Развитие внимания и памяти на уроках математики у младших школьников с НОДА
Составила учитель начальных классов Черняк А.С.
Екатеринбург, 2017
Внимание - это активная характеристика процессов познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она фокусируется.
Внимание - это выборочная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность
Виды внимания
Непроизвольное - самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей.
Произвольное - обусловленное постановкой сознательной цели.
Послепроизвольное внимание -это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий высокого интереса к деятельности.
Свойства внимания
Объём внимания
Устойчивость внимания
Концентрация внимания
Распределение внимания
Переключение внимания
Нарушение внимания
Отвлекаемость
Рассеянность
Инертность
Чрезмерная подвижность
Младшие школьники с НОДА имеют малый объём, низкую устойчивость и концентрацию внимания. Функции распределения и переключения внимания ослаблены.
Упражнения применяемые на уроках математики:
1. Развитие наблюдательности «Найди отличие»
Предлагается 2 картинки с изображением предметов . Детям предлагается обнаружить различия
2. Развитие концентрации внимания
3. Увеличение объема внимания
Веселый счет
Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Назови и покажи все числа от 0 до 10 по порядку. Затем назови и покажи все числа от10до 0.
Назови и покажи все числа от 91 до 100 , написанные черным цветом; затем красным цветом.
Назови и покажи все числа от 100 до 91, написанные красным цветом, затем – черным цветом.
Назови и покажи числа от91 до 100 одновременно, написанные черным и красным цветом (и в обратном порядке).
Назови и покажи все числа от 91 до 100, написанные черным цветом и одновременно все числа от100 до 91, написанные красным цветом (и наоборот).
Перепутанные линии
Проверка таблицы умножения
Расставить в порядке возрастания
Расставить в порядке убывания
Графические диктанты
Веселые задачи
На кормушке 5 синиц
Раздели – ка корм для птиц
20 зернышек на 5
Ну, попробуй сосчитать!
8 маленьких зайчат за тетрадками спешат
Вот купили 40 штук для друзей и для подруг
Но не знают, как им быть? Как тетради им делить?
Ты зайчатами помоги: подели тетради ты!
Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
Когда сороке исполнится 4 года, что с ней произойдет?
Два сына и два отца съели 3 яйца. Сколько яиц съел каждый?
Раскрась фигурки, в которых получается: число 5 – зеленым цветом, число 6 – синим цветом, число 7 – красным цветом.
Распределение и переключение внимания
Память - самая долговечная из наших способностей
Память - комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию
Виды памяти
Различают три вида памяти:
1. наглядно – образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т.д.;
2. словесно – логическую, при которой преимущественно запоминают понятия, термины, схемы, формулы;
3. эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Двигательная память
Упражнения на развития памяти
Упражнения «Фигуры»
В парах с помощью счетных палочек (спичек) один ученик складывает фигуру, 1-2 сек показывает затем закрывает. а второй должен повторить
Упражнение «Фигуры»
Найди лишнее
Делимое, частное, плюс, деление, делитель
4,6,10,3,36
Прямоугольник, треугольник, ромб, квадрат, параллелепипед
Ученику необходимо за 30 секунд исключить элемент, не относящийся к группе других элементов .
Дети, начинающие обучение в начальной школе, невнимательны и часто отвлекаются. При достаточном развитии внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются аккуратно и четко, ребенок в состоянии контролировать свое поведение, ставить перед собой цель, планомерно решать поставленные задачи. Результатом развития навыков внимания у детей является улучшение любой деятельности
Спасибо за внимание!