СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему «Дифференцированное обучение студентов с разной функциональной асимметрией полушарий»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: * доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

* доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

* отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Дифференцированное обучение студентов с разной функциональной асимметрией полушарий»»

Филиал «Самарский медико – социальный колледж»  ГБПОУ «Самарский медицинсский колледж им. Н. Ляпиной»  «Дифференцированное обучение студентов с разной функциональной асимметрией полушарий»  Преподаватели: Бессонова О.В.  Фокина М.Е   Самара, 2015 г.

Филиал «Самарский медико – социальный колледж» ГБПОУ «Самарский медицинсский колледж им. Н. Ляпиной»

«Дифференцированное обучение студентов с разной функциональной асимметрией полушарий»

Преподаватели: Бессонова О.В.

Фокина М.Е

Самара, 2015 г.

Дифференцированное обучение студентов  с разной функциональной асимметрией  полушарий Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:   * доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);  * доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);   * отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Дифференцированное обучение студентов с разной функциональной асимметрией полушарий

Существует несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга: * доминирование левого полушария — словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

* доминирование правого полушария — конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

* отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

Учение, можно представить в виде следующей последовательности действий:  установка на деятельность (подготовка студента для решения учебной задачи);  обеспечение деятельности студента с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);  сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Учение, можно представить в виде следующей последовательности действий:

  • установка на деятельность (подготовка студента для решения учебной задачи);
  • обеспечение деятельности студента с учетом его индивидуальных психологических и половых особенностей (создание условий для успешного решения учебной задачи);
  • сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).
Мотивационный этап  (установка на деятельность)   Для правополушарных студентов необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации.   Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных студентов вызывает эстетическая сторона предметов.

Мотивационный этап (установка на деятельность)

  • Для правополушарных студентов необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации.
  • Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных студентов вызывает эстетическая сторона предметов.
Мотивационный этап  (установка на деятельность)   Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных студентов необходимо делать упор на познавательные мотивы.  Их привлекает сам процесс усвоения знаний.  Социальным мотивом является возможность продолжения образования.

Мотивационный этап (установка на деятельность)

  • Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных студентов необходимо делать упор на познавательные мотивы.

Их привлекает сам процесс усвоения знаний.

  • Социальным мотивом является возможность продолжения образования.
Особенности сенсорного  восприятия.  Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот).  Студенты, отводящие глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными, а вправо — левополушарными.  Для правополушарных студентов наиболее значимой является левая полусфера, а для левополушарных — правая полусфера.

Особенности сенсорного восприятия.

Познавательная активность, возникающая в левом полушарии, запускает движения глаз в правую сторону (и наоборот).

Студенты, отводящие глаза влево в процессе мышления, являются правополушарными,

а вправо — левополушарными.

Для правополушарных студентов наиболее значимой является левая полусфера,

а для левополушарных — правая полусфера.

Особенности сенсорного восприятия  Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел.   Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.  Для левополушарных студентов наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Особенности сенсорного восприятия

Для наиболее эффективного восприятия информации с классной доски для правополушарных сочетание цветов должно быть таким: светлая доска и темный мел.

Посадить же учеников необходимо полукругом. Вне этих условий потеря информации может составлять до 30%.

Для левополушарных студентов наиболее значима правая полусфера; сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел; классическая посадка за партами.

Операционный этап (обеспечение деятельности)  Задача учителя на этом этапе — дать студентам такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.  Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем студентам, как лево - так и правополушарным.  В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты быстро растут.

Операционный этап (обеспечение деятельности)

Задача учителя на этом этапе — дать студентам такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и доставляло бы ему удовольствие в ходе выполнения работы.

Учитель может модифицировать задания таким образом, чтобы адаптировать их ко всем студентам, как лево - так и правополушарным.

В этом случае неуспеваемость резко снижается, а положительные результаты быстро растут.

Операционный этап  (обеспечение деятельности) В классах, где преобладают студенты правополушарного типа , вне зависимости от учебных предпочтений учителя, любая деятельность превращается в синтетическую. В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска. В классах с преобладанием левополушарных студентов, учащиеся правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер .

Операционный этап (обеспечение деятельности)

В классах, где преобладают студенты правополушарного типа , вне зависимости от учебных предпочтений учителя, любая деятельность превращается в синтетическую.

В этом случае левополушарные дети попадают в группу риска.

В классах с преобладанием левополушарных студентов, учащиеся правополушарного типа мышления «вязнут» в деталях, особенно если учитель также относится к аналитическому типу, а учебный план имеет абстрактно-линейный характер .

