МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ – ЧАУНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА РЫТКУЧИ» ЧАУНСКОГО РАЙОНА ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Региональный конкурс учебно-исследовательских и творческих работ
«Культура. История. Просвещение.»
Номинация: «Традиции».
Тема проекта: «Обряды оленных чукчей»
Автор: Тэркикымыль Лидия,
ученица 8 класса
Руководитель: Кеутегина Ольга Михайловна,
Социальный педагог
Введение
Руководитель проекта : Кеутегина О.М., социальный педагог.
Автор проекта: Тэркикымыль Лидия, ученица 8 класса.
Территория: Чукотский автономный округ, Чаунский район, с.Рыткучи.
Заинтересованные стороны: участница общеобразовательного процесса
Объектом исследования выступают национальные праздники.
Предметом исследования выступают обряд и обычаи празднования праздника «Вылгыкаанматгыргын».
Цель : изучение традиций празднования праздника и особенностей проведения обряда .
Задачи :
- поиск соответствующей литературы;
- изучение обрядов через национальные праздники;
- знакомство с носителями (хранителями) обрядов;
- описание проведения праздника, обряда.
Актуальность
- В наше время, молодое поколение почти, или совсем не знает своих традиций, и не проявляют интереса к истокам национальной культуры. Наши обычаи, традиции уходят в небытие. Именно поэтому я считаю, данную тему актуальной . Ведь праздники, обряды, ритуалы – это основная часть нашей национальной культуры.
Национальные праздники
Незыблемые неписаные законы северных народностей издавна определяли время труда и время отдыха. Все было взаимосвязано в их мире. Без добытого пропитания - оленя или нерпы, медведя или кита - не мог продолжаться род, под угрозой оказывались жизни людей. И поэтому каждый установленный веками и успешно пройденный этап вызывал ликование и радость. В нелегкую жизнь людей приходил праздник!
«Вылгыкаанматгыргын» Праздник молодого оленя
Какомэй! Праздник! Конец августа, раннее утро. Почти все готово к празднику. Ярары, еще с вечера, висящие на пологе, кажется, вот-вот запоют, зашумят, отгоняя злых духов. Женщины готовят священную пищу для богов, собирают ветви, на которые потом будут укладывать оленьи туши. Они давно уже слышат хорканье стада. Пастухи остановили его недалеко от стойбища. Чуть впереди остальных — красивый огромный вожак с тонкими ветвистыми рогами.
Мужчины и женщины собирались на улице. Мужчины брали копья, ружья. Женщины разжигали небольшой огонь на огнивной доске. По сигналу «Ок! Ок!» женщины бросали огоньки в сторону стада, а мужчины и мальчики потрясали копьями, стреляли. Все выражали радость от встречи со стадом, надежду на хороший забой. Бросание огня охраняло стадо от напастей. Чем громче жители кричали, и если олени пугались, это означало, что злые духи испугались.
Мнэгыргын Обряд благодарения
Обряд благодарения, яркое запоминающееся зрелище. Место для праздника определяется за костром. На пестрой шкуре лежит голова оленя. Голову оленя ставят за очагом. В противоположной стороне ставят на деревянных блюдах фигурки оленей, сделанные из масла, и зелени, национальные блюда.
По окончанию обряда благодарения, начинался забой оленей. Поймать первым, было принято олененка. Костным мозгом (камле) забитого олененка в первую очередь кормили «семейных хранителей», «куколок».
Кровью забитого олененка мазали только мальчиков. Также кровью олененка мазали вход яранги, для того, чтоб злые духи не могли зайти в ярангу.
Олененка запекали полностью на костре. Если семья не могла его съесть, то они обязаны были раздать остальным семьям, чтоб ничего не осталось.
Главными блюдами на празднике были кровяная каша, из только забитого оленя, травяная каша, сушеное мясо.
В праздник принято молится единому Богу, который все создал. Молились в уединенном месте, чтоб никто не видел, не слышал.
После обряда проводились соревнования
«Семейные хранители»
У каждого члена семьи были свои «семейные хранители», куколки (муж (жена), собачки, олени, хранитель.
«Куколка» имеет вид рогатки с поперечно привязанной палочкой.
Все куколки «семейные хранители», находились в одной связке, мешочке. Каждый член семьи сам кормил
своих «куколок». В случае если кто-либо из членов семьи заболевал, ему делали еще, вследствие
«семейные хранители» пополнялись.
Заключение
Во время работы над проектом я узнала много интересного об особенностях проведения праздников и обрядов. Прочитала не одну книгу, но полного описания праздника и проведения обряда не нашла. Побывала на национальном празднике «Кильвей» праздник первого олененка, проводимом в селе. Посмотрела, как проходит обряд благодарения «Мнэгыргын» на этом празднике. Также я познакомилась с Антольгиной Юлией Анатольевной, которая рассказала, как проходит праздник «Молодого оленя», и обряд благодарения «Мнэгыргын» у них в бригаде. Также Юлия Анатольевна рассказала все о «семейных хранителях», об их предназначении. За основу своей работы я использовала рассказ Юлии Анатольевны.
Перспективность проекта
Опыт может быть использован в средних общеобразовательных школах.
Содействует в школе атмосфере сотрудничества.
Дополняет спектр образовательных программ факультативных занятий и кружков.
Стимулирует учеников для занятий исследовательской деятельностью.
Поддерживает и пропагандирует семейные традиции народов, прожи-вающих на территории Чукотского автономного округа.