«Тихий Дон» М.А.Шолохова: Урок-обобщение
Смысл, художественные особенности, проблема авторства
Ответим письменно на вопросы
- О чем, по Вашему мнению, роман «Тихий Дон»? Как Вы понимаете это и как объяснили бы не прочитавшим роман друзьям, родителям?
- Как вы считаете, что именно побудило Шолохова написать роман?
- Какую для себя важную идею (мысль) Вы сохраните в копилке жизненной мудрости после изучения данного произведения?
- На какую тему по роману Вы хотели бы написать сочинение (какую тему бы выбрали / сформулировали бы для себя)? Какую тему по роману Вы предложили бы для сочинения Вашему классу? (можно предложить варианты).
Подведем итоги изучения текста романа, узнаем новые подробности судьбы романа, обобщим данные о его художественных особенностях и философских идеях ПЛАН
- Ключевые сцены романа, задающие и суммирующие его смысл . Как данный смысл реализован в каждой из основных тем романа?
- Художественные особенности романа, выделяющие Шолохова среди русских писателей, сделавшие его лауреатом Нобелевской премии.
- Спор об авторстве романа и его окончательное решение (научные методики на службе нашего знания и решения спорных вопросов).
Символика в романе
- При создании большого художественного произведения автор, как правило, держит в сознании весь авторский замысел сразу.
- Читателю замысел и смысл романа открывается не сразу. Для того, чтобы приоткрыть читателю смысл произведения, авторы пользуются символические сцены, притчи. Особенно это присуще авторам – наследникам Серебряного века. Шолохов формировался как автор на его излете и поэтому символизм, тяготение к жанру притчи , построение текста из набора притч или из символических архетипических сцен его художественный стиль и его романы не обошло стороной.
- Как Вы думаете, в зачине романа, в его первых главах, может быть, есть такие эпизоды, которые позволяют нам понять, о чем этот роман и чем он закончится?
Ваши предположения?
Ловля сазана
Переводя дух, подвел Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана.
Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушел в глубину.
- Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.
Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.
- Отвоевался! - крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком. Посидели еще с полчаса. Стихал сазаний бой.
- Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождемся.
Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на разметанные под горой дворы хутора.
- Ты, Григорий, вот что... - нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, - примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой...
Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижженную солнцегревом шею, выдавил белую полоску.
- Ты гляди, парень, - уже жестко и зло продолжал старик, - я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперед упреждаю: примечу - запорю! Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, - жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.
- Наговоры, - глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу. - Ты помалкивай.
- Мало что люди гутарют...
- Цыц, сукин сын!
Григорий слег над веслом. Баркас заходил скачками. Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода. До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:
- Гляди не забудь, а нет – с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!
Промолчал Григорий.
Символический смысл эпизода
- Как данный фрагмент романа связан с дальнейшим текстом произведения?
- Эпизод задает вопрос: как же быть, если эпоха все равно сильнее тебя, все равно тебя погубит – как сазана, даже если ты захочешь сопротивляться обстоятельствам и самостоятельно выбирать свой путь – даже вопреки родительской воле – как пытался Григорий, выбирая Аксинью?
- Как же быть? Какой ответ Вы видите для себя на этот вопрос?
- А как отвечает на этот вопрос Шолохов? Стоит ли сопротивляться эпохе (и родительской воле)? Стоит ли иметь свой голос? Сазан противится сетям Пантелея Прокофьича. Судьба сазана предрешена. Это естественный процесс. Естественная «пищевая цепь» – люди ловят в реке рыбу, добывают пропитание. Невозможно противостоять естественному процессу, который сильнее тебя?Невозможно противостоять родительской воле и устоям социума?
- Григорий противится воле родительской и пытается искать правду в политических учениях. Правильный ли путь он выбрал? Как оценивает он этот путь в финале романа?
