Младший школьный возраст является началом формирования учебных
действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое
выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды
деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С
помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому,
незнакомого – к знакомому, то есть сделать объект доступным для
тщательного изучения.
Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических
конструкций, знаковых форм и формул.
Моделирование в обучении необходимо по ряду причин:
- чтобы сделать возможным полноценное и прочное овладение учащимися
методами познания и способами учебной деятельности;
- для формирования у школьников полноценных умственных действий;
- для формирования научно – теоретического стиля мышления;
- для развития рефлектирующей деятельности обучающихся.
Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и
развитии первоклассников.
Цель урок слушания – обогащение читательского опыта, развитие
читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремлении к
самостоятельному общению с книгой.
Главной задачей уроков литературного слушания является обучение
искусству слушать – сказку, рассказ, стихотворение и т. д.
Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и
формирование специальных читательских умений (умения
ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного
произведения) используется метод моделирования – введение системы
«заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также
составление схематических планов и моделей обложек.
Жанры обозначаются фигурами:
- сказка
- рассказ
- стихотворение
- пословица
- загадка
- басня
- о детях
- о Родине
- о природе
волшебстве,
фантастике
- о животных
Модель первой страницы обложки:
Фамилия
автора
В.Сутеев
Тема и жанр
Под грибом
Заголовок
Медведь
Волк
В
М
Заяц
З
«Заместителем» является печатная буква, обведенная кружочком.
Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:
Л
М
В
З
К
Д
Б
На уроках литературного чтения модели помогают запомнить и
воспроизводить большие объемы текстов.
Практические задания:
Задание 1
Определите сказку и сказочный персонаж по словесным моделям.
- Круглый, съедобный, живой. (Колобок из сказки «Колобок»).
- Земноводное, принадлежит царскому роду. (Лягушка из сказки
«Царевна – лягушка»).
- Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения.
(Мышка из сказки «Курочка – ряба»).
Задание 2
Заполните модель к сказке «Репка».
Задание 3
Определите, какой сказке принадлежит следующая модель.
жаба
цветок
женщина
жук
девочка
полевая мышь
крот
эльф
ласточка
Задание 4
Сравните модели обложек. Что в моделях общего? Чем они различаются?
В. Осеева
Е. Пермяк
Торопливый
ножик
Печенье
Практические задания:
Задание 1
Живёт она в норке В подполье, в каморке. Серая малышка Кто это?
а
ы
Зимой спит, Летом ульи ворошит.
е
е
Задание 2
Выпишите слова, к которым подходит эта модель.
Мишка, вишни, речка, яхта, леска, дочка, юнга, нитка, елка, сетка,
чашка, весла, мешки, яшма.
Задание 3
Выберите модель, которая подходит к слову.
ЖИРАФ
УДАЧА
ЕНОТ
Учащиеся получают первоначальные представления о каждом из 4
арифметических действий – сложении, вычитании, умножении и делении.
При этом удобным средством помогающим ребенку на первом этапе
являются фишки (фишки в виде кружков – 20 красных и 20 желтых).
Их можно использовать как стандартную модель, с помощью которой дети
легко научаться выбирать необходимое арифметической действие для
решения любой простой текстовой задачи.
Практические задания:
Сложение:
По тропинке идут 3 гуся, а за ним 6 уток. Сколько птиц идут по тропинке?
3 + 6 = 9
Вычитание:
На кусте было 6 ягод. Созрели 3 ягоды. Сколько ягод еще не созрели?
6 – 3 = 3
Умножение:
Мальчик расставил своих оловянных солдатиков в 2 ряда по 3 солдатика.
Сколько солдатиков у мальчика?
Три и три – это 6
По 3 взять 2 раза – это 6
3 * 2 = 6
Деление:
8 слив разложили поровну на 2 подноса. Сколько слив на каждом подносе?
8 разделить поровну на 2,
то получиться 4
8 : 2 = 4
Задание
Подберите карточку с фишками к каждому рисунку.
Задание
Слушайте и выкладывайте фишки.
ДЕВОЧКА –
МАЛЬЧИК -
Поют две девочки и 6 мальчиков.
Прыгают семеро детей. Среди них 3 мальчика и 4 девочки.
Танцуют 4 девочки и столько же мальчиков.
Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных
объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный
и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей.
Моделирование может иметь такие этапы:
- определение объекта моделирования;
- подготовка рабочих чертежей;
- составление плана работы, подбор материала;
- выполнение намеченного плана.
Практическое задание:
Выполните из бумаги модель конверта.
Моделирование помогает вооружить ребенка такими приемами,
которые позволяют ему при самостоятельной работе
быть активным, успешным, не бояться трудностей. Каждый, не
сравнивая себя с другим, выбирает собственный путь рассуждения,
моделирования и следовательно, решения задачи.
При систематическом применении метода моделирования на уроках
учащиеся добьются следующих результатов:
- изучат следующие виды моделей: рисунок, краткую запись, схему,
чертеж, таблицу;
- научаться применять в одной и той же задаче несколько видов
моделей;
- сравнивать несколько моделей между собой;
- выбирать из множества изученных моделей наиболее подходящую
к предложенной задаче;
- анализировать, дополнять или упрощать предложенные модели.
1. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.- М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009.
2. Русский язык в начальных классах :Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчик. М.,1994.
3.Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.,1987.
4.ШелгинаО.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии//Начальная школа,2007.№7.