Результативный этап  (сравнение предполагаемой оценки  с реальной) Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее. Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности студента в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания. Педагог имеет установку на поиск ошибок, студент — как можно меньше их сделать. Это приводит к формированию исполнительского стиля у студента и дидактичности у педагога.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной)

  • Этот этап деятельности учителя является диагностирующим, он определяет прогнозы на будущее.
  • Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности студента в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего задания.
  • Педагог имеет установку на поиск ошибок, студент — как можно меньше их сделать.
  • Это приводит к формированию исполнительского стиля у студента и дидактичности у педагога.
Результативный этап  (сравнение предполагаемой оценки  с реальной) При выборе методов проверки знаний студентов необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.  Для левополушарных студентов наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу. Для правополушарных студентов подойдут методы устного опроса.

Результативный этап (сравнение предполагаемой оценки с реальной)

  • При выборе методов проверки знаний студентов необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
  • Для левополушарных студентов наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу.
  • Для правополушарных студентов подойдут методы устного опроса.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ   Объект исследования: Студенты 2 –го курса Филиала «СМСК», ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной» (210, 211, 212 группы «Сестринское дело»)  Предмет исследования:  Определение типов функциональной организации двух полушарий мозга у студентов 2-го курса СМСК

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Объект исследования:

  • Студенты 2 –го курса Филиала «СМСК», ГБПОУ «СМК им. Н. Ляпиной»

(210, 211, 212 группы «Сестринское дело»)

Предмет исследования:

  • Определение типов функциональной организации двух полушарий мозга у студентов 2-го курса СМСК
Цель исследования : Определение типов функциональной организации двух полушарий мозга у студентов 2-го курса колледжа  Задачи исследования : Определить типы функциональной организации двух полушарий мозга у студентов 2-го курса колледжа Дать практические рекомендации для дифференцированного обучения студентов с различным типом мышления

Цель исследования :

  • Определение типов функциональной организации двух полушарий мозга у студентов 2-го курса колледжа

Задачи исследования :

  • Определить типы функциональной организации двух полушарий мозга у студентов 2-го курса колледжа
  • Дать практические рекомендации для дифференцированного обучения студентов с различным типом мышления
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ   Для выявления типа мышления было дано задание - написать рассказ на любую тему и в любом стиле .  В основу исследования взята методика «Истории рассказывания», принадлежащая к группе проективных методик исследования личности.  Для определения левополушарного и правополушарного мышления по написанному рассказу взяты критерии Тумановой З.А.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Для выявления типа мышления было дано задание - написать рассказ на любую тему и в любом стиле .

В основу исследования взята методика «Истории рассказывания», принадлежащая к группе проективных методик исследования личности.

Для определения левополушарного и правополушарного мышления по написанному рассказу взяты критерии Тумановой З.А.

 Определение правополушарного типа мышления проведены по следующим критериям:   Не простое описание, а размышления, мнения, выводы, оценки.   Ассоциативное мышление.  Собственное отношение к сюжету. Использование безличных предложений. Схематичность описания .  Фантазия. (+Рассуждения. Отношение к сюжету. Обобщения.)

Определение правополушарного типа мышления проведены по следующим критериям:

  • Не простое описание, а размышления, мнения, выводы, оценки.
  • Ассоциативное мышление.
  • Собственное отношение к сюжету. Использование безличных предложений.
  • Схематичность описания .
  • Фантазия. (+Рассуждения. Отношение к сюжету. Обобщения.)
Определение левополушарного типа мышления проведены по следующим критериям:   Последовательное описание, такое, что мы как бы видим эту картину, которую дает автор текста, и наличие сюжета, последовательно разворачивающегося в рассказе.   Наличие в этом последовательном описании наречий, причастий, деепричастий, большое количество прилагательных.  Описание – картина, может быть кратким. Заимствование сюжета из какого-либо источника и его видоизменение.

Определение левополушарного типа мышления проведены по следующим критериям:

  • Последовательное описание, такое, что мы как бы видим эту картину, которую дает автор текста, и наличие сюжета, последовательно разворачивающегося в рассказе.
  • Наличие в этом последовательном описании наречий, причастий, деепричастий, большое количество прилагательных.
  • Описание – картина, может быть кратким.
  • Заимствование сюжета из какого-либо источника и его видоизменение.
РЕЗУЛЬТАТЫ   Было исследовано 64 студента, из них 57 - девушки, 7 - юноши.   Право полушарное мышление у 48 студентов, из них 2 –е юношей.  Левополушарное мышление у 10 студентов, из них 2 – е юношей.  Смешанный тип мышления у 6 студентов, из них 1 юноша и 5 – ть девушек.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Было исследовано 64 студента, из них

57 - девушки, 7 - юноши.

