СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Моделирование на уроках как средство формирования познавательных УУД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: "Моделирование на уроках как средство формирования познавательных УУД"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Моделирование на уроках как средство формирования познавательных УУД"»

Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому, незнакомого – к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения. Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм и формул. Моделирование в обучении необходимо по ряду причин: чтобы сделать возможным полноценное и прочное овладение учащимися  методами познания и способами учебной деятельности; для формирования у школьников полноценных умственных действий; для формирования научно – теоретического стиля мышления; для развития рефлектирующей деятельности обучающихся.

Младший школьный возраст является началом формирования учебных

действий у детей. В то же время моделирование – это действие, которое

выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды

деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С

помощью моделирования можно свести изучение сложного к простому,

незнакомого – к знакомому, то есть сделать объект доступным для

тщательного изучения.

Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических

конструкций, знаковых форм и формул.

Моделирование в обучении необходимо по ряду причин:

  • чтобы сделать возможным полноценное и прочное овладение учащимися

методами познания и способами учебной деятельности;

  • для формирования у школьников полноценных умственных действий;
  • для формирования научно – теоретического стиля мышления;
  • для развития рефлектирующей деятельности обучающихся.
Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии первоклассников. Цель урок слушания – обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремлении к самостоятельному общению с книгой. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать – сказку, рассказ, стихотворение и т. д. Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирование специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) используется метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Литературное слушание – важнейшее звено в обучении, воспитании и

развитии первоклассников.

Цель урок слушания – обогащение читательского опыта, развитие

читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремлении к

самостоятельному общению с книгой.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение

искусству слушать – сказку, рассказ, стихотворение и т. д.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и

формирование специальных читательских умений (умения

ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного

произведения) используется метод моделирования – введение системы

«заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также

составление схематических планов и моделей обложек.

Жанры обозначаются фигурами:  - сказка - рассказ  - стихотворение

Жанры обозначаются фигурами:

- сказка

- рассказ

- стихотворение

- пословица - загадка - басня

- пословица

- загадка

- басня

- о детях - о Родине - о природе о приключениях, волшебстве, фантастике - о животных

- о детях

- о Родине

- о природе

  • о приключениях,

волшебстве,

фантастике

- о животных

Модель первой страницы обложки: Фамилия  автора В.Сутеев Тема и жанр Под грибом Заголовок

Модель первой страницы обложки:

Фамилия

автора

В.Сутеев

Тема и жанр

Под грибом

Заголовок

Медведь  Волк В М Заяц З «Заместителем» является печатная буква, обведенная кружочком. Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»: Л М В З К Д Б

Медведь

Волк

В

М

Заяц

З

«Заместителем» является печатная буква, обведенная кружочком.

Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок»:

Л

М

В

З

К

Д

Б

На уроках литературного чтения модели помогают запомнить и воспроизводить большие объемы текстов.

На уроках литературного чтения модели помогают запомнить и

воспроизводить большие объемы текстов.

Практические задания: Задание 1 Определите сказку и сказочный персонаж по словесным моделям. Круглый, съедобный, живой. (Колобок из сказки «Колобок»). Земноводное, принадлежит царскому роду. (Лягушка из сказки  «Царевна – лягушка»). Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения.  (Мышка из сказки «Курочка – ряба»). Задание 2 Заполните модель к сказке «Репка».

Практические задания:

Задание 1

Определите сказку и сказочный персонаж по словесным моделям.

  • Круглый, съедобный, живой. (Колобок из сказки «Колобок»).
  • Земноводное, принадлежит царскому роду. (Лягушка из сказки

«Царевна – лягушка»).

  • Животное, повредило ювелирное изделие естественного происхождения.

(Мышка из сказки «Курочка – ряба»).

Задание 2

Заполните модель к сказке «Репка».

Задание 3 Определите, какой сказке принадлежит следующая модель. жаба цветок женщина жук девочка полевая мышь крот эльф ласточка Задание 4 Сравните модели обложек. Что в моделях общего? Чем они различаются? В. Осеева Е. Пермяк  Торопливый  ножик Печенье

Задание 3

Определите, какой сказке принадлежит следующая модель.

жаба

цветок

женщина

жук

девочка

полевая мышь

крот

эльф

ласточка

Задание 4

Сравните модели обложек. Что в моделях общего? Чем они различаются?

В. Осеева

Е. Пермяк

Торопливый

ножик

Печенье

Практические задания: Задание 1 Живёт она в норке  В подполье, в каморке.  Серая малышка  Кто это?   а ы Зимой спит,  Летом ульи ворошит. е е

Практические задания:

Задание 1

Живёт она в норке В подполье, в каморке. Серая малышка Кто это?

а

ы

Зимой спит, Летом ульи ворошит.

е

е

Задание 2 Выпишите слова, к которым подходит эта модель. Мишка, вишни, речка, яхта, леска, дочка, юнга, нитка, елка, сетка, чашка, весла, мешки, яшма. Задание 3 Выберите модель, которая подходит к слову. ЖИРАФ УДАЧА ЕНОТ

Задание 2

Выпишите слова, к которым подходит эта модель.

Мишка, вишни, речка, яхта, леска, дочка, юнга, нитка, елка, сетка,

чашка, весла, мешки, яшма.

Задание 3

Выберите модель, которая подходит к слову.

