Личные местоимения
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
Обучающая:
познакомить с особенностями употребления
местоимений 2 лица;
повторить изменение местоимений по лицам, числам,
по родам (3 лицо, ед. ч.).
Развивающая:
развивать умения правильно употреблять личные
местоимения в речи.
Воспитывающая:
воспитывать интерес к русскому языку;
способствовать эстетическому воспитанию детей.
О какой части речи говорится в стихотворении?
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их
себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать, На их значение мне надо указать.
П. Чесноков.
Местоимение - это часть речи, которая указывает на
А) признаки, предметы, действия;
Б) количество, действия, предметы;
В) признаки, предметы, количество;
Г) действия, количество, признаки.
Роль местоимений
Местоимение заменяет существительное, прилагательное или числительное. Местоимения
не называют предмет, признак или
количество,
а указывают на них.
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь.
Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же слова.
«Толковый словарь» С.И. Ожегова
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, личностью
(т.е. человеком).
Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.
Особенности склонения личных местоимений
1 особенность склонения
При склонении личных местоимений
2 особенность склонения
иногда меняется все слово, например:
Иногда в корне происходит чередование, например:
3 особенность склонения
Тебя – тобой
Местоимение 3-его лица изменяется по родам
И. п. - Я
4 особенность склонения
При присоединении предлогов к местоимениям
Меня - мне
Он , Она , Оно
Р. п. - Меня
3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале, например:
К нему
У неё
Найдите личные местоимения. Определите их падеж, число, начальную форму.
1. Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонок трепет...
Чем иным тебя прославить
Жизнь души, весны приход.
2. Ещё дрожат цветы, полны водою
О, не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой.
3. Светила, как детский взор, река, и ветви
Ив склонились к ней.
Роль в предложении Сделайте синтаксический разбор.
Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперёд.
П одберите местоимения и прилагательные к существительным
Тюль
Рояль
Такси
Жюри
Бандероль
Повидло
Кофе
Особенности употребления местоимений 2-го лица.
- В русском языке есть особенности: к старшим
по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся
на « Вы». Таковы нормы этикета (правил поведения
в обществе). Раньше на « Вы » называли родителей.
Эта старинная традиция сохранилась сейчас кое-где
в сельской местности.
2. Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо.
Т.е употребляется в обобщённом значении .
Например:
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу?
Подведем итоги
- Какой разряд местоимений мы сегодня изучали? Перечислите все местоимения.
- Как пишутся местоимения с предлогами?
- Какое фонетическое явление можно отметить у личных местоимений
1 и 2 лица при склонении?
- Какую синтаксическую роль
- выполняют личные
- местоимения?