СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: «Н.А. Некрасов. Анализ стихотворения «На Волге».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  1. Образовательные:
    1. расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
    2. познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей;
    3. вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их  труда;
    4. формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;
    5. формировать навык анализа стихотворного произведения;

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Н.А. Некрасов. Анализ стихотворения «На Волге».»

Н.А. Некрасов Стихотворение «На Волге» 5 класс Автор: Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ »

Н.А. Некрасов

Стихотворение «На Волге»

5 класс

Автор: Новик Надежда Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ »

Цели урока: расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей; вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их труда; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста; формировать навык анализа стихотворного произведения. расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей; вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их труда; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста; формировать навык анализа стихотворного произведения. 10/1/16

Цели урока:

  • расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей; вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их труда; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста; формировать навык анализа стихотворного произведения.
  • расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
  • познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей;
  • вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их труда;
  • формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;
  • формировать навык анализа стихотворного произведения.

10/1/16

 Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Добрый день! 10/1/16

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Добрый день!

10/1/16

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ  Николай Алексеевич Некрасов родился в _____ году в местечке ________ губернии. Мальчику ещё не исполнилось и __________ лет, когда его отец ушёл в отставку и семья переехала в родовое имение __________ Ярославской губернии. Здесь, близ __________, проходило детство будущего поэта.  Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с образом его __________ . В _____ году Некрасов поступил в ____________ гимназию, там он познакомился с поэзией ________________________ Летом ________ года поэт приехал в _____________ , поступил вольнослушателем в Университет. В ________ году выпустил сборник стихов «_________ и _______». Впоследствии Некрасов издавал _________, писал ____________ . 10/1/16

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Николай Алексеевич Некрасов родился в _____ году в местечке ________ губернии. Мальчику ещё не исполнилось и __________ лет, когда его отец ушёл в отставку и семья переехала в родовое имение __________ Ярославской губернии. Здесь, близ __________, проходило детство будущего поэта.

Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с образом его __________ . В _____ году Некрасов поступил в ____________ гимназию, там он познакомился с поэзией ________________________ Летом ________ года поэт приехал в _____________ , поступил вольнослушателем в Университет. В ________ году выпустил сборник стихов «_________ и _______». Впоследствии Некрасов издавал _________, писал ____________ .

10/1/16

10/1/16

10/1/16

10/1/16

10/1/16

Сообщение темы урока Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением  Н.А. Некрасова «На Волге».  10/1/16

Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением

Н.А. Некрасова «На Волге».

10/1/16

Из истории создания стихотворения «На Волге»  «Однажды, рассказывая о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком на Волге, и пересказал… Прочитав «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений.» Н.Г. Чернышевский  На Волге. Художник Левитан. 10/1/16

Из истории создания стихотворения «На Волге»

«Однажды, рассказывая о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком на Волге, и пересказал… Прочитав «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений.»

Н.Г. Чернышевский

На Волге. Художник Левитан.

10/1/16

 В стихотворении «На Волге» нам откроется картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество.  Картина Репина «Бурлаки на Волге» поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.  Из истории создания стихотворения «На Волге». 10/1/16

В стихотворении «На Волге» нам откроется картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество.

Картина Репина «Бурлаки на Волге» поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.

Из истории создания стихотворения «На Волге».

10/1/16

 Бурлак – крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда.  10/1/16

Бурлак крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда.

10/1/16

Словарная работа Бечева  – прочная толстая веревка, канат. Расшива –  небольшое судно. Баржа –  это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом. Лапти –  это обувь бедняков.  10/1/16

Словарная работа

  • Бечева  прочная толстая веревка, канат.
  • Расшива –  небольшое судно.
  • Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом.
  • Лапти – это обувь бедняков.

10/1/16

Исследовательская работа  Выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А. Некрасов.    10/1/16

Исследовательская работа

Выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А. Некрасов.