Возвращение домой
Утром на следующий день он подошел к Дону против хутора Татарского. Долго смотрел на родной двор, бледнея от радостного волнения. Потом снял винтовку и подсумок, достал из него шитвянку, конопляные хлопья, пузырек с ружейным маслом, зачем-то пересчитал патроны. Их было двенадцать обойм и двадцать шесть штук россыпью.
У крутояра лед отошел от берега. Прозрачно-зеленая вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев. Григорий бросил в воду винтовку, наган, потом высыпал патроны и тщательно вытер руки о полу шинели. Ниже хутора он перешел Дон по синему, изъеденному ростепелью, мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Еще издали он увидел на спуске к пристани Мишатку и еле удержался, чтобы не побежать к нему. Мишатка обламывал свисавшие с камня ледяные сосульки, бросал их и внимательно смотрел, как голубые осколки катятся вниз, под гору. Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына: - Мишенька!.. Сынок! Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца... Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти. Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово: - Сынок... сынок... Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил: - Как же вы тут?.. Тетка, Полюшка - живые-здоровые? По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил: - Тетка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью... От глотошной. А дядя Михаил на службе... Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.
Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына... Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром.
Чему учит финал романа?
- Сопротивления эпохе бесполезны, личный произвол опасен для тебя самого и вовлеченных в них людей?
- Подчиняйся традиции, цени свой дом, близких, семью, продолжи свой род, «неси свой крест и веруй»?
- Откуда это могло быть в мировоззрении Шолохова?
- Действительно ли эпизод с ловлей сазана становится кратким содержанием романа, предопределяет его финал и одинаково соответствует смыслу развития всех основных тем романа?
- Таким образом, смысл романа определяет мысль библейская «неси свой крест и веруй» и «мысль семейная», фатализм? Так ли это?
Воплощение символического смысла,
намеченного в вышеуказанных эпизодах
(по основным темам и сюжетным линиям романа):
- Тема гражданской войны и раскола эпохи.
- Судьба и мировоззрение, общечеловеческие ценности (народа, казаков) в романе.
- Судьба Григория Мелехова (поиск себя в эпоху мировых потрясений).
- Женские судьбы в романе.
Гражданская война
- Что главное сказал в романе Шолохов о гражданской войне? Почему она произошла? Раньше – было угнетение. Но казаки не вполне его видели, они достаточно свободны. Пришли большевики (рабочие-ремесленники, не крестьяне и не казаки), увлекли идеей освобождения от угнетения. К чему это привело? Бунт привел к большой крови и гибели и одних, и других…
- Смысл в том, что бунт нарушил крепкие устои казачьих семей и заставил членов одной и той же семьи идти друг против друга, убивать жителей своей станицы. Если сильные мира сего при прежнем строе угнетали «материально» – так, казаки были должны государству снаряжать сыновей на воинскую службу, то новые властители дум ведут к равенству, но это равенство через кровь.
- Рабочий не может понять уклада казачьего быта, не жалеет ценностей казаков. Получается, что в гражданской войне нет правых, есть три стороны – сами казаки (народ, банда Фомина) – большевики (рабочие, не казаки) – бывшие угнетатели (зажиточные казаки и помещики, дворяне).
- Важно, что казаки не заинтересованы в данной войне (см. образ дезертиров, спасших Григория Мелехова от решения вопроса о том, на чьей стороне он участвует в гражданской войне).
- На примере Григория Мелехова показано, как человек на сломе эпох и ценностных парадигм мечется, не зная, к какой стороне «фронта» примкнуть.
Тема судьбы народа
- Шолохов считается особенным мастером массовых сцен. У него в самые тяжелые моменты – например, в момент получения казаками известия о войне, говорит не один персонаж, а все люди, слышны голоса «хора» (как в античной трагедии). Иосиф Бродский скажет позже : «В настоящей трагедии гибнет не герой, гибнет хор»…
- Народ не понимает (словами Есенина) «Куда влечет нас рок событий».
