«Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?» «Лаборатория методических проблем» (ЛМП)
Заседание МО классных руководителей
МБОУСОШ с. Высокое 2015-2016 учебный год
Руководитель МО: Кожевникова Т.И.
Цель: осознать, что творчество классного руководителя является мощным стимулом в учебной деятельности, благоприятным основанием для выстраивания сотрудничества взрослых и учащихся.
Основные идеи:
1. Выявить признаки творчества в деятельности классного руководителя.
2. Оценить уровень творчества классных руководителей в реальной практике, выявить опыт, заслуживающий изучения и применения.
3. Выработать общие правила успешной деятельности классного руководителя.
4. Определить возможности и условия дальнейшей интеграции усилий семьи и школы в воспитании учащихся.
5. Наращивание делового единства классных руководителей, опыта согласований позиций в воспитательной сфере.
Форма:
«Лаборатория методических проблем» (ЛМП) успешного воспитания. По особенностям организации ЛМП — организационно-деятельностная игра, по цели использования — развивающая, по характеру деятельности — интеллектуальная .
«Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство, Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век. Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек». Булат Окуджава
Анкета «Классный руководитель глазами учеников» Результаты анкетирования обучающихся 6-11 классов. Всего в опросе приняли участие 49 человек.
1. С каким настроение ты идёшь в школу? а)С радостью – 11 человек б) С предчувствием неприятностей- 6 человек в) с равнодушием – 18 человек г) с мыслью, что скорей бы всё кончилось – 14 человек
2.Если случаются неприятности, то они чаще всего исходят от: а) учителей-предметников – 7 человек б) товарищей по классу – 23 человека в) классного руководителя – 5 человек г) администрации – 0 д) кого-то (чего-то) другого – 14 человек
3.Какие должны быть, по-твоему, функции классного руководителя? А) «второй мамы»(«второго папы»)- 22 человека б)старшего товарища-защитника – 9 человек в) старшей сестры (старшего брата) – 1 человек г) контролёра за успеваемостью и дисциплиной – 17 человек
4.Каковы должны быть черты характера у образцового классного руководителя? Понимание, сдержанность, справедливость, доброта, должен быть умным, «немного злым»,отзывчивым, весёлым. Жизнерадостным, готовым помочь, увлекающимся, творческим, внимательным. Честным; находить общий язык со своим классом, проявлять мягкость к своему классу, проявлять заинтересованность в делах своего класса….
5. Какие отношения тебе хотелось бы установить со своим классным руководителем? Взаимопонимание; никаких; хорошие, дружеские, приятные, добрые, доверительные. доброжелательные, приятельские…
6. Чего не должен делать классный руководитель? Ругаться с учениками, выгораживать от наказания, выпрашивать хорошие оценки для учеников у других предметников, рыться в личных вещах, громко кричать; обвинять человека в том, чего он не совершал; обзываться, вредничать, унижать морально, мстить, ныть, пускать сплетни, материться. грозить указкой, грубить. ставить двойки, выбирать любимчиков и завышать оценки. снижать оценки из-за личной неприязни, срываться на учеников: ущемлять достоинство, сам не делать плохого и не учить этому детей.
7. Какое чувство ты испытываешь к классному руководителю? Чувство уважения к старшему; равнодушие; никаких; «когда ругается – злость, улыбается – любовь»; симпатия; плохое; когда как; доверие; гордость; никаких чувств; уважение; «хорошее (она ведь тоже человек)»; антипатию; доброе, по-разному….
8. Как часто бывают у тебя конфликты с классным руководителем? А) часто – 5 человек б) редко – 25 человек в) никогда – 19 человек
9.Каковы причины этих конфликтов? Не нравится, как классный руководитель; поведение; оценки; дежурство; участие в мероприятиях(танцы); «не вызывает к доске, когда я всё знаю»; меня не понимает; «не могу объяснить»; «я нарушаю правила»; «моя вспыльчивость»; «моя упрямость»….
10. Ты совершил проступок (разбил окно, сломал мебель, нагрубил учителю…). Ты ожидаешь, что в этом случае классный руководитель…… Поругает; вызовет родителей; проведёт беседу; поговорит серьёзно; выяснит обстоятельства; выяснит причины; разозлится; будет читать лекции о поведении; поставит на учёт; отвечает за меня; возникнет скандал; будет огорчён мной; вызовет полицию; «не накричит, а объяснит спокойно, что я не прав»; будет решать проблему с директором и родителями….
11. Ты считаешь, что твой класс: а) Сплочён и дружен – 19 человек б) разбит на группы – 20 человек в) состоит из индивидуалов. живущих по принципу «каждый сам за себя» - 10 человек
12.Как часто проводятся различные мероприятия в твоём классе? А) часто – 17 человек б) редко – 30 человек в) не проводятся – 2 человека
13. Можно ли сказать, что тебе повезло с классом? да – 33 человека нет – 10 человек не знаю – 6 человек
14.Какие классные мероприятия запомнились тебе больше всего? Почему? День Матери; День воинов – интернационалистов; «Неизвестный солдат»; «когда приходила библиотекарь»; «у нас нет»; «об увлечениях»; Вечер встречи выпускников; День Учителя, 8 Марта; Новый год; «История новогодней игрушки»;чаепитие на 8 Марта; подготовка к Осеннему Балу; «Татьянин день, потому что приезжали студенты»; «Шестиглавый дракон»; про СПИД; «Родословная»; «про чай»; мероприятия второго полугодия….
