СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "М.В. Ломоносов", окружающий мир 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даная презентация поможет в проведении интересного урока

Просмотр содержимого документа
«Презентация "М.В. Ломоносов", окружающий мир 4 класс»

М.В. ЛОМОНОСОВ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС Учитель: Хмеленко В.А.

М.В. ЛОМОНОСОВ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 КЛАСС

Учитель: Хмеленко В.А.

Кроссворд 1. Прозвище Петра I. 2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове. 3. Вторая крепость на берегах Невы. 4. Название полка Петра I. 5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург. 6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге. 7. Название первого музея в России. 8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель». 9. Место постройки и ремонта судна.

Кроссворд

1. Прозвище Петра I.

2. Первая крепость Санкт-Петербурга, построена на Заячьем острове.

3. Вторая крепость на берегах Невы.

4. Название полка Петра I.

5. Название реки, на берегах которой расположился Санкт-Петербург.

6. Название морской крепости в Санкт-Петербурге.

7. Название первого музея в России.

8. Титул, который присваивался правителям некоторых крупных монархий. В переводе с латинского – «повелитель».

9. Место постройки и ремонта судна.

Тема урока. МИХАИЛ  ВАСИЛЬЕВИЧ  ЛОМОНОСОВ

Тема урока.

МИХАИЛ

ВАСИЛЬЕВИЧ

ЛОМОНОСОВ

Цели урока: Сформировать представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.  Развивать кругозор, устную речь. Воспитывать интерес к учению.

Цели урока:

  • Сформировать представления о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.
  • Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.
  • Развивать кругозор, устную речь.
  • Воспитывать интерес к учению.
Проверка домашнего задания.   О п р о с. О п р о с. О п р о с. О п р о с. О п р о с. О п р о с. Карточки для индивидуального опроса. Дидактическая игра «Морской флот». Игра «Домино».

Проверка домашнего задания.

  • О п р о с.
  • О п р о с.
  • О п р о с.
  • О п р о с.
  • О п р о с.
  • О п р о с.
  • Карточки для индивидуального опроса.
  • Дидактическая игра «Морской флот».
  • Игра «Домино».
 Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка около города Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшегося морским промыслом на собственных судах , одно из которых называлось «Чайка».

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка около города Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина, занимавшегося морским промыслом на собственных судах , одно из которых называлось «Чайка».

 Мальчик начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разно-образными наблюдениями. Его всё больше интересовало: почему день сменяется ночью, почему разливается северное сияние и многое другое.

Мальчик начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разно-образными наблюдениями. Его всё больше интересовало: почему день сменяется ночью, почему разливается северное сияние и многое другое.

 В 11-12 лет Михайло начал постигать грамоту. Первым его учителем стал дьячок местной церкви. Ломоносов прочитал всё, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги.

В 11-12 лет Михайло начал постигать грамоту. Первым его учителем стал дьячок местной церкви. Ломоносов прочитал всё, что было под рукой: Часослов, Псалтырь и другие церковные книги.

 Первыми учебными книгами юноши были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого , напечатанная для школ по велению Петра I. Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть.

Первыми учебными книгами юноши были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого , напечатанная для школ по велению Петра I. Ломоносов выпросил их себе в подарок и с таким усердием читал, что выучил наизусть.

 Ломоносов рано лишился матери, а мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он всё читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась всё сильнее. Он слышал рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах открытых в Москве и Петербурге.

Ломоносов рано лишился матери, а мачеха стала преследовать и укорять пасынка за то, что он всё читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить рыбу. Жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась всё сильнее. Он слышал рассказы богомольцев и купцов о великих деяниях Петра I, о школах открытых в Москве и Петербурге.

 Ломоносов решил покинуть дом и пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу.  Он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь он бежал, взяв с собой книги. Путь до Москвы Ломоносов прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору было ему 19 лет.

Ломоносов решил покинуть дом и пробраться в Москву, чтобы там поступить в школу.

Он тайком от отца выхлопотал себе паспорт, выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и немного денег. И в одну морозную ночь он бежал, взяв с собой книги. Путь до Москвы Ломоносов прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору было ему 19 лет.

 Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провёл в санях под открытым небом.

Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а в кармане – ни копейки. Первую ночь он провёл в санях под открытым небом.

 На другой день он встретил земляка, который взял его к себе и обещал определить в школу при монастыре в Славяно-греко-латинскую академию . Это было устроено. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. А латинский язык в то время был международным языком.