- Чего хочет народ? В народе, как показывает Шолохов, крепки традиции.
- Известия о происходящем далеко, в столицах и на границах, до казаков доходят не часто.
- Они привыкли: по традиции собирать сыновей на воинскую службу, по традиции создавать по отеческому благословению семьи, растить детей, выращивать богатый урожай, слушать и уважать стариков, носить традиционную одежду, жить ярко – как ярка природа в станицах.
- Даже усадьбы, дворяне, помещики – для казаков что-то далекое и непонятное по укладу жизни. Только при нарушении традиций уклада жизни в казачьей станице они могут бежать в мир помещиков (как нанимаются к ним сбежавшие Григорий и Аксинья).
- Для народа не нужны перемены. Народу важна традиция, привычный уклад жизни. Непривычное – война, дает сбой традиционного уклада жизни, разрушает привычный мир.
Судьба Григория Мелехова
- Он казак, привык к традиции, службе, а три силы (царская армия, большевики, банда Фомина) пытаются по очереди, отвлекая от традиций казачьей жизни, использовать Григория как орудие в борьбе – он отвлечен раздумьями над судьбами эпохи, страны от традиционного уклада жизни казачества , выражаемого в формуле «служи, веруй, взращивай». Но ответить на эти думы и вопросы о происходящих событиях герой себе не может.
- Как две женщины находятся в сознании Григория, так и вера в разные политические силы у него в душе, между ними он выбирает. Но это выбор без выбора.
- Только оставшись без обеих женщин, отказавшись от поисков того, кто прав и кто виноват в политике, Григорий начинает понимать, что главное в его жизни – традиция, продолжение рода, дом…
- Не личная мысль и личный выбор, даже в любви, а заведенный уклад, обеспечивающий сохранение жизни, оказывается нужен герою… Жизнь его близких, его рода – жизнь всего казачества…
Судьбы женщин в романе
- «Казачка» – всегда прозвание для женщины вольной, смелой. Несколько моделей таких женщин-казачек показывает Шолохов. Можно сказать, что роман – энциклопедия судеб и типажей женщин казачества .
- Дарья – вольная, гибнет, приговаривает себя к гибели из-за «стыдной» болезни. Аксинья – не может сама выбрать свою судьбу, хочет быть свободной - судьба дарит ей за ее выбор ребенка, но ребенок и она сама умирает (во многом по вине любимого). Но к ней приходит мать Григория. В финале романа Аксинья почти становится приемной матерью детей Григория (по решению его сестры, после смерти его матери Ильиничны). По словам Дуняши, рекомендующей Григорию жениться на Аксинье, Ильинична говорила о том, что Григорий должен был жениться только на Аксинье. Пара осталась вместе, несмотря на все лишения, тоже по родительскому благословению, пусть и не полному , запоздавшему. Сама Дуняша еще до возвращения Григория зовет Аксинью помочь им по хозяйству. После смерти Ильиничны Аксинья сама забирает детей и любит их как детей Григория. Семейная мысль побеждает. Женщина может иметь право голоса, но она не может, как сазан, бороться с эпохой и с укладом жизни в казачьих семьях . Обе женщины наказаны за порыв к свободе против традиционного уклада.
- Девочки – дети в романе не выживают.
Судьбы женщин в романе
- Мать Григория и Дуняши Ильинична становится в романе символом мудрости и передачи традиции, ее благословение получают оставшиеся в живых дети. Ильиничне приходится принять в дом человека, ставшего причиной гибели ее сына Петра.
- Наталья подчиняется укладу, выходит замуж по воле родителей. Но все равно вынуждена страдать – накладывает на себя руки, не любима. Но ее нравственность ее спасает, она лучше двух предшествующих героинь – у нее есть дети.
