СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Каргопольская игрушка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каргопольская игрушка  отличается от игрушки из любой области России и своеобразной самобытностью, и  сюжетным исполнением, и своей душой. Например, в отличии от дымковской она  совершенно чужда городскому влиянию

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Каргопольская игрушка"»

Каргопольская утушка  «Мы — уточки-крякушки, кря-кря-кря!  Полетим мы, уточки, в теплые края.  Полетим мы, уточки, далеко-далеко.  Полетим мы, уточки, высоко-высоко.  Над широкими полями,  Да над синими морями,  От зимних буранов  В теплые страны.  Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Каргопольская утушка

«Мы — уточки-крякушки, кря-кря-кря! Полетим мы, уточки, в теплые края. Полетим мы, уточки, далеко-далеко. Полетим мы, уточки, высоко-высоко. Над широкими полями, Да над синими морями, От зимних буранов В теплые страны. Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

 Каргопольская игрушка  отличается от игрушки из любой области России и своеобразной самобытностью, и  сюжетным исполнением, и своей душой. Например, в отличии от дымковской она  совершенно чужда городскому влиянию

Каргопольская игрушка отличается от игрушки из любой области России и своеобразной самобытностью, и сюжетным исполнением, и своей душой. Например, в отличии от дымковской она совершенно чужда городскому влиянию

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА-  русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА-

русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.

 Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

 Глиняные фигурки прекрасны и самодостаточны ещё до того, как их коснётся кисть  мастера и они превратятся в настоящую Каргопольскую игрушку. Именно в лепке  лежит секрет выразительности Каргопольской игрушки. Фигурки лепятся из целого куска глины, который впитывает в себя тепло рук мастера и дух Каргополья. Однажды, взяв в руки Каргопольскую игрушку, вы вряд ли останетесь к ней равнодушны.

Глиняные фигурки прекрасны и самодостаточны ещё до того, как их коснётся кисть мастера и они превратятся в настоящую Каргопольскую игрушку. Именно в лепке лежит секрет выразительности Каргопольской игрушки. Фигурки лепятся из целого куска глины, который впитывает в себя тепло рук мастера и дух Каргополья. Однажды, взяв в руки Каргопольскую игрушку, вы вряд ли останетесь к ней равнодушны.

Возникновение промысла  Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Возникновение промысла

Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове — деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды — печных горшков, кубов, кринок, мисок. Участвовала вся семья: и мужчины, и женщины, и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом по всему Поонежью, ее возили в Архангельск, большой гончарный торг был в самом Каргополе.

Особенности производства  Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

Особенности производства

Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.

 Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.

Первоначально игрушки, как и посуда, были «обварными». После обжига раскаленное изделие погружали в «болтушку» — густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки черный кружевной узор. Украшенные процарапанным архаичным орнаментом, своей безыскусностью такие игрушки напоминали скорее произведения художников каменного века.

 Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х гг. гончарный промысел постепенно сошел на нет, еще раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. В начале 1930-х гг. гончарный промысел постепенно сошел на нет, еще раньше прекратилось изготовление игрушек. Лишь несколько мастеров продолжали их делать.

Особенности каргопольской игрушки  Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Особенности каргопольской игрушки

Самыми ранними из дошедших до нашего времени каргопольских игрушек можно считать работы И. В. и Е. А. Дружининых, работавших в 1930-40-х гг. В основном это одиночные фигурки мужичков и барынь, раскрашенные известью, сажей и цветными глинами. Они грубоваты по лепке, а их плоские лица и обобщенные детали фигуры и одежды напоминают древних каменных баб. В росписи фигурок сочетаются овалы, круги, кресты, пятна, также напоминающие древние орнаментальные мотивы.

Современная каргопольская игрушка  Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты.

Современная каргопольская игрушка

Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты.

 Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан — полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах. Среди других сказочных героев присутствуют лев, птица Сирин, конь о двух головах.

Использование новых форм и сюжетов  Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х гг. А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».

Использование новых форм и сюжетов

Сохраняя традицию, каргопольские игрушечники придумывают новые формы и сюжеты своих произведений. Так появились многофигурные композиции — тройки, возки, охоты и др. Их украшает не блеклый узор, наведенный цветной глиной по известковому фону, а яркая темперная роспись. В 1970-х гг. А. П. Шевелев, один из известнейших каргопольских игрушечников, пробовал делать поливные игрушки, которые напоминали прежние, «обварные».

Бабкина и другие мастера  Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу.

Бабкина и другие мастера

Среди каргопольских игрушечников особое место отведено У. И. Бабкиной, единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Она запомнила с детства сказочного полкана и первая вновь стала лепить его. Многие современные мастера учились у нее забытому ремеслу.

