Основные направления и формы логопедической помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития.
Выполнила: учитель-логопед Болдырева Н.И.
Научные исследования российских (Ю.А. Разенкова, Л.С. Сековец Е.А. Стребелева, Н.Н Малофеев, Н.Д. Шматко и др.) и зарубежных специалистов (Дж. Боулби, Д. Винникот, К. Пакеринг и др.) и практический опыт Л.В. Блохиной, Е.В. Жулиной, С.В. Калиной, Н.И. Морозовой, Л.В. Самариной, Т.И. Сивухиной, И.И. Тороповой доказывают эффективность коррекционно-развивающей работы именно в раннем возрасте, поскольку пластичность центральной нервной системы и уровень компенсаторных возможностей наиболее высоки именно в ранний период развития человека. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Задержка речевого развития
- ЗРР - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.
- Термин задержка речевого развития широко применяется в логопедической практике.
- Этот диагноз уместен по отношению детям раннего возраста.
Задержка речевого развития
- Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.
- Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки.
- У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.
- Выделяют ряд возможных причин задержки речевого развития:
Причины задержанного развития
- 1) Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов, либо сразу после них.
- 2) Задержка речевого развития может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
- 3) Многие исследователи раннего детства указывают на задержки в речевом развитии ребенка, растущего в условиях госпитализма или значительную часть времени проводящего в детском учреждении, где большое внимание уделяют физическому уходу за детьми, где много игрушек и много обслуживающих ребенка говорящих взрослых, но ребенку недостает близких, личностных контактов.
Причины задержанного развития
- 4) Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования. А у этих детей нет стимула, чтобы начать говорить. Их и так с полуслова понимают!
- 5) Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни – то есть стимулировать появление речи.
- 6) Постоянный просмотр телевизора детьми также может являться причиной задержки речевого развития.
Все эти причины можно объединить в три основные группы
- неполноценную речевую среду;
- плохое физическое и психическое здоровье ребенка;
- особый, врожденно обусловленный, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.
Задержка речевого развития
Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.
К 2 годам ребенок имеет в своем активе 300 слов. Это:
- название предметов;
- название признаков, обозначающих:
- цвет;
- величину;
- свойства предмета;
- название действий.
В этот же период (от 1 г 6 мес. до 2-х лет) появляются и фразы.
Задержка речевого развития
- К трехлетнему возрасту у ребенка появляются все основные виды предложений, значительно возрастает активный словарь, достигая в среднем от 1200 до 1500 слов, формируется грамматический строй речи, падежные формы, появляется интерес к звучащему слову.
- Но иногда речь у ребенка развивается со значительным запозданием.
- Так, отдельные слова могут появляться к 2-м годам, а то и позже. Задержка речевого развития выражается не только в позднем появлении речи, но и в бедности словарного запаса, искажении звукопроизношения, нарушении грамматического строя.
Насущные вопросы возникают перед педагогической наукой:
- - когда и каким образом можно выявить ранние признаки стойких отклонений в развитии детской речи;
- - как долго нужно наблюдать за развитием речи ребенка, если нам кажется, что его речь вообще не развивается;
- - как на развитие речи влияют такие микросоциальные факторы, как образовательный уровень родителей и профессиональная занятость, региональные и климатические условия, в которых проживает семья ребенка.
- Чтобы найти ответы на эти вопросы, лаборатория логопедии ИКП РАО начала впервые проводить масштабный мониторинг детей раннего, дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями.
Первые результаты, полученные пока только в Москве и Санкт-Петербурге, выявили интересные факты и закономерности
- Было установлено, что доминирующее влияние на процесс развития речи ребенка старше 1 года 6 мес. оказывает период «лексического взрыва» («vocabulary spurt») — короткого временного периода в раннем возрасте, когда происходит стремительный переход слов из пассивного в активный словарный запас.
- Различия в темпах усвоения начального детского лексикона у девочек и мальчиков определяются прежде всего некоторым временным сдвигом: у девочек этот процесс начинается на несколько месяцев раньше.
