение буквы А:

http://school64.uz/index/alfav…

Изображение Бармаглота:

http://www.grafika.ru/item/17-