Учитель изобразительного искусства
МКОУ «Огнево-Заимковская СОШ». Клювиткина Людмила Владимировна
Мастер-класс по прикладной технике:
Изонить
Цели и задачи:
В процессе занятий дети познакомятся с основными геометрическими понятиями; научатся ориентироваться на листе бумаги, потренируются в развитии чертежных навыков, научатся владеть иглой, ножницами, фигурными трафаретами. Занятия изонитью требуют системности в работе с детьми.
Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:
- Мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорного восприятия;
- Глазомера;
- Логического мышления;
- Воображения;
- Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)
Каждый ребенок любит рисовать. Дети рисуют карандашами, красками, палочкой на снегу и пальцем на замерзшем окне, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке, стеклышком на песке и многими другими инструментами и материалами. Оказывается, их можно научить рисовать и нитью. Изонить, - так называется этот вид деятельности.
Изонить - изображение нитью, ниточный дизайн .
Изонить или нитяная графика - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно.
История
Нитяная графика как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство нитяной графики находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьера, для выполнения подарков и сувениров.
На первом этапе у детей возникают трудности в работе с иголкой: сложно вдеть нитку в иглу, сделать узелок. Бывает, что нитка путается. Все эти технические неполадки могут отразиться на интересе детей к выполняемой работе. Здесь обязательно должен прийти на помощь воспитатель. На начальном этапе овладения техникой изонити лучше заранее приготовить для детей иголки с нитками и сделать разметку будущего рисунка на картоне.
Длина нити на занятиях по нитяной графике имеет большое значение: ее должно хватить на заполнение одного угла. В качестве вспомогательного материала детям лучше предлагать бусины или бисер, но отверстия в нем должны быть достаточно большими .
Для работы понадобятся:
- плотный картон или бархатная бумага;
- ножницы;
- игла;
- шелковые нитки разных цветов;
- клей ПВА;
- линейка, циркуль, резинка, цветные и простые карандаши;
- копировальная бумага, калька;
- ткань, клеевая ткань;
- рамка.
Приемы работы в технике «изонить»: заполнение угла , окружности, дуги.
Заполнение угла
- Чертится угол.
- Каждая сторона разбивается на равные отрезки. Количество отрезков на каждой из сторон угла должно быть одинаковым.
- Игла с ниткой вводится в т. 1 с изнаночной стороны и опускается в т. 26, находящуюся на другой стороне угла.
- лицевая сторона
- Далее:
- из т. 26 в т. 25;
- из т. 25 в т. 2;
- из т. 2 в т. 3;
- из т.3 в т. 24 и так далее...
- На пересечении сторон угла отверстие не делается! (в т. 27)
Заполнение дуги
Начертите дугу, разделите ее на равные части, сделайте проколы в точках деления. Вденьте нитку в иголку и заполните фигуру по схеме.
Заполнение окружности
- Окружность делится на равные части (их должно быть четное количество).
- Выбирается любая хорда в окружности. Например, 9-24.
- Иголка с ниткой вставляется в т. 9 (с изнаночной стороны), опускается в т.24, затем из т. 24 в т.1.
- Далее из т. 1 в т. 10, из т. 10 в т. 11 и так далее по окружности. Эта хорда должна "совершить" целых два круга.
Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Попробуй вышить сам
Последовательность работы в технике изонить «Вишни»
Выполним рисунок
Сделаем отверстия иглой
Получился такой рисунок
Используем нитки данного цвета
Заполняем окружность
Окружность заполняем по разному
Заполняем угол
Вот что получилось
Ресурсы:
http://igrushka.kz/vip51/izonit.php
http://uglichkukla.narod.ru/Teh_Izonit.htm
http://igrushka.forever.kz/vip54/izonit.php
http://foto.rambler.ru/users/technolog/izonit/
http://www.greeting-cards.ru/izonit/index.php
http://tehnologiya.narod.ru/rukodelie/rukodelie5.htm
http://nkj.ru/archive/articles/918/
http://nauka.relis.ru/50/0412/50412116.html
http://www.lobzik.pri.ee/modules/newbb/viewtopic.php?topic_id=59&forum=3