- В финале романа Григорий неоднократно видит свою младшую сестру Дуняшу (она сама выбирает свое будущее – гроза войны, бунта завершилась). Образно говоря: женщина не имеет права на свободный выбор, он губит, как и эпоха, ее. Но новая эпоха несет женщине освобождение – чтобы поменялась судьба женщины, должна поменяться эпоха, уклад жизни. Сама женщина не может, не рискуя гибелью, идти на бунт против традиции. Дуняша выходит замуж по благословению матери, Ильиничны, с родовой иконой, объясняя, что если мать не благословит ее, то она уйдет, хоть и будет посмешищем всему хутору. Дуняша оказывается замужем за председателя ревкома Мишкой Кошевым, забывая ради семьи все противоречия. Их венчает священник.
Художественные особенности романа
Вспомним, когда, как и с чем вошел в литературу Шолохов? Это были рассказы, он в один день проснулся знаменитым.
Рассказы были близкими по стилистике к речи казачества. Это была традиция 1920-х годов: тяготение к сказу и орнаментальной прозе.
Проза Шолохова отличается яркостью языка (в этом она соответствует традиции прозы 1920-х годов.
Еще к ней принадлежали, например, Леонид Леонов (рассказы) и Алексей Толстой (пытавшийся позже, например, в романе «Петр Первый», воспроизвести также язык отдаленной эпохи).
К этому направлению – близки были и поиски Александра Серафимовича и других писателей.
Проза тех лет должна была
1) рассказывать,
2) отражать эпохальные и трагические события (именно о литературе этого времени Б.Пастернак сказал в стихотворении: «Рождается троянский эпос», имея в виду «Илиаду» Гомера),
3) быть яркой стилистически (сочетать черты сказа или тяготеть к поэтическому тексту, иногда к рубленой прозе).
У Шолохова сформировался вариант «цветистого», яркого, сочного языка, художественного, но близкого языку народного сознания.
Можно констатировать близость языка Шолохова стилистике Гоголя.
Всё вместе в 1920-е годы в прозе это называлось орнаментальная проза и сказовая проза (литературный сказ) .
Такой язык сохранился и в романе Шолохова.
Художественные особенности романа
- Полистилизм и многоголосие прозы романа связаны с чередованием трех типов эпизодов – поэтические описания природы / прошлого (тяготеют к стихотворениям в прозе), описание личных любовных взаимоотношений, изображение эпохальных событий политической жизни и гражданской войны. Стилистика данных эпизодов разнится: о данных темах нельзя писать одним и тем же стилем.
- Особенно уникальными, шолоховскими, являются описания природы и массовые сцены.
- Одна из специфических черт прозы романа – искусство психологизма – в том числе в детали (часто это деталь одежды, быта и т.п.). Шолохову присущ психологизм в детали (отражает состояние человека – радость, страдание, душевную боль, потерянность).
- В силу тяготения к традициям народной литературы (и фольклора) Шолохов тяготеет и к психологическому параллелизму - жизнь природы параллельна и отображает, синхронизирована с эмоциональной жизнью, душевной жизнью персонажа…
- Шолохов пришел в литературу как мастер новеллы – это прозаическое произведение с нестандартно развивающимся сюжетом, с неожиданными перипетиями (поворотами сюжета) и неожиданным финалом (разрешением ситуации). Обычно финал новеллы называют «лирический вздох»! Эту же специфику Шолохов перенес в роман. В романе повороты событий неожиданны, много перипетий, часты неожиданные финалы – сюжетных линий.
- Шолохову присущ высокий уровень драматизма, трагедийности. В чем специфика трагедии? Показывается неразрешимый конфликт, персонаж впадает в некую вину, ее загладить нельзя, в результате читатель наблюдает гибель или страдания героя, понимает, что они заслуженны (искупают вину). В силу этого читатель испытывает катарсис – противочувствование. Катарсис при ознакомлении с произведениями Шолохова, его романом, читатель испытывает особенно остро: мы сострадаем герою, но он имеет некую вину , поэтому мы понимает, что его страдания, а часто и гибель, – заслуженны.
