Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Антонимы"»
Антонимы
Цель:
- познакомить с понятием «Антонимы»;
- формировать умение находить антонимы и использовать их в речи;
- развивать словарный запас учащихся.
Прочитать стихотворение Д.Чиарди «Наоборот», сформулировать к нему задание.
Нам с тобой
Пришел черед
Сыграть игру
«Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь
Низко.
Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь …
(близко)
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …
(пол)
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты…
( нашел)
Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты…
(храбрец)
Теперь
Начало я скажу.
Ну, отвечай …!
(конец)
старый
молодой
зима
лето
закат
рассвет
ночь
день
море
суша
маленький
большой
Антонимы ( от греч. anti – «против», onyma – «имя»)
Антонимы – это слова
с противоположным значением
одной и той же части речи
а лень портит.
Корень ученья горек,
а от труда здоровеет.
Дописать пословицы и поговорки. Подчеркнуть антонимы.
Доброе слово дом построит,
а злое дом разрушит.
Ученье - свет,
а неученье – тьма.
Труд человека кормит,
а плод его сладок.
Человек от лени болеет,
Отгадать загадки
Я антоним к слову смех,
Не от радости,утех –
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач,
Догадались? Это…
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я…
зима
плач
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня…
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь…
прохлада
тишина
о
Подобрать антонимы к словам
По вертикали: 1.Лень.
3.Правда.4.Плач.5.Слабость
6.Счастье.10 .Ум.12.Злость.
13.Наказание.15.Конец.
По горизонтали: 2.Старость.7.Смерть.8.Жара.9.Друг.
11.Война.12.Ночь.14.Море.15.Земля.
2
5
7
1
3
9
10
4
14
13
11
8
6
12
15
т
р
у
д
т
м
о
л
о
о
с
ь
м
о
о
л
с
е
г
ж
ю
х
л
и
ж
з
н
о
д
ь
л
б
р
ь
р
в
и
м
д
н
е
г
р
а
л
о
н
е
а
у
с
ш
н
е
б
о
р
г
п
а
о
р
о
ч
с
т
а
а
а
д
л
т
о
ь
а
Озаглавить текст, разделить на части, выписать предложения с антонимами.
Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие, прямые, кривые. А в горах можно увидеть дерево волосатое. Увидишь и глазам не поверишь. А подойдешь, пощупаешь, так и есть, мохнатое! Ствол сверху обыкновенный, а снизу звериной шерстью оброс! Если спрятаться у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спустится со скалы дикая коза, подойдёт к дереву и начнёт тереться! Линяет она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору счёсывает. Одна коза почешется, вторая потрётся, третья поскребётся, вот дерево шерстью и обрастает. Стоит волосатое дерево всем на удивление.
Домашнее задание :
- найти и записать пословицы и поговорки с антонимами;
- упр.361 стр.149.
Рефлексия
- Я узнал…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Вызвало затруднение…
Список использованной литературы:
1.Г.Александрова.Занимательный русский язык. – Санкт- Петербург «Тригон», 1998.
2. И.В.Шустина .Кроссворды для школьников.Русский язык.– Ярославль «Академия развития» ,1997.
3. Учебник русского языка для 5 класса (авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба).