СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация классного часа "Что такое счастье?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение. Проблемы и методы в работе по духовно – нравственному воспитанию с учащимися.

 

В наше время перед любым учителем и классным руководителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозвратимый и невосполнимый урон. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и, прежде всего,  классный руководитель.

 

Общими ценностями учителей и учащихся продолжают выступать здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе, надёжность, образование. Однако дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям: карьере, собственности, общительности, тогда как для педагога карьера и собственность малозначимы.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств:

- классные часы,

- праздники,

- экскурсии.

 Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, но важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей.   Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая  эффективность.

Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих воспитанников нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час. Проведение классных часов заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный час – это необычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запомнился учащимся, оставил след в их сознании, повлиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при его подготовке и проведении.

Предлагаю разработку классного часа (час общения) «Что такое счастье…» (сценарий для учащихся 10-11 классов).

 

 

Цель.

       Помочь учащимся осмыслить истинное значение слова «счастье».

 

Объект исследования.

Смысл и значение слова «счастье».

 

Предмет исследования.

Понимание значения слова «счастье» у взрослых и учащихся.

 

Актуальность.

         Каждый хочет быть счастливым, поэтому должен знать, что означает слово «счастье» и как его достичь.

 

Задачи.

  1. Воспитывать культуру взаимоотношений, понимание значимости счастья

    в жизни человека.

  2. Формировать нравственные качества личности.

  3. Нацелить на здоровый образ жизни.

     

    Оформление.

  4. Из копилки мудрых изречений (высказывания о счастье).

  5. Выставка книг.

     

    Оборудование.

  6. < >< >  (просмотр фрагментов из фильмов).

    Вступительное слово классного руководителя.

    Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Мне приятно видеть вас здесь, в этом     уютном классе…

        Сейчас многие вопросы выносятся на обсуждение. Телевидение предлагает нам различные шоу – программы. Мы часто обсуждаем программы  Малахова «Пусть говорят»… И сегодня наша встреча посвящена волнующей всех теме: «Что такое счастье…»

        Ж.Руссо писал: «Каждый хочет быть счастливым, но чтобы достичь счастья, необходимо знать, что такое счастье».

        Ребята, давайте заглянем в школьный философский словарь и узнаем, какое толкование слова счастье даётся в нём.

  7. Выступления учащихся.

        1. Счастье – эмоционально – приподнятое состояние удовлетворённости человека своей жизнью, достигнутой целью, исполнением заветных желаний. Представления о счастье связаны с конкретными условиями человеческого бытия, положением людей в обществе, характерными для данной эпохи ценностями и идеалами, а также с истолкованием человеком смысла жизни.

        2. Счастье каждый человек понимает по – своему: кто – то видит его в достижении личного благополучия, кто – то в любви, кто – то в поисках истины, кто – то в творчестве, кто – то в борьбе за свободу и процветание родины и так далее. Но как бы человек не понимал счастье, стремление быть счастливым отражает неудовлетворённость его своей жизнью, потребность в преодолении препятствий на пути к желанной цели, к идеалу. Счастье человека возможно тогда, когда  личные интересы он согласует с интересами окружающих, когда, ставя нравственные цели, он выбирает и нравственные средства для их достижения.

        3. Платон писал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное». Нельзя быть счастливым ценой несчастья других людей.

        Нередко в мечтах люди понимают счастье как блаженство, покой. Однако удовлетворённость по достижении цели, радость по поводу исполнения желаний временны, за ними вновь следуют поиски, но теперь уже более высоких целей, возникают новые желания и потребности. А это значит, что нет ни вечного покоя, ни постоянного счастья.

  8. Слово классного руководителя.

        Ребята, я всегда делюсь с вами своими впечатлениями о новых прочитанных книгах, волнующих статьях в газетах, журналах. Я познакомилась с книгой Владислава Татаркевича «О счастье и совершенстве человека». И сегодня ваш одноклассник расскажет вам об этой книге.

  9. Выступление учащегося.

