АЛГОРИТМ работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе
- Вот он сидит перед нами, взгляните Сжался пружиной, отчаялся он. С миром оборваны тонкие нити Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли.. Нет!!! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли. С.Давидович
Самое страшное место-
Через школу проходят все. И все знают, каково это – учиться, быть учеником. Подход к тебе очень строгий: режим, расписание, требования. И хотя школьную форму давно отменили, ты всегда должен «быть в форме». Соответствовать. Подчиняться. Выполнять.
- По подсчетам психологов, непреодолимый страх перед школой испытывают примерно 40% учащихся
В ходе изучения детско-родительских отношений
выявляются следующие причины отклоняющегося поведения:
- нежеланный, нелюбимый ребенок;
- сходство с нелюбимым родственником, бывшим супругом;
- нарушение в поведении ребенка, гиперактивность, конфликтность, упрямство;
- недостаток знаний в области воспитания, возрастной психологии;
- супружеские конфликты, финансовые трудности или другие причины, приводящие к нервным срывам;
- нарушение традиционных схем
поведения (подростковая
беременность, этические
нарушения и т.д.);
- психологические, характерологические особенности учащегося (например, акцентуация характера по неустойчивому типу с первого класса - у такого ученика нет желания учиться, или агрессивность у эпилептиодного типа, безудержанность в поведении т.д.)
- А такие особенности как: замкнутость, стеснительность, упрямство, напористость, эгоцентризм могут перерасти в девиантное поведение.
Девиантные дети - это дети, которым трудно, они нуждаются в помощи, внимании.
Работа с учеником и его семьёй условно разделена на этапы или шаги. Содержание работы на каждом этапе обязательно фиксируется документально.
Алгоритм педагогических действий социального педагога (в случаях непосещения ребёнком уроков без уважительной причины, драк, воровства и др.)
Шаги алгоритма
Содержание проводимой работы
1
Фоpмa фиксации
Работа классного руководителя:
- беседы (с ребёнком, с учителем, совместно с учителем и родителями и т. д.);
- вовлечение учащегося в систему дополнительного образования, социально значимую и спортивную деятельность.
2
Справка в папке классного руководителя.
Справка — объяснительная записка от ребёнка.
Встреча с родителями ребенка:
- беседа по факту (вызов в школу),
- профилактическая беседа,
- родительские собрания, лектории, конференции,
- посещение ребенка на дому.
Справка и объяснительная записка от родителей.
Справка о проведении беседы, копия протокола собрания, акт по результатам посещения ребёнка на дому с подписями родителей и посещающих.
Алгоритм педагогических действий социального педагога (в случаях непосещения ребёнком уроков без уважительной причины, драк, воровства и др.)
Шаги алгоритма
Содержание проводимой работы
3
Фоpмa фиксации
Приглашение на беседу к заместителю директора (если возникли проблемы в учебе) или к заместителю директора по воспитательной работе (если возникли проблемы в нарушении поведения):
- ребенка.
- ребенка вместе с родителями.
4
Справка (краткая запись беседы).
Справка и объяснительная записка от родителей.
Мини-педконсилиум
(с учителями-предметниками)
5
Протокол
Приглашение на беседу к директору:
- ребёнка.
- ребенка вместе с родителями.
6
Объяснительная записка от родителей и от ребенка, протокол
Постановка на внутришкольную комиссию (при наличии всех документов)
Представление, характеристика
Алгоритм педагогических действий социального педагога (в случаях непосещения ребёнком уроков без уважительной причины, драк, воровства и др.)
Шаги алгоритма
Содержание проводимой работы
7
Фоpмa фиксации
Представление на педсовет (ребёнок приглашается вместе с родителями)
8
Характеристика
Представление на рассмотрение комиссией по делам несовершеннолетних района
Пакет документов:
- представление на ребёнка.
- выписка из протокола педсовета,
- акт по результатам посещения семьи,
- заявление от родителей,
- объяснительная записка от родителей.
Бланки к документальному оформлению алгоритма профилактических действий
1. Справка по результатам беседы с учащимся
Дата проведения беседы ____________________________
Фамилия, имя, отчество ученика _____________________
Домашний адрес __________________________________
Причины беседы __________________________________
Информация по итогам беседы ______________________
Участники: (подписи участников)
____________________________ _____________________
____________________________ _____________________
____________________________ _____________________
____________________________ _____________________
Бланки к документальному оформлению алгоритма профилактических действий
2. Справка по результатам посещения учащихся на дому
Дата посещения (беседы) ___________________________
Фамилия, имя, отчество ученика _____________________
Домашний адрес посещаемого _______________________
Причины посещения (беседы) _______________________
Информация по посещению (беседы) _________________
Участники: (подписи участников)
____________________________ _____________________
____________________________ _____________________
____________________________ _____________________
____________________________ _____________________
Бланки к документальному оформлению алгоритма профилактических действий
3. Справка по итогам рейда
Фамилия, имя, отчество учащегося ___________________
Дата посещения ___________________________________
Класс ____________________________________________
Причина посещения _______________________________
Домашний адрес __________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей:
Мать ____________________________________________
Отец _____________________________________________
Классный руководитель ____________________________
Подписи _________________________________________
Краткая информация по результатам рейда:
_________________________________________________
Бланки к документальному оформлению алгоритма профилактических действий
4. Отчёт классного руководителя
Фамилия, имя, отчество ребенка _____________________
Дата рождения ____________________________________
Родители (место работы) ___________________________
Основная проблема ________________________________
Что сделано классным руководителем:
1. Проведены беседы (справки о проведении бесед, подписи, даты).
2. Проведены встречи с родителями (справки о проведении встреч, подписи, даты).
3. Проведены рейды по домам (справки, подписи, даты).
4. Вызваны в школу родители (кто беседовал, справки, объяснительные записки, даты).
5. Динамика (изменения, полученные после проведённой работы, какие произошли улучшения, ухудшения).
6. Выводы.
что задокументировано
и документируй то,
что сделано!
Форму документов каждая школа, конечно, разрабатывает самостоятельно, но обязательным условием является участие в их заполнении двух заинтересованных сторон - педагогов школы и ученика.
Положительные стороны работы по алгоритму
1. Беседа с ребенком, сопровождающаяся написанием им объяснительной записки, - мощный фактор положительного педагогического воздействия на него, а для родителей - еще более сильный, так как взрослый человек более осознанно относится к подобным документам.
- 2. Создаваемый пакет документов позволяет проследить динамику развития педагогической ситуации.
- 3. При сдаче классным руководителем отчета по результатам квартала и года сразу видна проведённая им работа с учеником и его семьей.