Методический семинар
Слайд 1. «Использование опытно-экспериментального проектирования при обучении биологии и химии»
Одинкакой–либо метод не даёт возможности использовать всю гамму способностей учеников.
Слайд 2. Мы все знаем, что в современной школе требуются такие методы обучения, которые:
приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
формируют активную, самостоятельную, инициативную позицию обучающихся;
развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Слайд 3. «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
(Б. Паскаль)
И такую возможность додумываться самим предоставляет метод опытно-экспериментального проектирования.
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. На мой взгляд, именно исследовательский метод, как ни какой другой, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Помня правило: «Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом», использование исследовательского метода даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил:
Я слышу – и забываю,
Я вижу – и запоминаю,
Я делаю – и понимаю».
Слайд 4. Поэтому в своей работе я выбрала методическуюпроблему «Использованиеопытно-экспериментального проектированияпри обучении биологии и химии»
Слайд 5.На важность владения обучающимися навыками проектирования в современной школе указывают следующие документы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобр. РФ от 17.12.2010 г. № 1897)
Профессиональный стандарт «Педагог» (приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544)
Основная образовательная программа ООО
Я работаю учителем биологии и химии 24 года, последние полгода, непосредственно преподаю предмет химии. За годы работы хорошо освоила и применяю в своей работе метод проектов, как организованнуюпоисковую, исследовательскую деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, нои организацию процесса достижения этого результата. Метод проектов я использую не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Слайд 7. Цель проектной деятельности
направить учебно-познавательную деятельность школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Слайд 8. Задачи:
* Обеспечить взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем
* Усилить индивидуальную ответственность учащихся за конкретную работу
* Обеспечить практическую деятельность учащихся
* Организовать творческую деятельность учащихся в рамках заданной темы
* Ориентировать учебный процесс на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности.
Слайд 9. Из классификации современных проектов в процессе преподавания химии я использую практически все виды проектов, но предмет химии предполагает большее использование исследовательских, практико-ориентированных и информационных проектов.
Слайд 10. По продолжительности наши проекты бывают:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или являются его частью
Краткосрочные проекты
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Долгосрочные проекты выполняются во внеурочное время – это подготовка исследовательских работ на конкурсы и МАН.
Слайд 11.«Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением», говорил М.В.Ломоносов
Что дает моим ученикам участие в опытно-экспериментального проектировании:
Практическое погружение в эксперимент
Наглядность результатов своей деятельности
Видение практической направленности эксперимента
Неожиданность результатов
Осознание личностной роли от участия в эксперименте
Слайд 12.Впроцессе опытно-экспериментального проектирования
актуализируется и решается какая –либо проблема;
проводится исследовательская работа;
Учитель выступает в роли консультанта;
СЛАЙД 13.
проект выполняется самостоятельно обучающимися;
В результатах проекта стремимся видеть практическую значимость;
в конце проекта анализируем, что получилось, а что нет.
Слайд 14. Каждая лабораторная или практическая работа по химии – один из видов мини-проектов, которые подразумевают все этапы подготовки проекта. Например, урок решения экспериментальных задач, на котором учащиеся чувствуют себя в роли экспертов-криминалистов или медицинских лаборантов, когда учатся определять вещества по известным свойствам.
Слайд 15. Моими учениками были проведеныисследовательские проекты по химии.
1. Воздух, которым мы дышим. 2 «Очистка воздуха в жилом помещении». 3. Исследование качества продуктов питания.
4. Способы получения металлов, и др.
Исследовательские проекты по биологии и экологии
Витамины и их роль в жизнедеятельности человека, исследование наличия витаминов в различных продуктах.
Птицы нашей местности
Экологические проблемы нашей местности
Первоцветы Крыма, и др.
Сравнение клеточного строения растений
Исследование фитонцидных свойств комнатных растений
Готовили мои ученики и информационные проекты, на их основе проводили уроки-конференции, уроки-дискуссии, например:
Природные источники углеводородов
Способы получения металлов.
Химия в пищевых продуктах. Пищевые добавки.
Химия в быту
Химия в народном хозяйстве и др.
Слайд 16. Результативность проектной деятельности
Анализируя опыт работы организации проектной деятельности по химии можно сделать выводы:
- работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к химии,
- уроки проходят более оживлённо,
- увеличилось число обучающихся, выбирающих химию для сдачи экзамена,
- появился стимул не только получить хорошую отметку, но и получить хорошие знания, результат проделанной работы.
- формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах в школе, районе,республике.
Слайд 17.Результативность участия в защите исследовательских работ МАН:
«Изучение состояния заболеваемости туберкулезом в Советском районе» – Сулейманов Дилявер - I место в районом этапе (2011-2012уч.г.)
«Исследование особенностей организма к смешанной гипоксии и гиперкапнии учащихся Пушкинской ОШ» - Круглова Ирина – I место в районном этапе (2013 – 2014 уч.г.)
Слайд 18.«Исследование состояния и экологических проблем лесополос Пушкинского сельского совета» – Каракаш Мустафа – III место в республиканском этапе (2014-2015 уч.г.)
Слайд 19. Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Возможно для кого-то из моих учеников опытно-экспериментальная деятельность станет предметом будущей профессии.
Видео
Слайд 20. О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
М.В.Ломоносов
И в этом поможет использование метода опытно-экспериментального проектирования .