Право полушарное мышление у 48 студентов, из них 2 –е юношей.

Левополушарное мышление у 10 студентов,

из них 2 – е юношей.

Смешанный тип мышления у 6 студентов, из них 1 юноша и 5 – ть девушек.

Выводы Среди исследуемых преобладают студенты с правополушарным типом мышления – 75%.  Студенты с левополушарным типом мышления составляют – 16 %.  Смешанный тип мышления - 9 %.  Половые различия латерализации полушарий при исследования не были выявлены, т. к. для чистоты исследования нужно брать равное количество студентов мужского и женского пола.

Выводы

  • Среди исследуемых преобладают студенты с правополушарным типом мышления – 75%.
  • Студенты с левополушарным типом мышления составляют – 16 %.
  • Смешанный тип мышления - 9 %.
  • Половые различия латерализации полушарий при исследования не были выявлены, т. к. для чистоты исследования нужно брать равное количество студентов мужского и женского пола.
Практические рекомендации: Правополушарные студенты  Рабочая полусфера - левая. Светлая доска - темный мел   Условия необходимые для успешной учебной деятельности:  связь информации с реальностью, практика творческие задания эксперименты музыкальный фон речевые и музыкальные ритмы работа в группах схемы, таблицы, карточки ролевые игры, инсценировка  Методы проверки:  Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (собственный развернутый ответ).

Практические рекомендации:

Правополушарные студенты

Рабочая полусфера - левая. Светлая доска - темный мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • связь информации с реальностью, практика
  • творческие задания
  • эксперименты
  • музыкальный фон
  • речевые и музыкальные ритмы
  • работа в группах
  • схемы, таблицы, карточки
  • ролевые игры, инсценировка

Методы проверки:

Устный опрос, задания с ограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (собственный развернутый ответ).

Практические рекомендации:  Левополушарные студенты  Рабочая полусфера – правая. Темная доска - светлый мел  Условия необходимые для успешной учебной деятельности:  детали абстрактно-линейный стиль изложения информации тишина на уроке работа в одиночку многократное повторение задание на поиск ошибок задание в символах   Методы проверки: Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа).

Практические рекомендации:

Левополушарные студенты

Рабочая полусфера – правая. Темная доска - светлый мел

Условия необходимые для успешной учебной деятельности:

  • детали
  • абстрактно-линейный стиль изложения информации
  • тишина на уроке
  • работа в одиночку
  • многократное повторение
  • задание на поиск ошибок
  • задание в символах

Методы проверки:

  • Решение задач, письменный опрос с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа).

Практические рекомендации: Студенты с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу.  Студент правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов.  Левополушарный студент может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.

Практические рекомендации:

Студенты с противоположными стилями обучения могут реально помочь друг другу.

Студент правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, связанный с оценкой значимости раздела текста, может показать своему товарищу такие стратегии в обучении, как синтез, применение схем, выделение сути, поиск и выделение информации и сопоставление фактов.

Левополушарный студент может поделиться со своими партнерами способом выделения нужных деталей, выявления различия, создание категорий.

Практические рекомендации: У преподавателей возникает вопрос: «Как левополушарный учитель может преподавать правополушарному студенту?».  Ответ простой. Не нужно пытаться изменить свое сознание. Нужно, с пониманием относится к трудностям, которые возникают у детей.  Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей.

Практические рекомендации:

У преподавателей возникает вопрос:

«Как левополушарный учитель может преподавать правополушарному студенту?».

Ответ простой. Не нужно пытаться изменить свое сознание. Нужно, с пониманием относится к трудностям, которые возникают у детей.

Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей.

Литература: 1. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г. 2. Туманова З.А. Два восприятия родного языка (Независимое расследование). – М.: Издательство МГУКИ, 2000 г. 3. Туманова З.А. Юный мыслитель. – М.: Издательство МГУКИ, 2003 г. 4. Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. – Изд. 2-ое – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

Литература:

1. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007 г.

2. Туманова З.А. Два восприятия родного языка (Независимое расследование). – М.: Издательство МГУКИ, 2000 г.

3. Туманова З.А. Юный мыслитель. – М.: Издательство МГУКИ, 2003 г.

4. Шапарь В.Б. Практическая психология. Проективные методики. – Изд. 2-ое – Ростов н/Д.: Феникс, 2007

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!