Филиал «Самарский медико – социальный колледж» ГБПОУ «Самарский медицинсский колледж им. Н. Ляпиной»
«Дифференцированное обучение студентов с разной функциональной асимметрией полушарий»
Преподаватели: Бессонова О.В.
Фокина М.Е
Самара, 2015 г.
Дифференцированное обучение студентов с разной функциональной асимметрией полушарий
Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: * доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);
* доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);
* отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Учение, можно представить в виде следующей последовательности действий:
- установка на деятельность (подготовка студента для решения учебной задачи);
- обеспечение деятельности студента с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
- сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Мотивационный этап (установка на деятельность)
- Для правополушарных студентов необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации.
- Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных студентов вызывает эстетическая сторона предметов.
Мотивационный этап (установка на деятельность)
- Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных студентов необходимо делать упор на познавательные мотивы.
Их привлекает сам процесс усвоения знаний.
- Социальным мотивом является возможность продолжения образования.
Особенности сенсорного восприятия.
Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот).
Студенты, отводящие глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными,
а вправо — левополушарными.
Для правополушарных студентов наиболее значимой является левая полусфера,
а для левополушарных — правая полусфера.
Особенности сенсорного восприятия
Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел.
Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.
Для левополушарных студентов наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.
Операционный этап (обеспечение деятельности)
Задача учителя на этом этапе — дать студентам такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.
Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем студентам, как лево - так и правополушарным.
В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты быстро растут.
Операционный этап (обеспечение деятельности)
В классах, где преобладают студенты правополушарного типа , вне зависимости от учебных предпочтений учителя, любая деятельность превращается в синтетическую.
В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска.
В классах с преобладанием левополушарных студентов, учащиеся правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер .
Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной)
- Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее.
- Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности студента в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.
- Педагог имеет установку на поиск ошибок, студент — как можно меньше их сделать.
- Это приводит к формированию исполнительского стиля у студента и дидактичности у педагога.
Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной)
- При выборе методов проверки знаний студентов необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
- Для левополушарных студентов наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу.
- Для правополушарных студентов подойдут методы устного опроса.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Объект исследования:
- Студенты 2 –го курса Филиала «СМСК», ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной»
(210, 211, 212 группы «Сестринское дело»)
Предмет исследования:
- Определение типов функциональной организации двух полушарий мозга у студентов 2-го курса СМСК
Цель исследования :
- Определение типов функциональной организации двух полушарий мозга у студентов 2-го курса колледжа
Задачи исследования :
- Определить типы функциональной организации двух полушарий мозга у студентов 2-го курса колледжа
- Дать практические рекомендации для дифференцированного обучения студентов с различным типом мышления
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Для выявления типа мышления было дано задание - написать рассказ на любую тему и в любом стиле .
В основу исследования взята методика «Истории рассказывания», принадлежащая к группе проективных методик исследования личности.
Для определения левополушарного и правополушарного мышления по написанному рассказу взяты критерии Тумановой З.А.
Определение правополушарного типа мышления проведены по следующим критериям:
- Не простое описание, а размышления, мнения, выводы, оценки.
- Ассоциативное мышление.
- Собственное отношение к сюжету. Использование безличных предложений.
- Схематичность описания .
- Фантазия. (+Рассуждения. Отношение к сюжету. Обобщения.)
Определение левополушарного типа мышления проведены по следующим критериям:
- Последовательное описание, такое, что мы как бы видим эту картину, которую дает автор текста, и наличие сюжета, последовательно разворачивающегося в рассказе.
- Наличие в этом последовательном описании наречий, причастий, деепричастий, большое количество прилагательных.
- Описание – картина, может быть кратким.
- Заимствование сюжета из какого-либо источника и его видоизменение.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Было исследовано 64 студента, из них
57 - девушки, 7 - юноши.
Право полушарное мышление у 48 студентов, из них 2 –е юношей.
Левополушарное мышление у 10 студентов,
из них 2 – е юношей.
Смешанный тип мышления у 6 студентов, из них 1 юноша и 5 – ть девушек.
Выводы
- Среди исследуемых преобладают студенты с правополушарным типом мышления – 75%.
- Студенты с левополушарным типом мышления составляют – 16 %.
- Смешанный тип мышления - 9 %.
- Половые различия латерализации полушарий при исследования не были выявлены, т. к. для чистоты исследования нужно брать равное количество студентов мужского и женского пола.
Практические рекомендации:
Правополушарные студенты
Рабочая полусфера - левая. Светлая доска - темный мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
- связь информации с реальностью, практика
- творческие задания
- эксперименты
- музыкальный фон
- речевые и музыкальные ритмы
- работа в группах
- схемы, таблицы, карточки
- ролевые игры, инсценировка
Методы проверки:
Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (собственный развернутый ответ).
Практические рекомендации:
Левополушарные студенты
Рабочая полусфера – правая. Темная доска - светлый мел
Условия необходимые для успешной учебной деятельности:
- детали
- абстрактно-линейный стиль изложения информации
- тишина на уроке
- работа в одиночку
- многократное повторение
- задание на поиск ошибок
- задание в символах
Методы проверки:
- Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа).
Практические рекомендации:
Студенты с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу.
Студент правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов.
Левополушарный студент может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.
Практические рекомендации:
У преподавателей возникает вопрос:
«Как левополушарный учитель может преподавать правополушарному студенту?».
Ответ простой. Не нужно пытаться изменить свое сознание. Нужно, с пониманием относится к трудностям, которые возникают у детей.
Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей.
Литература:
1. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.
2. Туманова З.А. Два восприятия родного языка (Независимое расследование). – М.: Издательство МГУКИ, 2000 г.
3. Туманова З.А. Юный мыслитель. – М.: Издательство МГУКИ, 2003 г.
4. Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. – Изд. 2-ое – Ростов н/Д.: Феникс, 2007
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!