Н.А. Некрасов
Стихотворение «На Волге»
5 класс
Автор: Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ »
Цели урока:
- расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова; познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей; вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их труда; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста; формировать навык анализа стихотворного произведения.
- расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
- познакомить с произведением, в котором поэт сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжёлую жизнь крепостных людей;
- вызвать в душах ребят сочувствие к угнетённым, к тяжёлым условием их труда;
- формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста;
- формировать навык анализа стихотворного произведения.
10/1/16
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!
Добрый день!
10/1/16
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Николай Алексеевич Некрасов родился в _____ году в местечке ________ губернии. Мальчику ещё не исполнилось и __________ лет, когда его отец ушёл в отставку и семья переехала в родовое имение __________ Ярославской губернии. Здесь, близ __________, проходило детство будущего поэта.
Лучшие воспоминания о детстве связаны у Некрасова с образом его __________ . В _____ году Некрасов поступил в ____________ гимназию, там он познакомился с поэзией ________________________ Летом ________ года поэт приехал в _____________ , поступил вольнослушателем в Университет. В ________ году выпустил сборник стихов «_________ и _______». Впоследствии Некрасов издавал _________, писал ____________ .
10/1/16
10/1/16
10/1/16
Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением
Н.А. Некрасова «На Волге».
10/1/16
Из истории создания стихотворения «На Волге»
«Однажды, рассказывая о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком на Волге, и пересказал… Прочитав «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений.»
Н.Г. Чернышевский
На Волге. Художник Левитан.
10/1/16
В стихотворении «На Волге» нам откроется картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество.
Картина Репина «Бурлаки на Волге» поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков.
Из истории создания стихотворения «На Волге».
10/1/16
Бурлак – крестьянин, идущий на чужбину на заработки, особенно на речные суда.
10/1/16
Словарная работа
- Бечева – прочная толстая веревка, канат.
- Расшива – небольшое судно.
- Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом.
- Лапти – это обувь бедняков.
10/1/16
Исследовательская работа
Выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А. Некрасов.
10/1/16
ПРОВЕРЬ СЕБЯ!
Портретная характеристика бурлаков:
«ползли гурьбою бурлаки», «невыносимо дик... их мерный похоронный крик», «с болезненным лицом», «тянул бы лямку, как медведь», «угрюмый, тихий и больной», «лохмотья жалкой нищеты, изнеможенные черты и, выражающий укор, спокойно-безнадежный взор», «унылый, сумрачный бурлак», «покорность без конца».
10/1/16
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Литературу любим мы, друзья,
Читаем некрасовские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
10/1/16
Сравнительная характеристика пейзажа
«Волга – колыбель моя»
«Река рабства и тоски»
10/1/16
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
«Волга – колыбель моя»
«Река рабства и тоски»
«кричали кулики»,
«я не узнал реки родной:
«шумели глухо камыши»,
«рядами стаи белых птиц …сидели важно на песке»,
С трудом ступает на песок
Уж не манит на острова
«синий бесконечный лес»,
Прибрежных птиц знакомый крик
Их ярко-свежая трава,
Моя нога, он так глубок,
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
«куда ... уходит солнце отдохнуть»,
Иною музыкою полн.»
«светла и величава»,
«даль и ширь», «монастырь»,
«звон колоколов»,
«темно-голубым волнам»,
«родной реке».
10/1/16
ВЫВОД:
Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.
10/1/16
Работа с текстом стихотворения «На Волге»
План содержания:
1.Волжские пейзажи (прошлое).
2.Волжские пейзажи (настоящее).
3.Встреча с бурлаками (н).
4.Волжские пейзажи (п).
5.Первая встреча с бурлаками (п).
6.Детские вопросы испуганного ребёнка (п).
7.Волжские пейзажи (п).
8.Размышления о судьбах бурлака (н).
10/1/16
- Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?
10/1/16
Выразительное чтение стихотворения «На Волге»
10/1/16
Домашнее задание
- Наизусть отрывок из стихотворения «На Волге».
10/1/16
РЕФЛЕКСИЯ
- хорошо усвоил
- отлично усвоил и могу применить на практике
- усвоил хорошо, но
есть вопросы
- многое непонятно.
10/1/16