15.Что бы ты посоветовал классному руководителю?
- Прислушиваться к мнению детей; больше общаться с классом; «Вы хороший человек – терпите нас»; не принимать к сердцу глупые шутки и выходки; быть немного строже; быть поспокойнее; «подлечить нервы и не быть равнодушным»; «пусть будет такая, как есть»;поменьше ругаться; быть проще; научиться прощать старые обиды; быть добрым, внимательным и не злопамятным; быть более мягкими с детьми; относиться одинаково ко всем; «ничего, он идеален!»; терпения; побольше отдыхать и не нервничать; « меня в ней всё устраивает»….
«Совершенно несомненно, что нельзя воспитывать коллектив, если 15 педагогов будут воспитывать кто как умеет и кто как хочет». (А. С. Макаренко). «У нас весьма обыкновенное явление, что в одном и том же классе преподаватель одного предмета тянет в одну сторону, преподаватель другого - в другую, третьего - в третью, и все они сходятся в первоначальных воспитательных принципах; если еще считают нужным думать о них; а начальник смотрит только за внешним порядком, под кровом которого процветает самая пестрая воспитательная безурядица». (К. Д. Ушинский). «Образование без воспитания и ложно и опасно: то, что оно дает, это всего лишь полуобразование: чванливое, самоуверенное, тщеславное, заносчивое, оно вооружает бездуховность, развязывает в человеке волка». (И. Ильин). «Воспитание - высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно». (Р. Киплинг). «Учащиеся - прежде всего - сотрудники». (Н. К. Рерих).
Упражнение 1 «Цель» 1. Напишите, чего Вы хотите для себя в связи с темой заседания: а) прямо сейчас; б) к концу учебного года; в) через три года (или к моменту окончания школы воспитанниками). 2. Прочитайте написанное и определите, какую форму выражения своей Цели Вы использовали: позитивную или негативную.
Упражнение №2 «Предмет воспитания» 1. Предмет моей воспитательной деятельности –это…. а) формирование «Я» человека(физическое, материальное, духовное) б) психологическая защита личности в) воспитание чувства общности, сотрудничества г) поддержка, развитие чувства полноценности и принятия себя на этой основе д) формирование мотивов деятельности е) формирование отношения к людям и с людьми, к себе и с собой ё) формирование развивающихся потребностей человека
Работа в группах - Представьте, пожалуйста, предмет вашей воспитательной деятельности в классе с помощью фразы: ПРЕДМЕТ мой воспитательной деятельности – это _______________ __________________________________________________ (закончите фразу) ПРЕДМЕТОМ воспитательной деятельности в школе является __________________________________________________ (закончите фразу )
Упражнение 3 «Стратегия воспитания» Работа в группах Пожалуйста, представители групп дайте и «защитите» комментарий своей группы о названии воспитательной стратегии, обозначьте проблему, которую вы видите в ее реализации.
Критерии работы классных руководителей : Посещаемость учащихся. Отсутствие правонарушений и грубых нарушений дисциплины. Участие в делах школы. Ведение документации (журнал, журнал классного руководителя, папка классного руководителя) Система работы классного руководителя. Соблюдение учащимися формы одежды. Дежурства класса по школе. Отсутствие травматизма в классе.
«10 заповедей «классного» руководителя»: Умей выслушать - ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его. Не кричи. Не подавляй голосом - ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны. Найди, за что похвалить - ибо доброе слово и кошке приятно. Будь справедлива - ибо обиды больно ранят детскую душу. Умей видеть положительные качества ученика - ибо хорошего в детях больше, чем плохого. Зарази собственным примером - ибо кто-то должен быть паровозом. Защищай своего ученика даже перед педагогами - ибо в негативных моментах есть свои причины. Не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак. Поощряй инициативу учеников - ибо сделать все самой невозможно. Употребляй во время общения много ласковых слов - ибо классный руководитель - мать от завтрака и до обеда.
Вы думаете, «классным» быть легко? Не спать от мыслей долгими ночами И вслушиваться в шум учеников, И спорить с тем, кто не доволен мелочами. Прожить сто жизней, добрых и плохих, Чужой бедой болеть однажды. Да, может «классным» быть легко, Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый. Я никогда ни от кого не жду поблажек, И долю «классного» я с честью донесу. Должна возиться с кипами бумажек Порой ночами во втором часу И снова «классный» делом перегружен Но так ему не выжить одному. Ведь сам себе зачем он будет нужен. Когда не нужен он ученику?
Всем спасибо за работу!!! Новых успехов, новых достижений!!! Живите в радости, коллеги!