СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к вводному уроку по теме "Фонетика. Звуки речи" в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация сопровождает урок русского языка в школе IV вида, способствует преодолению вербализма у слабовидящих учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к вводному уроку по теме "Фонетика. Звуки речи" в 5 классе»

Урок русского языка в 5 классе Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Гажала В.А.

Урок русского языка в 5 классе

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Гажала В.А.

В народной сказке петух кричит: « Кукареку ! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!»

В народной сказке петух кричит: « Кукареку ! Боярин, боярин, отдай наши жерновцы золотые, голубые!»

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется  И кричит: «Кири-ку-ку.  Царствуй, лежа на боку!»

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»

А французам в его крике слышится « кокорико »; петухи британских островов, по уверениям их хозяев‑англичан, распевают : « кок‑э‑дудль‑ду ».

А французам в его крике слышится « кокорико »; петухи британских островов, по уверениям их хозяев‑англичан, распевают : « кок‑э‑дудль‑ду ».

ФОНЕТИКА  Фонема, магнитофон, телефон, фонотека, фонограмма, симфония, какофония

ФОНЕТИКА

Фонема, магнитофон, телефон,

фонотека, фонограмма,

симфония, какофония

Что мы знаем о звуках речи? Можно ли обойтись без них при общении? Как они образуются? Имеет ли звук значение?  т, к, о - ? кот

Что мы знаем о звуках речи?

  • Можно ли обойтись без них при общении?
  • Как они образуются?
  • Имеет ли звук значение?

т, к, о - ?

кот

Что мы знаем о звуках речи?  Наша речь строится из слов, слова – из звуков.  Звуки выполняют в слове смыслоразличительную роль.  Звуки речи образуются: голосом     гласные шумом и голосом   звонкие согласные  шумом    глухие согласные

Что мы знаем о звуках речи?

  • Наша речь строится из слов, слова – из звуков.
  • Звуки выполняют в слове смыслоразличительную роль.
  • Звуки речи образуются:

голосом гласные

шумом и голосом звонкие согласные

шумом глухие согласные

Можно ли при общении обойтись без звуков речи?   жесты эксперимент сигналы знаки

Можно ли при общении обойтись без звуков речи?

жесты

эксперимент

сигналы

знаки

Можно ли при общении обойтись без звуков речи?   Попробуйте без слов передать содержание хотя бы одной фразы из повести К.Паустовского «Мещерская сторона»: Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль.

Можно ли при общении обойтись без звуков речи?

Попробуйте без слов передать содержание хотя бы одной фразы из повести К.Паустовского «Мещерская сторона»:

Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль.

С какими науками сотрудничает фонетика? фонетика Орфоэпия Графика Орфография  (от греч. «правильная речь») (от греч. «письмо») (от греч. «правильное письмо»)

С какими науками сотрудничает фонетика?

фонетика

Орфоэпия

Графика

Орфография

(от греч.

«правильная речь»)

(от греч.

«письмо»)

(от греч.

«правильное письмо»)

Где можно использовать полученные знания?  Поэты и писатели с помощью звукописи изображают то, о чем пишут. А фарфоровые блюдца Над Федорою смеются: «Никогда мы, никогда Не воротимся сюда!» Тут Федорины коты Расфуфырили хвосты, Побежали во всю прыть, Чтоб посуду воротить.  (К.Чуковский) Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов  Била бурю. Пара барабанов, Пара барабанов, Пара барабанов  Била бой.  (И.Сельвинский) П

Где можно использовать полученные знания?

Поэты и писатели с помощью звукописи изображают то, о чем пишут.

А фарфоровые блюдца

Над Федорою смеются:

«Никогда мы, никогда

Не воротимся сюда!»

Тут Федорины коты

Расфуфырили хвосты,

Побежали во всю прыть,

Чтоб посуду воротить.

(К.Чуковский)

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била бурю.

Пара барабанов,

Пара барабанов,

Пара барабанов

Била бой.

(И.Сельвинский)

П

Зачем нужно знать фонетику артистам, учителям, инженерам, врачам, продавцам продовольственных и промышленных товаров?

Зачем нужно знать фонетику артистам, учителям, инженерам, врачам,

продавцам продовольственных и промышленных товаров?