- По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес., мальчики после 1 года 10 мес. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, однако в онтогенезе разрыв не превышает 2—2,5 мес.
Задержка речевого развития
- В начальном детском лексиконе наблюдается стандартная зависимость между ростом глагольного словаря и успешностью накопления слов в таких морфологических группах, как существительные и прилагательные, а именно: при численных значениях глаголов менее десяти все лексическое развитие задерживается.
Деятельность логопеда определена следующими направлениями работы:
- - запрос на комплексное обследование ребенка с ЗРР (по заявлению родителей);
- - комплексная (индивидуальная) диагностика мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей);
- - определение уровня актуального развития ребенка с ЗРР, определение индивидуальной программы развития (необходимого объема коррекционной помощи);
- - комплексное взаимодействие специалистов в реализации коррекционно-развивающего воздействия;
Деятельность логопеда определена следующими направлениями работы:
- - мониторинг психического развития ребенка с ЗРР мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей);
- - оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, изменение индивидуальной программы развития;
- - итоговая оценка эффективности развития ребенка с ЗРР, рекомендации (интеграция в группу нормально развивающихся дошкольников).
Феномен ЗРР
- 1. Медицинская квалификация особенностей развития детей с ЗРР по МКБ 10 осуществляется следующим образом: раздел /F80-F89/ Расстройства психологического (психического) развития; параграфом /F80/ Специфические расстройства развития речи и языка; пунктомF80.1 Расстройство экспрессивной речи;
- 2. В настоящий момент единственное логопедическое заключение для всех детей раннего возраста с разными нарушениями речи – задержка речевого развития (ЗРР).
- 3. Постановка логопедического заключения определяется индивидуальной структурой отклоняющегося речевого развития, т.е. спецификой и выраженностью расстройств (клинический контекст), характером и индивидуальным содержанием речевого развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологический контекст).
Феномен ЗРР
- Феномен ЗРР характеризуется преимущественной несформированностью речевой деятельности, с сохранными предпосылками интеллектуального развития и нормальным слухом, большая часть которых квалифицируется как группа риска по речевой патологии.
- Необходимость разработки целостной концепции функционального диагноза (заключения) речевого развития при ЗРР детей раннего возраста представляется очевидной для решения задач методологического и организационно-практического уровня, связанных с проблемой оптимального сотрудничества специалистов разного профиля, участвующих в диагностической и коррекционной работе.
- В квалификации структуры и характеристики психического развития при ЗРР, приоритетное значение приобретают данные психолого-диагностического исследования.
Направления работы логопеда по сопровождению ребёнка раннего возраста
- Первым направлением работы является анализ запроса на комплексное обследование ребенка с ЗРР (по заявлению родителей). Трудности выявления детей раннего возраста с ЗРР, нуждающихся в логопедической помощи, связаны с тем, что до трех лет ребенок воспитывается в условиях семьи, члены которой плохо ориентируются в вопросах благополучия психического и речевого развития.
- Вторым направлением является комплексная (индивидуальная) диагностика мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей), которая включает два раздела: комплексное изучение анамнеза; логопедическую диагностику.
- Третьим направлением является определение уровня актуального развития ребенка с ЗРР, что предполагает постановку логопедического заключения на основе анализа медицинского диагноза, логопедического заключения, результатов диагностики, происходит уточнение уровня речевого развития ребёнка раннего возраста с ЗРР.
Направления работы логопеда по сопровождению ребёнка раннего возраста
- Четвертое направление работы логопеда включает определение индивидуальной программы развития (необходимого объема коррекционной помощи).
- Пятым направлением является комплексное взаимодействие специалистов в реализации коррекционно-развивающего воздействия.
- Шестым направлением является динамический мониторинг психического и речевого развития ребенка с ЗРР мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей) с целью коррекции программ комплексной помощи детям с ЗРР.
