«Воспитание – это прежде всего человековедение»
В.А. Сухомлинский
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности.
Духовно-нравственное воспитание- это процесс формирования
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма)
- нравственного облика (терпение, милосердия, кротость, незлобивость)
- нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний)
- нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности )
Признание
равенства
Искусство
цивилизован-
ного
компромисса
Уважение
Искусство
жить с
непохожими
людьми
Отказ от
насилия
Толерантность
Мера
гармонии
в
общении
Готовность
принять
других
такими,
какие они есть
Мера
сохранения
человечес
кого в
человеке
Если животные могут принять в семью одинокого чужака, неужели мы, люди, не способны на такие чувства и поступки?
Сущность понятия «толерантность»
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
В понятии термина "толерантность" выделяют следующие аспекты:
- толерантное отношение к себе
- толерантность в отношении с одноклассниками
- толерантность по отношению к семье и традициям своего народа
- межкультурная толерантность
Сотрудничество
Прощение
Принципы толерантности
Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения
Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач,
которые объединены в два взаимосвязанных блока:
I . Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения определять границы толерантности.
II . Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения и воспитания;
3) включение в реформирование образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы подготовки будущих педагогов к воспитанию толератности у детей и подростков.
Подходы к воспитанию
толерантности:
Личностно-ориентированный:
- признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
- признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими;
- опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;
- индивидуальный подход
Деятельностный:
- опора на активность, сознательность и самостоятельность;
- ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
- обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
- построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
Толерантный класс
Интолерантный класс
Умение внимательно слушать и слышать
Стремление разобраться, расспрашивание
Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение
Совет, предложение
Игнорирование
Отстранение
Похвала, согласие
Подбадривание
Обзывание
Обвинение, упреки
Благожелательность
Утешение
Осуждение, критика
Уважение
Морализирование
Угрозы
Эмпатия
Поддержка
Предостережение, предупреждение
Приказ, указание
Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений.
Основные направления в формировании культуры толерантности учащихся
Направления работы с классным коллективом :
- Классные часы гражданско-правовой, патриотической, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности. Занятия учащихся (индивидуальные и групповые) с психологом школы по конфликтологии. Психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений. Анкетирование учащихся (по уровню сплоченности класса, по уровню воспитанности, по изучению спроса на досуговую деятельность). Спортивные соревнования с целью привлечения учащихся к здоровому образу жизни и отвлечения от неформальных объединений. Организация социально-значимой деятельности в классе и школе.
- Классные часы гражданско-правовой, патриотической, духовно-нравственной, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической направленности.
- Занятия учащихся (индивидуальные и групповые) с психологом школы по конфликтологии.
- Психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений.
- Анкетирование учащихся (по уровню сплоченности класса, по уровню воспитанности, по изучению спроса на досуговую деятельность).
- Спортивные соревнования с целью привлечения учащихся к здоровому образу жизни и отвлечения от неформальных объединений.
- Организация социально-значимой деятельности в классе и школе.
Направления работы с родительским коллективом
- Родительские собрания и лектории
- Анкетирование родителей
Диагностика уровня толерантности
- Тест Филипса «Определение школьной тревожности» для 5-6 классов
- Модификация опросника тревожности И. Д. Спилбергера (автор Андреева А. Д.) для 7-11 классов.
- Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и Д. Арки (в адаптации А. К. Осницкого)
- Опросник Бойко В. В. «Диагностика толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения.
Договор учеников класса одной из школ Новой Зеландии «О принципах толерантности друг к другу»
- Я имею право на счастье и доброе отношение в этом классе.
- Я имею право быть самим собой в классе.
- Я имею право на безопасность в классе.
- Я имею право слушать и быть услышанным.
- Я имею право познавать себя в классе.
Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это.
Однако важен даже маленький шаг в этом направлении.
Толерантность - это милосердие.
Толерантность - это доброта души.
Толерантность - это сострадание.
Толерантность - это уважение.
Толерантность - это дружба .
Толерантность - это терпение.