«Метод проектов»
Автор: Дзагоева Фатима Борисовна
преподаватель химии
ГБПОУ Владикавказский многопрофильный техникум
«Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее» . Е.С.Полат
Метод проектов - один из ведущих методов обучения в условиях реализации ФГОС
Метод проектов − один из ведущих методов обучения, отвечающий современным целям образования, одной из которых является формирование ключевых компетенций обучающихся.
Основатели проектного метода
предложили строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Джон Дьюи
Уильям Херд Килпатрик
П.Ф. Каптерев
Развитие проектного обучения в России
Проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления.
Цель проектной технологии
самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
ПРОДУКТ
самостоятельное развернутое решение проблемы
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
«проживание» определённого отрезка времени»
«приобщение к формированию научного мировоззрения»
«конструирование объектов»
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить!
Основные требования к использованию метода проектов
( по Полат Е.С.)
- Наличие значимой в исследовательском плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения
Основные требования к использованию метода проектов
2. Практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов.
Основные требования к использованию метода проектов
3. Самостоятельная деятельность учащихся .
- индивидуальная;
- парная;
- групповая.
Основные требования к использованию метода проектов
4. Структурирование содержательной части проекта.
- этап I → результат;
- этап II → результат;
- этап III → результат и т.д .
Основные требования к использованию метода проектов
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий
- определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов и их презентация;
- выводы и выдвижение новых проблем исследования .
Типология проектов по доминирующей деятельности учащихся
(Е.С. Полат «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»)
- практико-ориентированный;
- исследовательский;
- информационный;
- творческий;
- ролевой проект.
Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей.
Классификация типов проектов
- краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках);
- средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем);
- долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во внеучебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).
По продолжительности времени проведения проекта
Классификация типов проектов
- монопроекты - проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета;
- межпредметные , учитывающие содержание многих учебных предметов.
По уровню интеграции
Классификация типов проектов
По способу преобладающей деятельности
- исследовательские;
- игровые;
- творческие;
- практико-ориентированные;
- познавательные проекты.
Виды проектов по способу преобладающей деятельности
Ориентированы на решение научной проблемы:
- выявление актуальности темы исследования,
- определение цели и задач исследования;
- определение предмета и объекта исследования;
- определение совокупности методов исследования;
- определение путей решения проблемы;
- обсуждение и оформление полученных результатов.
Осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Исследовательские проекты
Виды проектов по способу преобладающей деятельности
Учащиеся принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками.
Игровые проекты
Виды проектов по способу преобладающей деятельности
Не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата, логике интересов и совместной деятельности участников проекта.
Планируемые результаты:
- проведение праздника;
- создание научного журнала, видеофильма;
- выставка рисунков;
- оформление туристических буклетов;
- показ любимых игрушек;
- создание сайта.
Творческие
проекты
Виды проектов по способу преобладающей деятельности
- направлены на конкретный практический результат;
- связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоёмов, создание плана местности, учёт транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта;
- проводится внешняя оценка.
Практико-ориентированные
проекты
Классификация типов проектов
По использованию дидактических средств
- проекты, в которых применяют классические дидактические средства:
- печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу);
- наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты);
- технические средства.
Классификация типов проектов
По использованию дидактических средств
- проекты, в которых применяют средства информации и коммуникации:
- персональные компьютеры;
- периферийное оборудование;
- технологии мультимедиа;
- системы машинной графики и искусственного интеллекта;
- средства коммуникации и их инструментарий.
Необходимые компетенции педагога при использовании проектной технологии
- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;
- уметь организовать исследовательскую деятельность учащихся;
- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
- направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Формирование УУД обучающихся при использовании проектной технологии
- учится самостоятельному овладению знаниями и использованию их для решения новых познавательных и практических задач;
- приобретает коммуникативные навыки и умения;
- овладевает практическими умениями исследовательской работы:
- собирает необходимую информацию,
- учится анализировать факты,
- делает выводы и заключения .
Этапы работы над проектом
Поисковый этап
- определение тематического поля и темы проекта;
- поиск и анализ проблемы;
- постановка цели проекта.
Этапы работы над проектом
Аналитический этап
- анализ имеющейся информации;
- поиск информационных лакун;
- сбор и изучение информации;
- поиск оптимального способа достижения цели, построение алгоритма деятельности;
- составление плана реализации проекта;
- анализ ресурсов.
Этапы работы над проектом
Практический этап
- выполнение запланированных технологических операций;
- текущий контроль качества;
- при необходимости внесение изменений в конструкцию и технологию.
Этапы работы над проектом
Презентационный этап
- подготовка презентационных материалов;
- презентация проекта;
- изучение возможностей использования результатов проекта.
Этапы работы над проектом
Контрольный этап
- анализ результатов выполнения проекта;
- оценка качества выполнения проекта.
Оценка результата проекта
Оценка результата и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественная, а не количественная.
Результат является средством для решения значимой для ученика проблемы, поэтому после его получения следует организовывать рефлексию, работая над формированием компетентности решения проблем.
Метод проектов
Метод проектов активизирует обучение, так как делает его личностно - ориентированным, позволяет учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!