         Я прочла книгу В. Татаркевича «О счастье и совершенстве человека». В первую очередь, мне запомнилась формула счастья, которую вывел В. Татаркевич: «Счастьем является постоянное удовлетворение жизнью. Счастье в желании достичь определённой цели».

         В. Татаркевич, создавая книгу, более 20 лет собирал всё, что так или иначе касалось этой темы. Это своего рода мозаика, калейдоскоп мнений, представляющих и обыденные суждения, и здравый смысл, и случайные оценки, и мудрость жизненного опыта. Причину различий во мнениях о счастье Татаркевич видит в различном понимании, неоднозначном смысле слов – счастье, судьба. Различные авторы схватывают лишь одну какую – либо сторону, один момент интересующего их предмета, не замечая других его сторон.   

            Понять предмет можно лишь при учёте всей совокупности его связей; это тем более важно, что такие понятия, как благо, добро и зло, счастье обладают переменным содержанием, зависящим от отношения, через призму которого они рассматриваются. Когда поэт восклицает: «А счастье было так возможно…», он вкладывает в это понятие «счастье» весьма ограниченный смысл, берёт его лишь в одном конкретном значении: ожидании ответной любви. Когда А.С.Пушкин спрашивает                

                                         Но был ли счастлив мой Евгений,

                                         Свободный, в цвете лучших лет,

                                         Среди блистательных побед,

                                         Среди вседневных наслаждений?

И тут же отвечает: «Нет». То он имеет в виду счастье именно как целостное ощущение. Ощущение жизни складывается из массы частных составляющих, но совсем не обязательно иметь их все, чтобы обладать целостным мироощущением. Вот это, вероятно, и есть главное при выяснении источников счастья: постоянные и непостоянные; материальное благополучие, положение в обществе, семейное счастье и так далее.       

  1. Слово классного руководителя.

        Итак, дорогие ребята, из выступлений ваших одноклассников мы узнали, что счастье – эмоционально – приподнятое состояние удовлетворённости человека своей жизнью, достигнутой целью, исполнением желаний. Счастье не бывает вечным, оно может быть и мгновенным. Даже просто момент, когда, например, какая – нибудь боль «отпускает», может восприниматься  счастливым.

    Толкование слова счастье волновало и философов, и поэтов. А вы знаете, ребята, что есть замечательное стихотворение Э.Асадова, дающее ответ на вопрос «что такое счастье?»

  1. Выразительное чтение стихотворения учащимся.

                                            Э.Асадов. «Что такое счастье?»

                                              Что же такое счастье?

                                              Одни говорят – это страсти,

                                              Карты, вино, увлечения –

                                              Все острые ощущения.

                                              Другие верят, что счастье

                                              В окладе большом и власти,

                                              В глазах секретарш пленённых,

                                              В трепете подчинённых,

                                              Третьи считают, что счастье –

                                              Это большое участие:

                                              Забота, тепло, внимание,

                                              И общность переживаний

                                              По мнению четвёртых, это –

                                              С милой сидеть до рассвета,

                                              Однажды в любви признаться

                                              И больше не расставаться.

                                              Есть и такое мнение,

                                              Что счастье – это горение,

                                              Поиск, мечта, работа

                                              И дерзкие крылья взлёта.

                                              А счастье, по – моему, просто

                                              Бывает разного роста:

                                              От кочки и до Казбека –

                                              В зависимости от человека.

     

      

  2. Слово классного руководителя.

       1.«Хочешь  быть счастливым – будь им», - так говорил небезызвестный Козьма Прутков. Только вот как достичь этого состояния? Человечество всегда интересовал этот вопрос.

     Каждая эпоха вырабатывала своё представление о счастье. И хотя счастье сугубо индивидуально и сколько людей на планете, столько и вариантов этого чувства, но есть всё же свои закономерности, свои составляющие, и они известны. Если взять сферу межличностных отношений – наивысшего счастья человек достигает в любви, в семье, рождении и воспитании детей.   

        Совсем недавно мы отмечали юбилей (80 летие со дня рождения) нашего земляка В.Тихонова.  Давайте вспомним героев из фильма «Доживём до понедельника». Ребятам из фильма было трудно рассуждать и мечтать о семейном счастье, говорить открыто об этом.

