Презентация опыта работы учителя биологии
МБОУ – Займищенская СОШ
Храмцовой
Ирины Петровны
Что значит школа
для меня?
Я всем отвечу однозначно:
«Жизнь школьная – моя судьба…
Моя судьба…и не иначе».
А поддержка и опора для меня моя семья Муж, дочь и сын со мною рядом Обожают все меня!
Моё хобби
Райский сад
Где тают огорченья
Это праздник для души
И мое увлечение.
- Моё педагогическое кредо:
« Каждый ребенок – личность.
Поэтому необходимо помочь ребенку реализовать себя, как неповторимую индивидуальность, раскрыть заложенные в себе способности.»
Личностно-ориентированное обучение биологии через дифференцированный
подход
«Каждый ребёнок индивидуален. Это свеча, зажжённая на земле»
- зачем учить
- чему учить
- как учить
- чем учить
Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для формирования познавательной активности учеников.
- Смысл личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми и природой.
Актуальность личностно- ориентированного обучения
обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности.
В условиях принципиально нового социального запроса современная школа должна ставить перед собой задачу не только на приобретение обучающимися определённой суммы знаний, но и на овладение и развитие умений и способов познания, формирование привычки самостоятельно добывать знания (ФГОС )
Результаты ЛОО
- Повышение качества знаний учащихся
- Успешность учебной деятельности
- Формирование личностного смысла ученика
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе
- Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь учебного
- На мой взгляд, на уроках биологии через личностно - ориентированный подход возможно решать задачу нравственного воспитания.
Правило трех «П»
- Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка.
-
- Принятие – положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности. Очень важно умение взрослого прощать.
-
- Признание по сути своей тождественно наличию у ребенка права голоса в решении тех или иных проблем.
Сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся (т. е. механизм интеракции – в переводе с английского языка означает «взаимодействие, воздействие»).
- групповая форма обучения
- мозговой штурм
- учебные игры
- рефлексия
- метод проектов
- диалог, диспут
- метод эмпатии
- разноуровневое обучение
Сравним традиционное и личностно-ориентированное обучение
Традиционный урок
Личностно-ориентированный урок
Материал однотипный
Материал разного типа, вида и формы
Преобладают задачи упражнения, выполняемые по образцу (алгоритму)
Преобладают проблемные, неоднозначные задания
Материал практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию
Доля творческих заданий мала (это дополнительный материал для « сильных » учеников)
Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный
Большое количество творческих заданий или заданий с творческим продолжением
Чаще фронтальная или самостоятельная работа
Используется материал, рассчитанный на различные виды взаимодействия учащихся по ходу урока (парная работа, групповая)
Класс делится учителем на « сильных » , « средних » , « слабых »
Разноуровневые задания различной степени сложности для реализации выбора
Основные принципы технологии разноуровневого обучения
- Всеобщая талантливость – нет бесталантных людей, а есть занятые не своим делом.
- Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
- Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Общие требования к разноуровневым заданиям
- 1. Уровень А (воспроизведение и описание) отвечает за знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения.
- Например, проверить правильность написания и усвоения базовых понятий по строению и жизнедеятельности клетки растительного организма (6 класс).
- А) Зеленые пластиды называются…….
- Б) Под оболочкой находится вязкое полужидкое вещество…….
- В) Клетка обладает всеми признаками живого. Она:……,……., ……., …….
2. Уровень В (интеллектуальный уровень) оценивает и диагностирует умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал. Самым простым вариантом такой учебно-познавательной деятельности является сопоставление, классификация, а наиболее сложным
сравнение двух или более явлений с формированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей.
Правильно выполненные задания этого уровня оцениваются четверкой.
Например, установите соответствия между понятиями и явлениями: сравните два процесса - фотосинтез и дыхание, сделайте вывод (6 класс).
Вопросы для сравнения
В какое время суток происходит?
Фотосинтез
Дыхание
Какой газ поглощается?
Какой газ выделяется?
Поглощается или выделяется тепло?
В каких клетках происходит?
Образуется или разрушается органическое вещество?
3. Уровень С (творческий уровень) оценивает и диагностирует умения интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, вывести интеллектуальным путем новое для учащегося явление, не данное в готовом виде.
Правильно решенные задания всех трех уровней оцениваются пятеркой, все задания проверяются в классе и дается правильный ответ, показывается правильность оформления задания в соответствии с требованиями ЕГЭ.
Этот уровень можно разделить на задания различных типов, например:
А) Задания на применения биологических знаний в практических ситуациях (практико-ориентированные).
Б) Задания для работы с текстом или рисунком.
В) Задания на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов.
Г) Задания на обобщение и применение знаний в новой ситуации об эволюции органического мира и экологических закономерностях.
Результаты работы
Конкурсы, олимпиады И предметная игра! Все, за что бы мы не брались Все проходит на УРА !
Главный итог своей работы я вижу в том, что дети привыкли и не стесняются выражать своё мнение (письменно или устно); отстаивать его в диалоге, приобрели навыки самостоятельной учебной (исследовательской) работы. Ученики дают оценку экологического, экономического состояния отдельных территорий, стран, регионов. Они понимают сущность и причины экологических проблем человечества, предлагают свои способы их решения. Мои ученики стали активнее включаются в акции и проекты по изучению, охране и преобразовании родного края.
Вот портрет мой и закончен Все о личности своей Я сегодня рассказала Здесь в кругу своих друзей. Ничего не утаила Откровенною была И желаю, чтоб победа Здесь достойного нашла.