Троица
Троицкая неделя
Семик
Православные праздники
Народные традиции
Троица ( Пятидесятница) – сошествие Святого Духа на апостолов
Евангелие Рабулы. 6 в.
Архиепископская мастерская Н.Новгорода
Рубеж 15-16 в.в.
Белорусская икона.18 в.
В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, « …внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать » ( Деян. 2:2-4 ).
Узаконен церковью с 4 века.
Православная церковная служба
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче, слава Тебе
Тропарь праздника
Цвет облачений — зелёный, изображающий животворящую и обновляющую силу Святого Духа
Зеленые святки – Ярилиндень ( проводы богини весны Лели)
- Завивание венков
- Кормление дерева
- Ряжение
- Кумление
- Расумление
- Срубание березы
- Проводы русалок ( Русалии)
- Поминовение усопших
- Хождение в жито ( изгнание из жита)
- Похороны Костромы
- Обережные обряды
- Брачные обряды
Почитание растительности
Наступит Троица – земля травой покроется
Древний обычай заключался в том, чтобы прийти в церковь на Троицу с пучком травы, которая должна быть оплакана. Слёзы означали дождь. Считалось, что после этого летом не будет засухи.
Троицыно утро, утренний канон, В роще по березкам белый перезвон. Тянется деревня с праздничного сна, В благовесте ветра хмельная весна. На резных окошках ленты и кусты. Я пойду к обедне плакать на цветы…
С.Есенин
К Троице. С.Коровин.1902 г.
Красочный «святодень»
- Гудьба ( музыка)
- Ряженье
- Хороводы и пляски
- Обрядовые песни
Завивание венков Ряжение
"Вью, вью я венок, - Завивайся, берёзонька. Вью, вью я венок, - Завивайся, кудрявая".
«На гряной неделе русалки сидели, - Рано, рано. Сидели русалки на кривой берёзе, - Рано, рано. На кривой берёзке, на прямой дорожке, - Рано, рано. Просили русалки и хлеба и соли, - Рано, рано. И хлеба, и соли, и горькой цибули, Рано, рано».
Кормление
«Ты радуйся, белая берёза: К цебе идуць дзевки красные, Цебе несуць яешни смашные, Горелку горькую,скрыпку звонкую»
Кумление
«- Мы покумимся, кумушка, Вью, вью я венок, - Поцелуемся, голубушка. Вью, вью я венок»
Раскумление ( развивание венков)
Срубание березы ( обрядовый обход) Утопление
« Завили веночки, Завили зелёные На годы добрые, На жито густое, На ячмень колосистый, На ячмень ресистый, На гречиху черную, На капусту белую»
Русалии ( проводы русалок)
Поминовение усопших
Брачные обряды
"Йо, йо, березонька! Йо, йо, кудрявая! Семик честной да Троица - Только, только у нас у девушек, И праздничек!"
У нас в году два праздника: Семик да Троица
В русской традиции праздник Троицы связывался прежде всего с почитанием растительности, расцвет которой приходился как раз на это время. Символом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза . На растущих березах обычно "завивали" ветви, переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами и т.д. Со временем их обязательно "развивали", считая, что в противном случае дерево может "обидеться" В некоторых местах березы срубали, украшали, рядили в девичью/женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб. Участники трапез, проходивших около берез устраивали ритуальное "кормление" дерева. Девушки кумились с березой и называли ее в течение праздника "кумой" ; ее использовали в гаданиях.