- Роман Шолохова близок к роману-эпопее по охвату событий. Эпопея – «Илиада», «Одиссея» Гомера, «Война и мир» Л.Н.Толстого. Данные тексты рождаются только в эпоху глобальных потрясений.
Художественные особенности романа
- Все произведения Шолохова автобиографичны. В период гражданской войны за горячность и превышение полномочий он чуть не был расстрелян. По его словам: «Шибко я комиссарил». Был казаком, но отчим его – выходец из Рязанской губернии. Шолохов до старости сохранил выправку белого офицера! Частичку своего «я» в романе писатель отдает героям, стоящим по разные стороны баррикад. Так потом будет делать Юрий Трифонов – его любимые мысли высказывают отрицательные герои…
- Герои Шолохова сложные, противоречивые. Нет однозначно негативных персонажей (за редким исключением). Шолохов как бы говорит: «У каждого своя, пусть жестокая, правда. Но есть человечность и есть - бесчеловечность». Это главное, что он показывает в персонажах.
- Отличие Шолохова в изображении внутреннего мира персонажа – сложность, психологизм характеров персонажей, изображение их внутреннего мира, душевных колебаний.
- Трагизм романа, заложенное в его содержании противоречие: война, рознь пришли в мир, который был иным.
- Данный смысл отражен уже в противоречии названия и эпиграфов романа из казачьих песен, предвосхищающих его содержание и смысл (эпиграфы к книгам 1, 3-ей могут рассматриваться как пролог к соответствующим книгам романа).
- Отвечая на этический общечеловеческий философский вопрос – что такое добро и зло, Шолохов как бы говорит: «Добро – то, что способствует жизни. Зло – то, что разрушает и уничтожает жизнь».
Спор об авторстве романа и его окончательное решение
Спор об авторстве романа – с чем он был связан? Какие аргументы приводились?
Аргументы «против» авторства Шолохова
- Он слишком молод. До романа не писал крупных произведений, только рассказы.
- Шолохов не был очевидцем тех событий, которые описывает, не мог знать их подробностей.
- Роман был украден из сумки убитого казачьего писателя или скомпилирован, самому Шолохову принадлежит около 5 % текста. Возможно, это роман казачьего писателя Федора Крюкова (умер в 1920 г.).
- Тенденциозная дискуссия возобновилась в поздние советские годы, в частности за рубежом. Внес лепту журналист и писатель Рой Медведев, Александр Исаевич Солженицын и др. Началась с публикации супруги Б.В.Томашевского с сомнениями в авторстве романа.
Аргументы «за» авторство Шолохова
- Тематика и сюжетные линии романа предварительно отражались в рассказах Шолохова и других его произведениях.
- Научное исследование Гейра Хетсо (скандинавский ученый, исследователь творчества Достоевского – ему принадлежит одна из лучших книг по биографии Достоевского и ее связи с содержанием романа «Братья Карамазовы»; автор монографии о поэте пушкинского круга Евгении Боратынском и др.). Он составил частотный словарь романа, частотный словарь произведений Федора Крюкова и рассказов Шолохова, созданных до романа. Согласно статистическому анализу лексики, совпал состав лексики романа и рассказов Шолохова. После данного исследования вопрос об авторстве романа был решен.
Подведем итог урока
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что вам особенно запомнилось?
- Что еще Вам хотелось бы узнать о романе и его авторе?
- После окончания урока – сочинение на какую тему Вам хотелось бы написать?
- Просьба сформулировать тему (чтобы мы могли ее предложить классу) и составить примерный план сочинения.
НА ДОМ: ГОТОВИМСЯ К СОЧИНЕНИЮ ПО РОМАНУ 1) подробный план-конспект выбранной Вами темы сочинения - с примерами из текста и аргументацией своего мнения; 2) подготовка защиты своей темы перед одноклассниками.