       2. Просмотр фрагмента из  фильма С.Ростоцкого «Доживем до понедельника» и обсуждение.

    «Счастье-это когда тебя понимают.»

  3. Известен афоризм Л.Н.Толстого «Счастлив тот, кто счастлив дома».

    Выступление мамы учащегося. Она рассказывает о семейном счастье.

  4. Каждый человек счастлив по – своему. Счастье у каждого своё. Человек – творец своего счастья.

    Просмотр фрагмента из нового фильма «Ирония судьбы» (эпизод в лифте). Обсуждение.

  5. Слово классного руководителя.

    «Кто нашёл счастье, тот всё нашёл». ( Ламетри)

    «Кто может рассказать о счастье? Только тот, кто сам его создаёт…»( А.Жид)

    Счастливым является тот,

  6. кому сопутствует счастливая судьба,

  7. кто познал самые сильные радости,

  8. кто обладал наивысшими благами или, во всяком случае, положительным балансом жизни,

  9. кто доволен жизнью.

     Ребята, я познакомилась с книгой «Азбука для несовершеннолетних». В этой книге есть глава «Счастье». Она начинается необычно:

    «Дорогая редакция! Вынуждена признаться в том, в чём обычно признаются немногие: я несчастлива. Каждый вкладывает в понятие «счастье» то, чего ему не хватает. Но если бы я знала, чего не хватает мне. Есть муж, растёт сын, материально обеспечена, здорова… Может быть, я неправильно представляю себе счастье? Или оно не у всех бывает? Кто может научить счастью и можно ли ему научиться?

    Ребята, а можно ли научить быть счастливым?(Нет.)

  10. Можно ли научиться быть счастливым?( Да. Человек-творец своего счастья.)

  11. Выступления гостей. Они рассказывают о своем счастье.

  12. Зам.Главы Администрации городского поселения Большие Дворы.

  13. Учитель, работающий в данном классе (счастье-работа).

  14. Медицинский работник (счастье-здоровье).

  15. Вопросы для беседы.

    -Ребята, а ваше счастье сегодня? Как вы его представляете?

    -Кто может рассказать о своем счастье?

    Ребята делятся своими впечатлениями, представлениями о счастье.

    А вы знаете, что   газета «Аргументы и факты» проводит конкурс счастливых историй. В газете есть рубрика  под названием «Счастье – это ты».

    Знакомство с одной историей из газеты. Обсуждение.

    Заключительное слово учителя.

    Да, счастье у каждого своё. Счастье –это семья, любовь, работа, поиск, борьба, мир на Земле, материальное благополучие, здоровье…

    Дорогие ребята, мне очень нравятся слова из известной песни.

         

                            Я желаю счастья вам,

                            Счастья в этом мире большом,

                            Как солнце по утрам,

                            Пусть оно заходит в дом.

     

                            Я желаю счастья вам,

                            И оно должно быть таким,

                            Когда ты счастлив сам,

                            Счастьем поделись с другим.

     

      Пусть у нас в мире будет больше счастливых людей…

     

           Я хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность.

    Приложение.       

     Из копилки мудрых изречений.

  16. «Кто нашел счастье, тот все нашел» (Ламетри).

  17. «Кто может рассказать о счастье? Только тот, кто сам его создает» (А.Жид).

  18. «Счастье представляет собой удовлетворение жизнью в целом» (Г.Рэшдол).

  19. «Счастье перемежается с несчастьем, как роза с шипами» (В.Коховский)

  20. «Счастье -это борьба» (К.Маркс).

  21. «Нет подлинного счастья без подлинных потребностей» (Вольтер).

  22. «Счастливый осознает свое счастье только тогда, когда задумывается о нем» (Сенека).

  23. «Счастье как здоровье: когда его не замечаешь, значит оно есть» (И.Тургенев).

  24. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Толстой).

  25. «Счастье –это ты!» (Из кинофильма «Всегда говори всегда»).

    .