ЖИРАФ

УДАЧА

ЕНОТ

Учащиеся получают первоначальные представления о каждом из 4 арифметических действий – сложении, вычитании, умножении и делении. При этом удобным средством помогающим ребенку на первом этапе являются фишки (фишки в виде кружков – 20 красных и 20 желтых). Их можно использовать как стандартную модель, с помощью которой дети легко научаться выбирать необходимое арифметической действие для решения любой простой текстовой задачи.

Учащиеся получают первоначальные представления о каждом из 4

арифметических действий – сложении, вычитании, умножении и делении.

При этом удобным средством помогающим ребенку на первом этапе

являются фишки (фишки в виде кружков – 20 красных и 20 желтых).

Их можно использовать как стандартную модель, с помощью которой дети

легко научаться выбирать необходимое арифметической действие для

решения любой простой текстовой задачи.

Практические задания:  Сложение:  По тропинке идут 3 гуся, а за ним 6 уток. Сколько птиц идут по тропинке?  3 + 6 = 9 Вычитание: На кусте было 6 ягод. Созрели 3 ягоды. Сколько ягод еще не созрели? 6 – 3 = 3

Практические задания:

Сложение:

По тропинке идут 3 гуся, а за ним 6 уток. Сколько птиц идут по тропинке?

3 + 6 = 9

Вычитание:

На кусте было 6 ягод. Созрели 3 ягоды. Сколько ягод еще не созрели?

6 – 3 = 3

Умножение: Мальчик расставил своих оловянных солдатиков в 2 ряда по 3 солдатика. Сколько солдатиков у мальчика?  Три и три – это 6 По 3 взять 2 раза – это 6 3 * 2 = 6 Деление: 8 слив разложили поровну на 2 подноса. Сколько слив на каждом подносе? 8 разделить поровну на 2, то получиться 4 8 : 2 = 4

Умножение:

Мальчик расставил своих оловянных солдатиков в 2 ряда по 3 солдатика.

Сколько солдатиков у мальчика?

Три и три – это 6

По 3 взять 2 раза – это 6

3 * 2 = 6

Деление:

8 слив разложили поровну на 2 подноса. Сколько слив на каждом подносе?

8 разделить поровну на 2,

то получиться 4

8 : 2 = 4

Задание Подберите карточку с фишками к каждому рисунку.

Задание

Подберите карточку с фишками к каждому рисунку.

Задание Слушайте и выкладывайте фишки. ДЕВОЧКА –  МАЛЬЧИК - Поют две девочки и 6 мальчиков.  Прыгают семеро детей. Среди них 3 мальчика и 4 девочки.  Танцуют 4 девочки и столько же мальчиков.

Задание

Слушайте и выкладывайте фишки.

ДЕВОЧКА –

МАЛЬЧИК -

Поют две девочки и 6 мальчиков.

Прыгают семеро детей. Среди них 3 мальчика и 4 девочки.

Танцуют 4 девочки и столько же мальчиков.

 Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей.   Моделирование может иметь такие этапы:  определение объекта моделирования;  подготовка рабочих чертежей;  составление плана работы, подбор материала;  выполнение намеченного плана.

Моделирование – построение моделей, процесс познания действительных

объектов, метод изучения технических сооружений, мыслительный

и практический вид деятельности, непосредственно создание моделей.

Моделирование может иметь такие этапы:

  • определение объекта моделирования;
  • подготовка рабочих чертежей;
  • составление плана работы, подбор материала;
  • выполнение намеченного плана.
Практическое задание:  Выполните из бумаги модель конверта.

Практическое задание:

Выполните из бумаги модель конверта.

Моделирование помогает вооружить ребенка такими приемами, которые позволяют ему при самостоятельной работе быть активным, успешным, не бояться трудностей. Каждый, не сравнивая себя с другим, выбирает собственный путь рассуждения, моделирования и следовательно, решения задачи. При систематическом применении метода моделирования на уроках учащиеся добьются следующих результатов: изучат следующие виды моделей: рисунок, краткую запись, схему,  чертеж, таблицу; научаться применять в одной и той же задаче несколько видов  моделей; сравнивать несколько моделей между собой; выбирать из множества изученных моделей наиболее подходящую  к предложенной задаче; анализировать, дополнять или упрощать предложенные модели.

Моделирование помогает вооружить ребенка такими приемами,

которые позволяют ему при самостоятельной работе

быть активным, успешным, не бояться трудностей. Каждый, не

сравнивая себя с другим, выбирает собственный путь рассуждения,

моделирования и следовательно, решения задачи.

При систематическом применении метода моделирования на уроках

учащиеся добьются следующих результатов:

  • изучат следующие виды моделей: рисунок, краткую запись, схему,

чертеж, таблицу;

  • научаться применять в одной и той же задаче несколько видов

моделей;

  • сравнивать несколько моделей между собой;
  • выбирать из множества изученных моделей наиболее подходящую

к предложенной задаче;

  • анализировать, дополнять или упрощать предложенные модели.
1. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.- М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009. 2. Русский язык в начальных классах :Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчик. М.,1994. 3.Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.,1987. 4.ШелгинаО.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии//Начальная школа,2007.№7.

1. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.- М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009.

2. Русский язык в начальных классах :Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчик. М.,1994.

3.Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.,1987.

4.ШелгинаО.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии//Начальная школа,2007.№7.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!