- Седьмым направлением является оценка эффективности коррекционно развивающей работы, изменение индивидуальной программы развития.
Направления работы логопеда по сопровождению ребёнка раннего возраста
- Восьмым направлением является итоговая оценка эффективности развития ребенка с ЗРР, рекомендации (интеграция в группу нормально развивающихся дошкольников).
- Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи.
- Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка.
- Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта.
- Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
- Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы.
ЗРР – помощь в настоящее время
- Сегодня государственные и негосударственные образовательные учреждения предлагают услуги ранней диагностической и коррекционной помощи детям с ЗРР, т.е. индивидуальные маршруты (программы) развития, при мультидисциплинарном взаимодействии специалистов.
Коррекционно-логопедическое воздействие
- Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
- Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем.
- Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.
- Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.
Основная задача коррекционно-логопедического воздействия
- Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
- а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
- б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
Основные направления коррекционной логопедической работы
- • Развитие импрессивной речи .
- На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса.
- Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух - четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
Основные направления коррекционной логопедической работы
- • Развитие экспрессивной речи.
- Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно.
- В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме. Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей.
Основные направления коррекционной логопедической работы
- Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов. Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией).
- При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
- Развитие общей моторики . Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
- Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены, близко друг к другу и тесно взаимосвязаны.
Основные направления коррекционной логопедической работы
Развитие слухового восприятия. Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:
- 1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
- 2. Игры со звучащими игрушками.
- 3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
- 4. Формирование фонематического восприятия.
Дети раннего возраста различают неречевые звуки :
- § по способу воспроизведения;
- § по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
- § по их ритму;
- § по силе звуковых раздражителей;
- § по долготе звучания.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
- Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку.
- Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:
- § долгие - короткие;
- § высокие - низкие;
- § громкие - тихие.
- Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
Основные направления коррекционной логопедической работы
- При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией.
- Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова.
- Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.
Основные направления коррекционной логопедической работы
Формирование навыков артикуляционной моторики .
- Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:
- § строения артикуляционного аппарата;
- § умения ощущать движения органов артикуляции;
- § функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Основные направления коррекционной логопедической работы
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития.
Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
Развитие зрительного восприятия .
Зрение - основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
Развитие зрительного восприятия .
Основные задачи развития зрительного восприятия.
- 1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» - одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).
- 2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам).
- 3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.
- 4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.
- 5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).
- 6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
Формирование просодических компонентов речи:
- Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
Основные направления коррекционной логопедической работы:
- В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию), су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
- А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
- Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Литература:
- 1. Статья: Е.В. Жулина, кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected] .
- 2. Жулина Е.В. Изучение и коррекция психического развития детей раннего и дошкольного возраста с задержкой речи: монография/Е.В. Жулина.- Германия.: PalmariumAcademicPublishin, 2008. -328 с.
- 3. Как развивается ваш малыш? / под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.-80с.
- 4. Ю.А. Разенкова. Актуальные проблемы интегрированного обучения: сб. науч. тр. – М.: Права человека, 2001. – С. 230–252.
- 5. Ю.А. Разенкова Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям / Ю.А. Разенкова. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 48 с. 16
- 6. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи / под. ред.Л.В. Блохина, С.В. Калина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сивухина, И.И. Торопова. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 200 с.
Литература:
7. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии детей/ под. ред.Л.В. Блохина, С.В. Калина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сивухина, И.И. Торопова. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 200 с.
- 8.Трошин,О.В. Ранняя диагностика и коррекция отклоняющегося развития /О.В.Трошин, Е.В. Жулина. – Н. Новгород: Изд-во НОДНП, 2004. – 36 с.
- 9.Трошин,О.В. Психологическое взаимодействие с неговорящим ребенком раннего и младшего дошкольного возраста средствами арт-терапии (семейно-центрированный подход)/О.В.Трошин, Е.В. Жулина. – Н. Новгород: НОДНП, 2005. – 131 с.
- 10. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи - Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32