Методика использования технологии «Дебаты» на уроках истории и обществознания
Что такое дебаты?
Дебаты – это интеллектуальная игра, в которой две команды,
обсуждая заданную тему, выдвигают свои аргументы и
контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы
убедить членов жюри в своей правоте и опыте риторики.
Технология «Дебаты» представляет собой не только
увлекательную игру, но и эффективное средство развития её
участников, формирования у них качеств, способствующих
успешной деятельности в условиях современного общества
Из истории дебатов
Дебаты, как система структурных дискуссий, ведут свое начало из
Древней Греции, где они были важным элементом демократии.
В Афинах граждане спорили о преимуществах и недостатках
предлагаемых законов; ученики учились спорить, анализируя
проблемы с разных точек зрения, чтобы лучше понять их.
В средние века в Европе были распространены диспуты, курсы
ораторского мастерства и дебатов. Эта традиция несколько позже
получила своё развитие и в системе образования России.
Новый всплеск внимания к дебатам вызвали первые
телевизионные дебаты между Дж.Кеннеди и Р.Никсоном во
время президентских выборов 1960 года в США.
Международная образовательная
программа «Дебаты»
Международная образовательная программа «Дебаты»
была основана в 1993 г. Институтом «Открытое общество».
В настоящее время «Дебаты» широко распространены в
университетах и школах в Западной Европе, США,
Японии и Юго-Восточной Азии. В международную
образовательную ассоциацию «Дебаты» входит более
40 стран, в ассоциацию парламентских (университетских)
дебатов – более 100 стран.
В России программа «Дебаты» развивается с 1994 года.
Формат дебатов
В неполитических дебатах 2 команды, обсуждая тему, выдвигают свои
аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса,
чтобы убедить судей в своей правоте и опыте риторики.
ТЕЗИ С
Отрицание
Утверждение
У1
О1
О2
У2
О3
У3
Судья
Формат дебатов
У1 6 мин.
Раунд вопросов О3 к У1 3 мин.
О1 6 мин.
Раунд вопросов У3 к О1 3 мин.
У2 5 мин.
Раунд вопросов О1 к У2 3 мин .
О2 5 мин.
Раунд вопросов У1 к О2 3 мин .
У3 5 мин.
О3 5 мин.
Таймаут 8 мин .
Возможные темы дебатов
Политические:
- Служба в армии должна быть обязательной.
- Переговоры с террористами недопустимы.
- Смертную казнь нужно отменить.
Экономические:
- Социальные приоритеты для государства важнее свободы рынка.
- В интересах охраны окружающей среды следует ограничить экономическое
развитие.
Культурные:
- Развитие личности невозможно без восстановления утраченных памятников
культуры.
- Технический прогресс ведет к гибели цивилизации.
- Засилье иностранных фильмов губит отечественный кинематограф.
Образовательные:
- Образование мальчиков и девочек должно быть раздельным.
- Школьная форма должна быть обязательной.
- Государство должно обеспечить бесплатное образование.
У1
- Представление команды
- Представление команды
- Формулировка темы, актуальность
- Определение понятий
- Выдвижение критерия
- Представление аргументов (кейса) утверждения
- заключение
Время – 6 минут
1-ый РАУНД ВОПРОСОВ
У1
О3
О3 задает перекрёстные
вопросы У1 с целью принизить
значение аргументов У1;
У1 отвечает
Время – 3 минуты
О1
- Представление команды
- Формулировка тезиса отрицания
- Принятие определений
- Принятие или атака критерия
- Опровержение позиции утверждения
- Выдвижение кейса отрицания
- Заключение
Время – 6 минут
2-ой РАУНД ВОПРОСОВ
У3
О1
У3 задает перекрёстные
вопросы О1 с целью принизить
значение аргументов О1;
О1 отвечает
Время – 3 минуты
- Опровержение аргументов оппонентов
- Восстановление и развитие собственной линии
- Приведение новых доказательств и примеров, поддерживающих мнение утверждения
- В заключении четкая формулировка общей линии утверждения.
НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ НЕ ПРИВОДЯТСЯ
У2
Время – 5 минут
3-ий РАУНД ВОПРОСОВ
О1
У2
О1 задает перекрёстные
вопросы У2 с целью принизить
значение аргументов У2;
У2 отвечает
Время – 3 минуты
- Опровержение аргументов оппонентов
- Восстановление и развитие собственной линии
- Приведение новых доказательств и примеров, поддерживающих мнение отрицания
- В заключении четкая формулировка общей линии отрицания.
НОВЫЕ АРГУМЕНТЫ НЕ ПРИВОДЯТСЯ
О2
Время – 5 минут
4-ый РАУНД ВОПРОСОВ
У1
О2
У1 задает перекрёстные
вопросы О2 с целью принизить
значение аргументов О2;
О2 отвечает
Время – 3 минуты
У3
- Выделение наиболее важных вопросов, по которым произошло столкновение мнений
- Сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны
- эффектное заключение
Время – 5 минут
- Выделение наиболее важных вопросов, по которым произошло столкновение мнений
- Сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны
- эффектное заключение
О3
Время – 5 минут
Сравнительный анализ позиции сторон
У
Доводы
Доводы
отрицания
утверждения
Почему мнение утверждения
УБЕДИТЕЛЬНЕЕ
О
Доводы
Доводы
отрицания
утверждения
Почему мнение отрицания
УБЕДИТЕЛЬНЕЕ
Судейство
Основной критерий судейства : УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ (какая сторона лучше
утверждала свои аргументы и отвечала на аргументы оппонентов)
При выставлении баллов судья учитывает следующие критерии:
а) Опровержение
б) Анализ
II. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ПОДДЕРЖКИ
III. СТРУКТУРА
IV. СПОСОБ
а) Соблюдение роли спикера
б) Манера выступления
Победителем должна оказаться та команда, у которой
лучшие идеи, ценности и аргументы, а не способ
выступления или структура.
«Конструирование аргументов»
- тезис выдвигается,
- тезис объясняется,
- тезис доказывается,
- делается заключение .
- ПОЗИЦИЯ Я считаю что …
- ОБОСНОВАНИЕ Потому что…
- ПОДДЕРЖКА Я могу это подтвердить…
- СЛЕДСТВИЕ Следовательно…
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне действовать самому-
И я научусь».