Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Эпоха Возрождения. Живопись Проторенессанса."»
Эпоха Возрождения (Ренессанса)
Эпиграф
Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
Из дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэли
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти, создать…Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.
И. Бунин
Истоки Возрождения
Термин «Возрождение»
( по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье
Признаки культурного смысла Возрождения
- расцвет культуры;
- переворот в культуре;
- переходный культурный этап;
- восстановление античности
Изменения в мировоззрении
Средневековье
Возрождение
- В центре интересов бог
- Проповедь пассивности
- Каноничность
- Анонимность
- Цикличность восприятия
- Аскетизм
- В центре интересов человек
- Проповедь активности
(разнообразие)
- Авторство
- Линейное восприятие времени
- Гуманизм
Что же такое гуманизм?
- Гуманизм – это направление в философии, науке и искусстве, в котором внимание концентрируется на качествах человека. Человек в гуманизме рассматривается как «мера всех вещей», и критерием оценки чего бы то ни было в гуманизме считается благополучие человека
Проторенессанс (Предвозрождение)
(13-14вв)
Раннее Возрождение (15в)
Периоды Возрождения
Высокое Возрождение
(конец 15-начало
16 в)
Позднее Возрождение
(15-16в)
Северное Возрождение
(15-16в)
Живопись Проторенессанса
- В живописи Проторенессанса уже ощутимо светское начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам. На смену плоскостным изображениям приходят пространственность и пластичность форм.
Художник тщательно работает
над индивидуализацией
образов Мадонны, ангелов и
пророков, наделяя их
портретным сходством с
современниками.
Чимабуэ.
«Мадонна с младенцем
и ангелами»
1285г.
Собор Санта-Мария Новелла,
Флоренция.
Симоне Мартини.
«Благовещение»
1333г.
Галерея Уффици,
Флоренция .
Джотто ди Бондоне (1270-1337)
величайший живописец и архитектор
периода Предвозрождения.
Портрет Джотто кисти Паоло Уччелло. Ок. 1450.
- В своём творчестве Джотто сумел преодолеть стиль иконописи, общий для Италии и Византии. Плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное, создав использованием светотени иллюзию глубины. Дальше можно назвать моделировку объёма одежды. Именно эти изображения в первую очередь поражали зрителя и вызывали споры, признания и обвинения в разрушении единого стилистического пространства произведения.
Стиль Джотто
- появление чувства пространства,
- композиционное мастерство,
- искусное смещение оптической перспективы, чтобы направить взгляд зрителя,
- необычно светлые тона фресок,
- чем ярче освещение, тем лучше видны детали,
- умение достигать живописных эффектов не за счёт количества цветов, а за счёт градации их оттенков.
- Цикл состоит из 36 фресок с изображением жизни Христа, Марии и её родителей. Их размещение на стенах строго продумано с учётом планировки часовни и её естественного освещения.
Капелла дель Арена. Падуя.
«Воскрешение Лазаря»
«Оплакивание Христа»
«Поцелуй Иуды»
«Поцелуй Иуды» (фрагмент)
Кафедральный собор
Санта-Мария дель Фьоре
Соборная колокольня - Кампанила
- Наряду с большими фресковыми циклами Джотто создал целый ряд станковых произведений.
- Это расписные кресты, отдельные алтарные картины, и полиптихи, которые он писал сам, либо совместно с ассистентами из своей мастерской.
- К раннему периоду в творчестве мастера исследователи относят большой расписной крест, Мадонну с младенцем и двумя ангелами из церкви Сан-Джорджо-алла-Коста (Флоренция), алтарный образ "Стигматизация Святого Франциска (Лувр, Париж) и Полиптих из флорентийской церкви Бадиа.
«Расписной крест»
- около шести метров в высоту, был создан для флорентийской церкви Санта Мария Новелла между 1290 и 1300 годами, и вскоре стал образцом для подражания
- Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1295—1300 гг.
- Сан Джорджо алла Коста, Флоренция
«Стигматизация Святого Франциска» представляет собой большую алтарную икону размером 3,14х1,62 м. Произведение было создано около 1300 года для церкви Сан-Франческо в Пизе.
Джотто изобразил один самых важных моментов в жизни Святого Франциска — обретение стигматов от Христа во время молитвы на горе Альверно.
Стигма́ты (греч. στίγματος, «знаки, меты, язвы, раны») — болезненные кровоточащие раны, открывающиеся на теле некоторых глубоко религиозных людей и соответствующие ранам распятого Христа.
Полиптих
- Джотто изобразил здесь Мадонну с младенцем, Св. Николая, Иоанна Богослова, Св. Петра и Св. Бенедикта.
- В начале 1337 года смерть оборвала длинный творческий путь художника. Он был похоронен в соборе Санта Мариа дель Фьоре, сначала его могила была отмечена простой мраморной плитой с эпитафией, Лоренцо Медичи, флорентийский ценитель исскуств, меценат, распорядился в соборе установить памятник - фигуру Джотто в полный рост.
Статуя Джотто
в нише пилона Флоренция,
Домашнее задание
- Найти описание фресок Джотто:
- «Избиение младенцев»
- «Встреча у Золотых Ворот»
- «Бегство в Египет»
- «Распятие»
- Подготовиться к письменному опросу:
- Каковы главные художественные достижения Джотто?