 Во селе Гриневе  Бабушка Ульяна  Чудеса творит  Из глины из дужмяной   Как в избе-то  У старательной старушки  Вдоль по лавкам человечки  Да зверушки... памятный знак у дома мастерицы

Во селе Гриневе Бабушка Ульяна Чудеса творит Из глины из дужмяной Как в избе-то У старательной старушки Вдоль по лавкам человечки Да зверушки...

памятный знак у дома мастерицы

 БАБКИНА Ульяна Ивановна (1888-1977), каргопольская мастерица, хранительница традиций каргопольской игрушки.

БАБКИНА Ульяна Ивановна (1888-1977), каргопольская мастерица, хранительница традиций каргопольской игрушки.

Приобщение к гончарному делу  Родилась в деревне Гринево Каргопольского уезда — старинном гончарном центре. С детства помогала родителям в гончарном и игрушечном промысле. Когда промысел угас, она продолжала изготавливать глиняные игрушки — «бобки». В 1950-е гг. Бабкина заинтересовала своими работами нескольких односельчан, которые взялись за забытое мастерство.

Приобщение к гончарному делу

Родилась в деревне Гринево Каргопольского уезда — старинном гончарном центре. С детства помогала родителям в гончарном и игрушечном промысле. Когда промысел угас, она продолжала изготавливать глиняные игрушки — «бобки». В 1950-е гг. Бабкина заинтересовала своими работами нескольких односельчан, которые взялись за забытое мастерство.

Особенности бабкинской игрушки  Игрушки У. И. Бабкиной, простые по форме, очень выразительны и разнообразны по сюжетам. Мастерица расписывала их масляными красками по белому меловому фону, используя всего три-четыре цвета. Среди ее излюбленных персонажей непременные полканы, медведи, олени, фигурки людей. Интересны сюжетные сценки: «Молодые на диване», «Охота на белок», «Поезжане».  Ее персонажи одеты то в городскую  одежду, то в крестьянское платье с  традиционными каргопольскими  узорами.

Особенности бабкинской игрушки

Игрушки У. И. Бабкиной, простые по форме, очень выразительны и разнообразны по сюжетам. Мастерица расписывала их масляными красками по белому меловому фону, используя всего три-четыре цвета. Среди ее излюбленных персонажей непременные полканы, медведи, олени, фигурки людей. Интересны сюжетные сценки: «Молодые на диване», «Охота на белок», «Поезжане».

Ее персонажи одеты то в городскую

одежду, то в крестьянское платье с

традиционными каргопольскими

узорами.

Возрождение старинного промысла В 1960-е гг. работами У. И. Бабкиной заинтересовались известные искусствоведы и коллекционеры, которые оказали большую поддержку в возрождении старинного промысла. С этого времени ни одна крупная выставка народного искусства не обходилась без работ мастерицы. Ее игрушки находятся во многих музейных коллекциях. К столетнему юбилею У. И. Бабкиной на ее могиле был поставлен памятник работы скульптора В. М. Клыкова.

Возрождение старинного промысла

  • В 1960-е гг. работами У. И. Бабкиной заинтересовались известные искусствоведы и коллекционеры, которые оказали большую поддержку в возрождении старинного промысла. С этого времени ни одна крупная выставка народного искусства не обходилась без работ мастерицы. Ее игрушки находятся во многих музейных коллекциях.
  • К столетнему юбилею У. И. Бабкиной на ее могиле был поставлен памятник работы скульптора В. М. Клыкова.
 Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелевых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

Каргопольский промысел всегда был семейным — у Шевелевых, Завьяловых, Рябовых и др. секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Только в 1967 в Каргополе открылось отделение Архангельского предприятия «Беломорские узоры». В городе работает Школа искусств, где детей учат и лепке игрушек.

 Сейчас в мастерской глиняной игрушки работают 30 мастеров. Каждый месяц здесь рождается около 6 тысяч новых игрушек.  Продукцию отправляют в разные города нашей страны. Шестую часть ее продают в Каргополе.

Сейчас в мастерской глиняной игрушки работают 30 мастеров. Каждый месяц здесь рождается около 6 тысяч новых игрушек.

Продукцию отправляют в разные города нашей страны. Шестую часть ее продают в Каргополе.

 Фигурки людей и животных приземисты, тяжеловесны, у них короткие ноги, толстая, короткая шея, крупная голова. Они грубоваты и неуклюжи, но устойчивы и монолитны.

Фигурки людей и животных приземисты, тяжеловесны, у них короткие ноги, толстая, короткая шея, крупная голова. Они грубоваты и неуклюжи, но устойчивы и монолитны.

 Каргополь - маленький кусочек земли северной, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, - стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла.

Каргополь - маленький кусочек земли северной, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, - стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла.

Литература Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978. Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979. Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — Л.: Художник, 1986. Гунн Г. П. Каргополье и Онега. — М.: Искусство, 1989.

Литература

  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. — М.: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. — М.: Просвещение, 1979.
  • Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. — Л.: Художник, 1986.
  • Гунн Г. П. Каргополье и Онега. — М.: Искусство, 1989.