Решила провести эксперимент с ребятами начальной школы. На протяжении трёх лет экспериментировала, применяя разные методы обучения, проводила наблюдения, делала выводы, вот как раз по теме первоцветы. Сначала использовала рассказ, думала новая тема, возрастные особенности и всё такое, и плюс презентацию в виде наглядности. Для закрепления материала - создание аппликации "Первый цветок", для облегчения и ускорения работы использовала шаблоны. Всё шло замечательно, но рассказ мой в большей своей степени в одно ухо влетел...и т.д. Создание одинаковых шаблонных апликаций первоцвета детям сразу не понравилось, они решили изменить хотябы цвета, чтобы аппликация одного отличалась от аппликации другого, после этого все остались довольны. На следующий год, уже с другими ребятами, я решила, опять буду рассказывать и покажу презентацию, но при закреплении по теме и в создании поделки не буду использовать шаблонов - дала волю творческому воображению, но полностью в вольное плавание не отпустила. Показала разные заготовки листьев, цветов, стебельков. Конечно вспомнили и выяснили, чем отличается первый цветок от всех остальных, для этого на аппликации необходима проталинка. Ребята приступили к работе: творческая мысль кипела, работы получились разные, даже выставку в классе организовали, но мой рассказ о первоцветах опять был не очень услышан, но в этом году был прогресс. На третий год я решила, что то, что говорю я - не очень значимо, ребята запоминают лишь малую долю того, что слышат, хотя я и сопровождаю всё слайдами. И в этом году я решила попробовать эвристическую беседу, очень боялась, как всё получится, дети маленькие...смогут понимать?..смогут отвечать?..В общем были одни сомнения и вопросы, но раз решилась отступать было некуда. Создала новую презентацию, сразу на слайды вставила основные вопросы, дополнительные зависили от ответов. Не могу передать какой был чудесный урок, дети рассматривали первоцветы на слайдах, замечали незначительные мелочи, всё время были внимательны и сосредоточены, отвечали на вопросы, даже не очень сильные ученики, всем было интересно, каждый трудился, была видна реальная мыслительная и творческая активность. К завершению беседы, ребята сами смогли рассказать какая должна быть аппликация первого весеннего цветка, они ничего не забыли и про разные формы, и про разные листья, стебли и цветы, и цвета, ну конечно же и проталинку, вот только как её сделать мне пришлось рассказать. Аппликации делали с большим воодушивлением, ни одна работа не была похожа на другую и материал ребята усвоили гораздо лучше. Наверно пора перестать бояться и использовать на занятиях больше нового, а то МЫ БОИМСЯ, а У РЕБЯТ ВСЁ ПОЛУЧАЕТСЯ...