Просмотр содержимого документа
«Презентация "Лекция в свете личностно- ориентированного обучения "»
Лекция в свете личностно- ориентированного обучения
Савина И.П.
Основные понятия 1 . Личностно ориентированное обучения (ЛОО) – максимальная передача инициативы в ходе занятий студентам. 2. Эмпатия – сопереживание, проникновение в мир другого человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его таким, каков он есть без всяких предварительных условий. 3. Лекция - (лат. lectio чтение) устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Достоинства ЛОО
- 1. Комфортность, бесконфликтность условий ее реализации.
- 2.Положительные эмоции – основа более высокой эффективности обучения.
Условия реализации ЛОО
Активные формы проведения занятий:
- Лекции: диалог, проблемная, визуализация, бинарная, провокация
- консультация, собеседование, реферат,
- экскурсия, выездное занятие,
- деловая игра, диспут, «круглый стол», конференция
Значимость лекции
- Дает систематизированные основы научных знаний по дисциплине,
- Раскрывает состояние и перспективы развития конкретной науки,
- Контролирует внимание студентов на более сложных и основных вопросах,
- Стимулирует активную познавательную деятельность.
Лекция- визуализация
- Содержание – развернутое или краткое комментирование просматриваемых визуальных материалов (например, опорный конспект).
- Основной элемент образно-ассоциативной конструкции является опорный сигнал - единичный ассоциативный образ, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстановить в памяти известную ранее информацию
Опорная схема (ОС)1 к теме «Учение о иммунитете»
ОС 2 к теме «Учение о иммунитете»
ОС 1 Муковисцидоз
ОС 2 Фенилкетонурия
ОС к теме «Генные болезни»
Слайд-лекция
- В виде слайдов с речевым сопровождением.
- После логически завершенной мысли проверочный тест по прочитанному отрезку лекции.
Структура лекции с обратной связью способствует активизации внимания и повышению уровня усвоения
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ к слайд- лекции по теме «Учение о инфекции »
- Дополните текст : «Главным отличием инфекционного заболевания от соматического является ….. »
- Дополните текст : « После укуса клеща ребенок заболел энцефалитом, такой механизм передачи
- называется ….»
- Дополните текст : « Период инфекционного заболевания, в котором происходит размножение возбудителя в организме, но еще отсутствуют какие-либо клинические проявления заболевания, называется ….. »
Слайд –лекция по теме «Гаметогенез» Подведем итоги:
1
2
3
4
Слайд –лекция по теме «Гаметогенез»
Подведем итоги:
Какой полюс яйцеклетки называется анимальным? Вегетативным?
Полюс, на котором активная цитоплазма с ядром – анимальный, противоположный, с большим количеством желтка – вегетативный.
На какой день месячного цикла происходит овуляция яйцеклетки?
На 14 день.
Какое время после овуляции яйцеклетка способна к оплодотворению?
До 48 часов.
Лекция с заранее запланированными ошибками
- При изложении материала допускаются ошибки (содержательные, орфографические).
- В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок
Результат лекции с ошибками
- создает повышенный эмоциональный фон, активизирует познавательную деятельность студентов.
- выполняет не только стимулирующую функцию, но и контрольную .
Поведение студентов на такой лекции характеризуется определенной двуплановостью:
- с одной стороны восприятие и осмысление учебной информации;
- а с другой стороны - своеобразная «игра» с преподавателем.
«Ошибки»
- Эукареоты, гинетика, мидицина, цытоплазма
- У человека 44 хромосомы
- Бактерии –ядерные организмы и т.д.
Проблемная лекция
- Новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации.
- Процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности.
- Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.
Хронокарта проблемной лекции по теме «Медицинская гельминтология»
Организационный момент : 15 мин
- Сообщение темы занятия.
- Постановка проблемы. 5 мин
- Формулировка цели. Мотивация. 5 мин
- Перечисление ключевых понятий лекции.
- Последствия гельминтозов. 5 мин
Проектирование основной части лекции 60 мин
- Разбор основных моментов гельминтных инвазий. 20 мин
- Разбор ключевых понятий: 20 мин
- Разбор профилактики гельминтозов 20 мин
- - Этап рефлексии 10 мин
- Вопросы к студентам. 5 мин
- Побуждение студентов к постановке вопросов. 5 мин
- Домашнее задание, диагностика результативности процесса обучения 5 мин
Проблемный вопрос
- Некоторые оценки, выполненные как в США (Росс Андерсон), так и в России (Н.Кравченко), сообщают, что 95—99 % населения имеет паразитов, но не знают об этом. Как это можно объяснить?
- В отличии от малоэффективной лекции традиционной педагогики, лекция, ориентированная на ЛОО, необходима и жизнеспособна.