Органы речи Произнеси звуки [ а ] , [ о ] , [ у ] , [ и ] , [ э ] , [ ы [ . Встречает ли воздух, выходящий из гортани, преграду на своем пути?

Органы речи

Произнеси звуки [ а ] , [ о ] , [ у ] , [ и ] , [ э ] , [ ы [ . Встречает ли воздух, выходящий из гортани, преграду на своем пути?

Органы речи  Произнесите звуки [ б ] , [ д ] , [ т ] .  Проходит ли  воздух свободно при произнесении этих звуков?

Органы речи

Произнесите звуки [ б ] , [ д ] , [ т ] .

Проходит ли воздух свободно при произнесении этих звуков?

На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова: на дворе– трава.  Карл у Клары украл кораллы.  От топота копыт пыль по полю летит . Почему скороговорки называют чистоговорками?

На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова: на дворе– трава.

Карл у Клары украл кораллы.

От топота копыт пыль по полю летит .

Почему скороговорки называют чистоговорками?

Когда я с Д, меня сорвут, Когда я с Т, на мне плывут.

Когда я с Д, меня сорвут,

Когда я с Т, на мне плывут.

С глухим согласным мы его читаем, Со звонким – в нём же обитаем.

С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким – в нём же обитаем.

С глухим траву она срезает,  Со звонким все листочки объедает.

С глухим траву она срезает,

Со звонким все листочки объедает.

С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким – сам звеню в раздолье.

С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню в раздолье.

С ъя е О тся о е о о о о ё А йэ влени йи б Орфографическая разминка З  да к нура ок л аптеки. Ст р ж вой пес Шарик. йо а ца а а а и а

С

ъя

е

О

тся

о

е

о

о

о

о

ё

А

йэ

влени

йи

б

Орфографическая

разминка

З

да к нура ок л аптеки.

Ст р ж вой пес Шарик.

йо

а

ца

а

а

а

и

а

Литература: Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.- 96 с. Кцоева Л.А., Васильева И.Г. Сборник упражнений по русскому языку: Учеб. Пособие для уч-ся нац. Педучилищ РСФСР. – 2-изд., дораб. – Л.: Просвещение,Ленингр отде-ние, 1987. – 287 с. Интернет-ресурсы: http://coovoi.narod.ru/o_petyxe.htm http://frolov-lib.ru/books/hi/ch01.html# http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/results.aspx?CategoryID=CM790019011049 http://community.livejournal.com/kidpix/211081.html http://photo1.fotodia.ru/2006/08/08/28449_t96rsJVJZZ_o.jpg http://www.books.kostyor.ru/tale46.html http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/84/Tools_of_trade_Transylvanie.jpg http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2008-08/1220094127_kniga.jpg http://www.stroi-doska.com/detail.php?siteid=835  http://www.vodyanoy.net/parad/showphoto.php?ID=659 http://www.galya.ru/cat_page.php?id=33296 http://doshkolnik.ru/index.html?category_id=262&page=shop.browse&start=6180

Литература:

  • Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика – это интересно: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1992.- 96 с.
  • Кцоева Л.А., Васильева И.Г. Сборник упражнений по русскому языку: Учеб. Пособие для уч-ся нац. Педучилищ РСФСР. – 2-изд., дораб. – Л.: Просвещение,Ленингр отде-ние, 1987. – 287 с.

Интернет-ресурсы:

  • http://coovoi.narod.ru/o_petyxe.htm
  • http://frolov-lib.ru/books/hi/ch01.html#
  • http://office.microsoft.com/ru-ru/clipart/results.aspx?CategoryID=CM790019011049
  • http://community.livejournal.com/kidpix/211081.html
  • http://photo1.fotodia.ru/2006/08/08/28449_t96rsJVJZZ_o.jpg
  • http://www.books.kostyor.ru/tale46.html
  • http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/84/Tools_of_trade_Transylvanie.jpg
  • http://dreamworlds.ru/uploads/posts/2008-08/1220094127_kniga.jpg
  • http://www.stroi-doska.com/detail.php?siteid=835
  • http://www.vodyanoy.net/parad/showphoto.php?ID=659
  • http://www.galya.ru/cat_page.php?id=33296
  • http://doshkolnik.ru/index.html?category_id=262&page=shop.browse&start=6180