ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ «КРЕАТИВ-1» В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА
« КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ»
Ассоциативные карты "Креатив-1: Другой взгляд" -инструкция
ЦЕЛЬ:
Рекомендовать ассоциативные карты как одну из форм работы психолога, которая помогает «построить мост» от ученика к родителям или педагогам в случаях, когда им тяжело поговорить друг с другом на острую тему.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
В презентации представлены упражнения с использованием ассоциативных карт «Креатив-1» для проведения консультационной работы.
Презентация содержит правила работы с картами индивидуально и в группе, рекомендации по проведению упражнений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Убедиться, что карты помогают высказать мысли, формулировать и конкретизировать сообщение, которое требует передачи. Кроме облегчения словесного выражения эмоций, карты, как посредник между эмоциональными мирами двух людей, несут в себе определённый эмоциональный заряд, и могут быть как послание, даже без словесного сопровождения.
ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ:
Диапазон применения карт в групповой и индивидуальной работе со взрослыми и детьми огромен. Карты эффективно используются в разных направлениях психологии, педагогике, менеджменте да и просто для развлечения в кругу друзей и семьи, развития памяти, мышления, воображения, речи.
ПРИМЕНЕНИЕ КАРТ НА ПРАКТИКЕ:
Карты применяются в тренингах, интерактивных беседах, индивидуальных консультациях и являются профессиональным помощником педагога и психолога, так как позволяют наладить коммуникацию между людьми, создать атмосферу доверия, интереса к самоисследованию и саморазвитию, служат руководством для создания желаемого контекста, в котором каждый получает доступ к своему творческому началу.
Карты могут быть использованы педагогами и психологами для:
создания положительной (то есть безопасной) обстановки, в которой может осуществляться коммуникация, обмен мнениями без оценочных суждений;
развития интереса к самоизучению и саморазвитию ;
развития творческих способностей;
уменьшения страха критики или осуждения;
содействия личностному росту;
Карты могут быть использованы педагогами и психологами для:
преодоления кризиса и исцеления от последствий травмы;
коррекции отношений и разрешения конфликтов;
развития творческого потенциала и поиска ресурсного состояния;
управления стрессом;
анализа психологических особенностей представителей различных профессий;
создания психологических портретов специалистов-профессионалов;
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Спонтанность.
Работа в группе идет лучше, если игроки реагируют на выбранную карту спонтанно, используют больше свою фантазию, нежели логику. Избегайте длинных монологов и философствований. Предоставляйте возможность всем участникам включиться в игру.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Уважение и принятие выбора.
Играя, мы уважаем других участников и заботимся об их комфорте и безопасности. Игрок может отказаться от вытянутой карты, показав ее другим участникам или нет, а также выбрать другую карту без каких-либо объяснений.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Авторское право.
В игре мы ценим чужой интеллект и воображение. Воздерживайтесь от интерпретации или реинтерпретации карт другого игрока. Нет «неправильных» ответов или историй. Пожалуйста, не прерывайте рассказ других участников и не перебивайте их.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Толерантность.
Мы уважаем и ценим чужое мнение. Я не буду спорить о твоей интерпретации. Но я могу задать вопрос о ней, чтобы прояснить то, что мне не понятно. Так я смогу лучше понять тебя. И я поддержу тебя так, как смогу.
Правила работы с ассоциативными картами в группе:
• Личные границы.
В игре мы ценим индивидуальность друг друга и наши различия. Играя в карты, я допускаю, что вы видите и чувствуете не то, что вижу и чувствую я.
Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально):
Они мало чем отличаются от групповых, добавим лишь несколько:
• Самое ценное – «прозрение» другого
(в психологии это зовется инсайтом, открытием). Не давайте советов, каким бы очевидным для Вас ни было решение проблемы: каждый человек наиболее ценит собственные открытия и способы решения.
Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально):
• «Хорошо-то на бумаге, если б жизни – не овраги!»
или найденное «карточное» решение всегда нужно проверить «жизненным» способом
(вопрос: - Что ты можешь для этого сделать реально?
- Каким способом этого можно достичь?
- Что это за качество твоего характера? и т.п.)