Методическая разработка раздела учебной программы Тема: «Логарифмическая функция»
Курман Татьяна Владимировна, учитель математики
МБОУ МСОШ №2
Содержание
1
Пояснительная записка
2
Цели и задачи раздела
3
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями
4
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
5
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
6
Система знаний и система деятельности
7
Календарно-тематическое планирование
8
Разработка урока
9
Список литературы
10
Приложение
Актуальность
Код контролируемого элемента
Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы
1.3.1.
Логарифм числа
1.3.2.
Логарифм произведения, частного, степени
1.3.3.
Десятичный и натуральный логарифмы, число е
1.4.5.
Преобразование выражений, включающих операцию логарифмирования
2.1.6.
Логарифмические уравнения
2.2.4.
Логарифмические неравенства
3.3.7.
Логарифмическая функция, ее график
Краткий анализ существующих программ
автор
класс
Ш.А. Алимов
10
Наименование раздела
А.Н. Колмогоров
Ю.М. Колягин
Количество часов
Логарифмическая функция
11
10
14
С.М. Никольский
Показательная и логарифмическая функции
17
Логарифмическая функция
10
М.Я. Пратусевич
15
10
А.Г. Мордкович
Логарифмы
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства
11
5
7
Степень, корень, логарифм
18
Показательная и логарифмическая функции
29
УМК
- Программы по алгебре и началам математического анализа /Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин/ Алгебра и начала математического анализа. Программы общеобразовательных учреждений. 10-11 классы/ авт.-сост. Т.А. Бурмистрова/-М.: Просвещение, 2010
- Алгебра и начала математического анализа: учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. уровни/ Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин; под. Ред. А.Б. Жижченко. – М.: Просвещение, 2009
- Алгебра и начала математического анализа: дидакт. материалы для 10 кл. общеобразоват. Учреждений: профил. уровень/ М.И. Шабунин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, О.Н. Доброва. – М.:Просвещение, 2008
Особенности учебной программы и новизна
- Личностно-ориентированное обучение
- Повышение познавательной активности учащихся
- Использование ИКТ-технологий
Цель и задачи раздела
- Цель: реализация учебной программы в полном объеме с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся по теме «Логарифмическая функция»
Задачи раздела Развивающие:
- развитие у школьников самостоятельного мышления в учебной деятельности, навыков самоконтроля;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности .
Задачи раздела Познавательные:
- сформировать понятие логарифма числа;
- научить применять свойства логарифмов при решении уравнений и неравенств;
- изучить свойства логарифмической функции и научить применять ее свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне.
Задачи раздела Воспитательные:
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- воспитание у учащихся культуры поведения, сопереживания успехам и неудачам товарищей.
Психолого-педагогическое объяснение
уровень
характеристика
II
Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу
III
Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией
IV
Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное отношение к учению
Психолого-педагогическое объяснение
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, основанная на опроснике Ч.Д. Спилбергера
Ожидаемые результаты
предметные
метапредметные
Знание понятия и свойств логарифма;
личностные
Владение разнообразными способами деятельности;
Умение применять свойства при решении уравнений и неравенств;
Развитие самостоятельного мышления и навыков самоконтроля;
Опыт самостоятельной работы с источником информации;
Владение устным и письменным математическим языком;
Воспитание культуры поведения, сопереживания;
Опыт анализа, синтеза и систематизации полученной информации;
Владение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования.
Развитие логического мышления, алгоритмической культуры и интуиции;
Совершенствование опыта проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов
Развитие творческих способностей.
Образовательные технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся
технологии
формы
ИКТ – технология
Дифференцированное обучение
Проблемное обучение
методы
Фронтальные
Групповые
Индивидуальные
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемное изложение учебного материала
Система знаний
- Десятичные и натуральные логарифмы.
- Логарифмическая функция, ее свойства и график.
- Логарифмические уравнения.
- Логарифмические неравенства.
Система деятельности
Общеучебная
Познавательная
- умение слушать и задавать вопросы, использовать различные источники информации, учиться работать в группах;
- Создание презентаций;
- проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов
Рефлексивная
- Вычисление выражений, содержащих логарифмы;
- решение уравнений и неравенств с использованием свойств логарифмической функции;
- использование занимательных упражнений.
Само-организующая
Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.
Организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
- самоанализ;
- самоконтроль;
- самооценка.
Календарно-тематическое планирование
параграф
Тема урока
1
Кол-во часов
Логарифмы
2
3
дата
2
Свойства логарифмов
Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода
4
21.01
23.01
2
24.01.
28.01.
2
Логарифмическая функция, ее свойства и график
5
30.01.
31.01.
2
Логарифмические уравнения
6
04.02.
06.02
2
Логарифмические неравенства
07.02.
11.02.
2
Урок обобщения и систематизации знаний.
13.02.
14.02.
2
Контрольная работа по теме «Логарифмическая функция
18.02.
20.02.
1
21.02.
Разработка урока
- Тема: Урок обобщения и систематизации знаний
- Цель урока: закрепление умений применять свойства логарифмов, решать уравнения и неравенства, подготовка к контрольной работе.
Задачи урока:
- Образовательные: повторение теоретического материала, закрепление умения применять свойства при решении логарифмических уравнений и неравенств, обобщение приобретенных знаний.
- Развивающие : развитие мышления и речи, внимания и памяти.
- Воспитательные: воспитание настойчивости и упорства в достижении цели, познавательного интереса к предмету.
Разработка урока
- Тип урока: урок обобщения
- Форма урока: урок-соревнование
- Оборудование: к арточки для каждой группы по каждому заданию, оценочный листы, интерактивная доска, компьютер, презентация
- Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, коллективная
План урока
№
Этапы урока
1
2
Организационный момент
время
3
Разминка
1 мин
Проверь себя
4
5 мин
2 мин
Историческая справка
5
6
1,5 мин
Дифференцированная самостоятельная работа «Смотри, не ошибись!»
13 мин
Математический поединок
7
5 мин
8
Логарифмическая комедия
9
Диктант
5 мин
5 мин
Мини-экзамен
10
5 мин
Рефлексия
11
1,5 мин
Итог урока, домашнее задание
1 мин
Список литературы
- 1. Государственный образовательный стандарт общего образования / Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25
- 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. – 2005. – 64с.
- 3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 256с.
- 4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. Пособие для учителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 176с.
- 5. Математика в стихах: задачи, сказки, рифмованные правила. 5-1 классы/ вт.-сост. О.В. Панишева. – Волгогорад: Учитель, 2009. – 219 с.
- 6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. Учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. _ М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.
- 7. Организация информационно-технического пространства образовательного учреждения: медиатека, интерактивные доски/ В.Б. Акимов, Е.Д. Тенютина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 91 с.
- 8. Порожнета Н.Н. Еще одна технология закрепления и повторения. – журнал «Математика в школе», №1, 1997
- 9. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное образование в современной школе. М., 1996
- 10. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного обучения в современной школе. М.,2000
Анализ контрольной работы
Дата проведения: 21.02.2013
Количество учащихся
13
Выполняли работу
12
Получили отметку:
«5»
«4»
«3»
«2»
4
2
6
0
Качество знаний
50%
Успеваемость
100%
Средний балл
3,8