Показать красоту данного предмета: найти задачи, которые можно решать различными способами; показать, что обучение математике в школе и применение полученных знаний на практике не лишено элементов творчества. Ликвидировать кажущийся отрыв математики от реальности, помочь понять, что законы математики взяты из природы и объясняют природу, наглядно ощутить элементы математики в природе и искусстве.
Содержание
Математика есть прообраз красоты мира (симметрия, фракталы, золотое сечение).
1
2
Об интересных числах.
3
Числовые стихи.
4
Задачи Наполеона.
5
Интересные задачи.
Математика есть прообраз красоты мира.
( И. Кеплер)
Формула "математической эстетики":
красота = наглядность + неожиданность + простота + …
«Симметрия является той идеей, посредством которой
человек на протяжении веков пытался постичь и
создать порядок, красоту и совершенство.
Красота тесно связана с симметрией»
Герман Вейль
Математика... выявляет порядок, симметрию и определённость, а это — важнейшие виды прекрасного. Аристотель
Выбирая симметричные формы, художник тем самым выражал свое понимание природной гармонии как устойчивости, спокойствия и равновесия.
Пример рисования
Природа – это сочетание самых простых математических идей.
Природа – это сочетание самых простых математических идей.
4
1
2
142857 * 2 = 285714,
142857 * 3 = 428571,
142857 * 4 = 571428,
142857 * 5 = 714285,
142857 * 6 = 857142.
8
7
5
Теорема: неинтересных чисел не существует
Интересные числа
Неинтересные числа
e
a
b
c
d
V
m
V
n
V
p
Есенин:
14 126 14 132 17 43... 16 42 511 704 83
170! 16 39 514 700 142 612 349 17 114 02
138 5 15 12 8 45 17 19 20 4 225 145 4 8 16 9 33 15 98 4 243
Пушкин:
17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501
Почувствовали ритм , музыку и красоту чисел?
Откуда взялась дырка?
!
Треугольник Наполеона
На сторонах произвольного треугольника АВС внешним образом построены как на основаниях равносторонние треугольники. Доказать, что центры этих треугольников также являются вершинами равностороннего треугольника.
Задача имеет довольно изящное решение
В
О
Q
А
С
D
В
Найти отношение BР : РA.
Р
О
С
А
М
B
x
Р
x
О
A
C
x
x
M
x
D
B
D
H
F
P
O
C
A
M
B
H
K
O
A
C
M
B
H
E
O
A
M
C
у
1
В
Р
0
1
С
х
А
М
А( 1;0 ); В( 0;1 ); М( 0,5;0 ); Р( n / n+1 ; 1/ n+1) , где n= ВР : РА
ВМ 0,5 -1
СР n / n+1 ; 1/ n+1
Используя условие перпендикулярности прямых ВМ и СР, получаем
0,5 n /( n+1 ) + (-1) 1/( n+1 ) = 0, или n = 2 , то есть ВР : РА = 2 : 1
Задача
Два раствора
В каких пропорциях нужно смешать раствор 50% и раствор 70% кислоты, чтобы получить раствор 65-процентной кислоты?
50
70 – 65 = 5
65
65 – 50 = 15
70
для получения 65% кислоты нужно взять растворы 50% и 70% в отношении 1 : 3
- 0,01 a x + 0,01 b y = 0,01 c ( x + y),
- 0,01 b y - 0,01 c y = 0,01 c x - 0,01 a x ,
- 0,01 y ( b – c ) = 0,01 x ( c – a ),
b - c
a
c
b
c - a
Вывод: использование схемы вполне обосновано.
Красота математики раскрывается в использовании обобщения и аналогии, наглядной выразительности математичес-ких объектов, нахождении закономер-ностей, всестороннем анализе изучаемых ситуаций, поиску различных способов решения задачи и выборе из них наиболее изящного, полной логической обоснован-ности и доказательности.
Математика владеет не только истиной, но и наивысшей красотой — красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим произведениям искусства.
Б. Рассел