 

10/1/16

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Портретная характеристика бурлаков: «ползли гурьбою бурлаки», «невыносимо дик... их мерный похоронный крик», «с болез­ненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты, изнеможенные черты и, выражающий укор, спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», «покорность без конца».  10/1/16

ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Портретная характеристика бурлаков:

«ползли гурьбою бурлаки», «невыносимо дик... их мерный похоронный крик», «с болез­ненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты, изнеможенные черты и, выражающий укор, спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», «покорность без конца».

10/1/16

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Литературу любим мы, друзья, Читаем некрасовские строки… Но нам без отдыха никак нельзя! Так отдохнём мы на уроке: Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала. Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! 10/1/16

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Литературу любим мы, друзья,

Читаем некрасовские строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом – налево…

Отдохнул? Работай смело!

10/1/16

Сравнительная характеристика пейзажа «Волга – колыбель моя»  «Река рабства и тоски» 10/1/16

Сравнительная характеристика пейзажа

«Волга – колыбель моя» 

«Река рабства и тоски»

10/1/16

ПРОВЕРЬ СЕБЯ «Волга – колыбель моя»  «Река рабства и тоски» «кричали кулики», «я не узнал реки родной: «шумели глухо камыши», «рядами стаи белых птиц …сидели важно на песке», С трудом ступает на песок Уж не манит на острова «синий бесконечный лес», Прибрежных птиц знакомый крик Их ярко-свежая трава, Моя нога, он так глубок, Зловещ, пронзителен и дик, И говор тех же милых волн «куда ... уходит солнце отдохнуть», Иною музыкою полн.» «светла и величава», «даль и ширь», «монастырь», «звон колоколов», «темно-голубым волнам», «родной реке». 10/1/16

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

«Волга – колыбель моя» 

«Река рабства и тоски»

«кричали кулики»,

«я не узнал реки родной:

«шумели глухо камыши»,

«рядами стаи белых птиц …сидели важно на песке»,

С трудом ступает на песок

Уж не манит на острова

«синий бесконечный лес»,

Прибрежных птиц знакомый крик

Их ярко-свежая трава,

Моя нога, он так глубок,

Зловещ, пронзителен и дик,

И говор тех же милых волн

«куда ... уходит солнце отдохнуть»,

Иною музыкою полн.»

«светла и величава»,

«даль и ширь», «монастырь»,

«звон колоколов»,

«темно-голубым волнам»,

«родной реке».

10/1/16

ВЫВОД:  Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.  10/1/16

ВЫВОД:

Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.

10/1/16

Работа с текстом стихотворения  «На Волге»   План содержания: 1.Волжские пейзажи (прошлое). 2.Волжские пейзажи (настоящее). 3.Встреча с бурлаками (н). 4.Волжские пейзажи (п). 5.Первая встреча с бурлаками (п). 6.Детские вопросы испуганного ребёнка (п). 7.Волжские пейзажи (п). 8.Размышления о судьбах бурлака (н). 10/1/16

Работа с текстом стихотворения «На Волге»

План содержания:

1.Волжские пейзажи (прошлое).

2.Волжские пейзажи (настоящее).

3.Встреча с бурлаками (н).

4.Волжские пейзажи (п).

5.Первая встреча с бурлаками (п).

6.Детские вопросы испуганного ребёнка (п).

7.Волжские пейзажи (п).

8.Размышления о судьбах бурлака (н).

10/1/16

Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения? 10/1/16
  • Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?

10/1/16

Выразительное чтение стихотворения «На Волге» 10/1/16

Выразительное чтение стихотворения «На Волге»

10/1/16

Домашнее задание Наизусть отрывок из стихотворения «На Волге». 10/1/16

Домашнее задание

  • Наизусть отрывок из стихотворения «На Волге».

10/1/16

РЕФЛЕКСИЯ  - хорошо усвоил   - отлично усвоил и могу применить на практике  - усвоил хорошо, но есть вопросы   - многое непонятно. 10/1/16

РЕФЛЕКСИЯ

- хорошо усвоил

- отлично усвоил и могу применить на практике

- усвоил хорошо, но

есть вопросы

  - многое непонятно.

10/1/16