На другой день он встретил земляка, который взял его к себе и обещал определить в школу при монастыре в Славяно-греко-латинскую академию . Это было устроено. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. А латинский язык в то время был международным языком.

 Нелегко пришлось Ломоносову на первых порах. По возрасту он был гораздо старше других учеников, кото-рые потешались над ним и высмеивали его. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас. Но талантли-вый и трудолюбивый юноша упорно постигал науки .

Нелегко пришлось Ломоносову на первых порах. По возрасту он был гораздо старше других учеников, кото-рые потешались над ним и высмеивали его. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц, чего едва хватало на хлеб и квас. Но талантли-вый и трудолюбивый юноша упорно постигал науки .

Киево-Могиля́нская акаде́мия  Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его. Он просится в Киев  в Киево-Могилянскую академию , где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и палкой в руках прибыл учёный крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашёл много книг и с жадностью прочитал их все.

Киево-Могиля́нская акаде́мия

Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его. Он просится в Киев в Киево-Могилянскую академию , где, по слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и палкой в руках прибыл учёный крестьянин в древнюю столицу России. Здесь он действительно нашёл много книг и с жадностью прочитал их все.

 В 1735 году Ломоносова, как одного из лучших учени-ков, отправили на учёбу в Петербург, где по плану Петра Великого была учреждена Академия наук . При Академии находилась гимназия, где учили молодых людей.

В 1735 году Ломоносова, как одного из лучших учени-ков, отправили на учёбу в Петербург, где по плану Петра Великого была учреждена Академия наук . При Академии находилась гимназия,

где учили молодых людей.

 В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров . Ломоносов прожил за границей около четырёх лет и всё это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он выучил немецкий и французский языки, многие науки. Ломоносов стал самым образованным человеком в России.

В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров . Ломоносов прожил за границей около четырёх лет и всё это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он выучил немецкий и французский языки, многие науки. Ломоносов стал самым образованным человеком в России.

После возвращения на Родину Ломоносов был определён профессором в Петербургскую Академию наук.  В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.  Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

После возвращения на Родину Ломоносов был определён профессором в Петербургскую Академию наук.

В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.

Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

 Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью изобретённых им приборов. Учёный организовал при Академии первую в России Химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла.

Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы.

  • Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью изобретённых им приборов.
  • Учёный организовал при Академии первую в России Химическую лабораторию.
  • Под его руководством построили фабрику цветного стекла.
 Портрет Петра I Ломоносов открывает мастерскую для набора мозаичных картин и сам становится первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора .

Портрет Петра I

Ломоносов открывает мастерскую для набора мозаичных картин и сам становится первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора .

 Великий учёный много сделал для развития и образования России. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет , который по праву носит имя Ломоносова.

Великий учёный много сделал для развития и образования России. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет , который по праву носит имя Ломоносова.

 В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В. Ломоносова .

В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В. Ломоносова .

Сообщения учащихся  об основных научных открытиях  Михаила  Васильевича  Ломоносова.

Сообщения учащихся

об основных научных открытиях

Михаила

Васильевича

Ломоносова.

Работа в группах  План Возвращение в Россию. Учеба за границей. Детские и юношеские годы. Учеба в Славяно –греко – латинской академии. Работа в Петербургской академии наук. Учеба в Петербургской академии.  План 1.Детские и юношеские годы. 2.Учеба в Славяно –греко – латинской академии. 3. Учеба в Петербургской академии. 4. Учеба за границей. 5.Возвращение в Россию. 6. Работа в Петербургской академии наук.

Работа в группах

План

Возвращение в Россию.

Учеба за границей.

Детские и юношеские годы.

Учеба в Славяно –греко – латинской академии.

Работа в Петербургской академии наук.

Учеба в Петербургской академии.

План

1.Детские и юношеские годы.

2.Учеба в Славяно –греко – латинской академии.

3. Учеба в Петербургской академии.

4. Учеба за границей.

5.Возвращение в Россию.

6. Работа в Петербургской академии наук.

Домашнее задание С. 101-104, читать, пересказывать, отвечать на вопросы Задание по группам:  подготовить сообщение о Екатерине Великой; Подготовить рассказ-биографию А.В. Суворова

Домашнее задание

С. 101-104, читать, пересказывать, отвечать на вопросы

Задание по группам:

  • подготовить сообщение о Екатерине Великой;
  • Подготовить рассказ-биографию А.В. Суворова