Презентация на тему : «Г.Свиридов «Альбом пьес для детей»
Выполнила
преподаватель по классу
фортепиано
МБУ ДОД «Победненская ДШИ»
Якимчук Клавдия Николаевна
Георгий Свиридов «Альбом пьес для детей»
Георгий Свиридов —выдающийся русский композитор XX века.
Музыку композитора отличают глубина,гармоничность,тесная связь с богатыми традициями русской музыкальной культуры.
В «Альбом пьес для детей»
Г. Свиридова входит
17 небольших сочинений разного характера - танцевальные
мелодии, картины природы, музыкальные портреты.
1 . «Колыбельная песенка»
Простая неприхотливая мелодия звучит нежно, легко, ласково. Естественность фразировки,мягкое, плавное звучание хорошо передают спокойное, светлое настроение музыки. Пьеса прививает
простейшие полифонические навыки, знакомит с принципом вариационного развития.
2. «Попрыгунья»
Пьеса быстрая,задорная шутливая. Созданию такого характера способствуют музыкально-выразительные средства: ритм, преобладание коротких мотивов, чередование штрихов legato и staccato.
3. «Ласковая просьба»
Уже в самом названии композитор
сообщает нам о том,какие чувства он
хотел выразить в пьесе.
В музыке слышны нежные,
просящие,иногда настойчивые и
жалобные интонации.
Непрерывный фон двойных нот и
аккордов, часто заполняющих
мелодическое движение, образует
единую тянущуюся линию.
Необходимо чутко услышать и
оттенить тонкостями нюансировки
многочисленные гармонические
«переливы».
4. «Упрямец»
Музыка пьесы рисует картинку
разговора. Две чередующиеся фразы
в разных регистрах подражают
голосам взрослого и ребёнка.
Один голос(восходящий мотив
аккордового склада) словно
пытается уговорить, второй
(настойчивое повторение одного
и того же звука с последующим
скачком на терцию) стоит на своём.
5. «Звонили звоны»
В основе этой пьесы лежит русская народная песня «Звонили звоны».Пьеса начинается распевно,мелодия напоминает мерный ,торжественный звон колокола. Постепенно к нему присоединяются всё новые колокола,
звон непрерывно растёт, звучит всё более громко, напряженно, тревожно.
Пьеса учит достижению как бы непрерывного, подобного звону колоколов, педального звучания при ясном выявлении полифонической ткани.
6. «Музыкальный ящик»
Г. Свиридов в этой пьесе использует элементы звукоподражания старинной механической игрушке.
Мелодия звучит легко,прозрачно,в высоком регистре. Необходимость
почти непрерывного сохранения оттенка pianissimo
учит предельной чуткости
прикосновения к клавиатуре,экономии движений.
- 7. «Старинный танец»
- Звучит галантный менуэт.
- Благородная и сдержанная выразительность фраз в крайних частях ,
- яркая ,взволнованная и решительная музыка средней части переносят нас во времена рыцарей и прекрасных дам.
8. «Перед сном»
Мягкое,ласковое звучание
пьесы сочетается с
песенной выразительностью
фразировки. Близость к народной музыке подчёркивается ладовой переменностью.
Педализация должна быть очень осторожной при общей прозрачности и полифоничности изложения.
9. «Парень с гармошкой»
- Особенность звучания музыкального инструмента композитор изобразил в озорной,задорной музыкальной сценке .Музыка основана на имитации звучания гармошки. Пьесу необходимо исполнять ярко,смело,уверенно.
- Артикуляция в мелодии должна быть ясной ,чёткой.
10. «Весёлый марш»
Музыка этой пьесы наполнена
беспечным,озорным ликованием.
Смелые,неожиданные,быстро
сменяющиеся тональные
сопоставления вызывают
представления о пестроте и
яркости красок.
Важно при исполнении передать
живое ,упругое движение марша ,
звонкость звучания, оркестровую
многоплановость
музыкальной ткани.
11. «Колдун»
Созданию образа таинственного,
мрачного колдуна способствуют
характерные приёмы
фортепианной игры:
гулкий рокот 16-тых в низком
регистре, достижение внезапных
резких crescendo,акцентирование
отдельных кратких звуков,острота
пунктирных ритмов. При игре
необходимо достижение большого
динамического напряжения в
средней части пьесы,резко
контрастирющего с тихой,
зловещей музыкой крайних частей.
.
- 12. «Грустная песня»
- Печальная,задушевная мелодия
- сопровождается аккомпанементом,напоминающим переборы струн гитары. Крайние части звучат спокойно,мечтательно.
- Средняя часть требует драматической напряжённости,создания полной, как бы хоровой звучности аккордового изложения.
13. «Маленькая токката»
Быстрый темп, штрихи,чёткость
звука передают стремительное
движение,динамичность .
Эта виртуозная пьеса способствует
\ритмической упругости,звуковой
отчётливости,приучает к
необычному пятидольному
размеру с синкопированным
отталкиванием от слабых долей.
14. «Зима»
Строгая «графика»,эпическая
суровость октавного
проведения темы,
затем диссонирующие
голоса и аккорды,неторопливо
сходящиеся и расходящиеся,
передают величавую,
застывшую в волшебном
зимнем сне картину природы.
15. «Дождик»
Эта пьеса -музыкальная
картинка весёлого летнего ливня.
Музыка звучит радостно, звонко,
игриво. Звуки изображают сначала
маленькие капли,потом их
становится всё больше, они как
будто сливаются в потоки
дождевых струй.
Постепенно звучание
затихает -дождик закончился.
Быстрый темп, ровность,
чёткость звука, яркие, острые
акценты,разнообразная динамика,
тонкая педализация помогают
передать характер музыки.
16. «Марш на тему Глинки»
Пьеса имеет эпиграф:
«По склону вверх король повёл
Полки своих стрелков.
По склону вниз король сошёл,
Но только... без полков...»
Английская песня
Монументальность изложения,
драматическая напряжённость,
резкая контрастнось присущи
музыке этой пьесы.
17. «Музыкальный момент»
Красивая танцевальная
мелодия то поднимается вверх, то сбегает вниз,то кружится на месте. Лёгкие акценты, форшлаги и staccato
придают характеру музыки
лёгкость,игривость и
изящество.
При игре должны быть переданы грациозность,
гибкость ,пластичность
фразировки,разнообразие
штрихов и динамических
нюансов.
«Альбом пьес для детей» Г. Свиридова пробуждает художественную фантазию,учит исполнительскому творчеству. Он приносит большую пользу в процессе обучения юных музыкантов,играет значительную роль в эстетическом воспитании детей.