Личностно-ориентированное обучение учащихся. Формы и методы. Мальсагов Микаил Исаевич МБОУ СОШ №3 с.Чермен
Согласно модернизации школьного образования необходимо решить много задач, одними из которых являются: 1. Необходимо сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников. Сформировать у них практические навыки самообразования. 2. Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность). 3. Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса. 4. Обеспечить подготовку выпускников к решению жизненно важных задач.
А одним из условий решения данных задач является вариативность и личностная направленность общего образования. Личностно-ориентированное обучение– это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективность процесса учения. Основным принципом разработки личностно ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Личностно-ориентированное обучение - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения. Реализация личностно-ориентированной системы обучения является инновационным процессом (в современное время), поскольку необходимо перейти от обучения как нормативно построенного процесса к учению как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки.
Существуют, по меньшей мере, два подхода к личностно-ориентированному обучению. Первый из них, предполагает воздействие на личность ученика с целью более эффективного усвоения им внешнего содержания образования. Личностные особенности ученика в этом случае учитываются для того, чтобы соответствующим образом выстроить или подобрать наиболее оптимальное для него содержание. Другой подход не предполагает прямого образовательного воздействия на ученика, а направлен на организацию образовательной среды, находясь в которой ученик выстраивает свое образовательное движение. Для сопровождения учебной деятельности ученика применяются различные образовательные технологии, предусматривающие личное целеполагание каждым учеником и его индивидуальную образовательную траекторию.
Личностно-ориентированный подход к образованию предполагает и другое – новое понимание таких неотрывных от педагогики терминов, как нормы, нормативность, критерии и т.д. Традиционный подход в известной степени характеризовался нормативным мышлением, желанием во что бы то ни стало добиться достижения некой провозглашаемой нормы. Особенность нового представления заключается в том, чтобы признать ценностью динамику позитивных изменений в личностном развитии ученика и стремлении к ним, а “норму” рассматривать как промежуточную, а не конечную цель образовательного процесса.
Характеристика личностно-ориентированного образования не может быть полной, если не раскрыты его содержательные аспекты. Содержание личностно- ориентированного образования определяется его направленностью на удовлетворение потребностей человека, то есть потребностей и смысла его бытия и личностного существования: свобода и свободный выбор себя, своего мировоззрения, позиции, поступков, самостоятельность, саморазвитие и самореализация, самоопределение и творчество.
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного “я” и научиться управлять им.
В соответствии с этим содержание личностно-ориентированного образования должно включать в себя то, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности, т.е. включать следующие компоненты: • аксиологический (имеет целью введение учащихся в мир ценностей и оказание им помощи в выборе личностно-значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов); • когнитивный (обеспечивает учащихся системой научных знаний о человеке, культуре, истории, природе, ноосфере как основе духовного развития); • деятельностно-творческий (имеет целью формирование у учащихся разно-образных способов деятельности, творческих способностей, оригинальных подходов к решению задач); • личностный (обеспечивает самопознание, развитие рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения, формирования жизненной позиции).
И здесь следует отметить совершенно иное отношение учителя к ученику. Т. е. в личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога: • оптимистический подход к ребенку и его будущему, как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью адекватных средств); • отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по соб-ственному желанию и выбору.
Урок — основной элемент образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому содержанию. Конечно, работа на уроке с субъектным опытом учащегося требует специальной подготовки: не просто изложения своего предмета, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме урока.
Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе личностно-ориентированного обучения важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели: 1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт уча-щихся; 2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе; 3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
4) использование в ходе урока дидактического материала, позво-ляющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания; 5) оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. 6) Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные; 7) Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Критерии эффективности урока : 1) использование проблемных заданий; 2) применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала; 3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 4) обсуждение с детьми в конце урока не только того, что узнали (овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому; 5) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
6) оценка (поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, какова динамика его продвижения в освоении ЗУНов; 7) отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность. 8) При задании на дом называются не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Учитывая все выше изложенное, можно сделать следующие выводы: 1. При планировании урока необходимо учитывать: - индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику); - индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль); - индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).
2. Необходимо выявлять индивидуальность каждого ученика (независимо от его успеваемости) по следующим параметрам: - выявление содержания его субъектного опыта, включенного в образовательный процесс; - предоставление ученику возможности выбора (самостоятельно, по собственной инициативе) способов учебной работы с программным материалом, подлежащим усвоению, а также выбора формы работы на уроке (индивидуальной, групповой), типа ответа (у доски, с места), характера ответа (письменно, устно, развернутый рассказ, анализ ответа товарища и т. п.); - оценка не только результата, но главным образом процесса его достижения.
Конечно, мы рассмотрели не все вопросы, связанные с данной технологией. Педагогам, которым она интересна и которую они выбирают для освоения и использования, необходимо продолжить изучение совокупности методов обучения, используемых в рамках данной технологии.
Спасибо за внимание !