СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: Основные направления и формы логопедической помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлен материал о направлениях и формах  логопедической помощи детям  раннего возраста с задержкой речевого развития. Материал может быть полезен студентам, учителям-логопедам, родителям.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Основные направления и формы логопедической помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития»

Основные направления и формы логопедической помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития. Выполнила: учитель-логопед Болдырева Н.И.

Основные направления и формы логопедической помощи детям раннего возраста с задержкой речевого развития.

Выполнила: учитель-логопед Болдырева Н.И.

 Научные исследования российских (Ю.А. Разенкова, Л.С. Сековец Е.А. Стребелева, Н.Н Малофеев, Н.Д. Шматко и др.) и зарубежных специалистов (Дж. Боулби, Д. Винникот, К. Пакеринг и др.) и практический опыт Л.В. Блохиной, Е.В. Жулиной, С.В. Калиной, Н.И. Морозовой, Л.В. Самариной, Т.И. Сивухиной, И.И. Тороповой доказывают эффективность коррекционно-развивающей работы именно в раннем возрасте, поскольку пластичность центральной нервной системы и уровень компенсаторных возможностей наиболее высоки именно в ранний период развития человека. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Научные исследования российских (Ю.А. Разенкова, Л.С. Сековец Е.А. Стребелева, Н.Н Малофеев, Н.Д. Шматко и др.) и зарубежных специалистов (Дж. Боулби, Д. Винникот, К. Пакеринг и др.) и практический опыт Л.В. Блохиной, Е.В. Жулиной, С.В. Калиной, Н.И. Морозовой, Л.В. Самариной, Т.И. Сивухиной, И.И. Тороповой доказывают эффективность коррекционно-развивающей работы именно в раннем возрасте, поскольку пластичность центральной нервной системы и уровень компенсаторных возможностей наиболее высоки именно в ранний период развития человека. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Задержка речевого развития ЗРР - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.  Термин задержка речевого развития широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению детям раннего возраста.

Задержка речевого развития

  • ЗРР - это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка.
  • Термин задержка речевого развития широко применяется в логопедической практике.
  • Этот диагноз уместен по отношению детям раннего возраста.
Задержка речевого развития Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.  Выделяют ряд возможных причин задержки речевого развития:

Задержка речевого развития

  • Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.
  • Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки.
  • У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей.
  • Выделяют ряд возможных причин задержки речевого развития:
Причины задержанного развития 1) Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов, либо сразу после них. 2) Задержка речевого развития может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).  3) Многие исследователи раннего детства указывают на задержки в речевом развитии ребенка, растущего в условиях госпитализма или значительную часть времени проводящего в детском учреждении, где большое внимание уделяют физическому уходу за детьми, где много игрушек и много обслуживающих ребенка говорящих взрослых, но ребенку недостает близких, личностных контактов.

Причины задержанного развития

  • 1) Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего ребенка во время беременности, родов, либо сразу после них.
  • 2) Задержка речевого развития может наблюдаться при различных психических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
  • 3) Многие исследователи раннего детства указывают на задержки в речевом развитии ребенка, растущего в условиях госпитализма или значительную часть времени проводящего в детском учреждении, где большое внимание уделяют физическому уходу за детьми, где много игрушек и много обслуживающих ребенка говорящих взрослых, но ребенку недостает близких, личностных контактов.
Причины задержанного развития 4) Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования. А у этих детей нет стимула, чтобы начать говорить. Их и так с полуслова понимают! 5) Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни – то есть стимулировать появление речи.  6) Постоянный просмотр телевизора детьми также может являться причиной задержки речевого развития.

Причины задержанного развития

  • 4) Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, родители которого «сверхзаботливые». Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования. А у этих детей нет стимула, чтобы начать говорить. Их и так с полуслова понимают!
  • 5) Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни – то есть стимулировать появление речи.
  • 6) Постоянный просмотр телевизора детьми также может являться причиной задержки речевого развития.
Все эти причины можно объединить в три основные группы   неполноценную речевую среду; плохое физическое и психическое здоровье ребенка;  особый, врожденно обусловленный, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.

Все эти причины можно объединить в три основные группы

  • неполноценную речевую среду;
  • плохое физическое и психическое здоровье ребенка;
  • особый, врожденно обусловленный, замедленный темп созревания нервных клеток, отвечающих за речь.
Задержка речевого развития  Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.  К 2 годам ребенок имеет в своем активе 300 слов. Это: название предметов; название признаков, обозначающих: цвет; величину; свойства предмета; название действий.  В этот же период (от 1 г 6 мес. до 2-х лет) появляются и фразы.

Задержка речевого развития

Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.

К 2 годам ребенок имеет в своем активе 300 слов. Это:

  • название предметов;
  • название признаков, обозначающих:
  • цвет;
  • величину;
  • свойства предмета;
  • название действий.

В этот же период (от 1 г 6 мес. до 2-х лет) появляются и фразы.

Задержка речевого развития К трехлетнему возрасту у ребенка появляются все основные виды предложений, значительно возрастает активный словарь, достигая в среднем от 1200 до 1500 слов, формируется грамматический строй речи, падежные формы, появляется интерес к звучащему слову. Но иногда речь у ребенка развивается со значительным запозданием. Так, отдельные слова могут появляться к 2-м годам, а то и позже. Задержка речевого развития выражается не только в позднем появлении речи, но и в бедности словарного запаса, искажении звукопроизношения, нарушении грамматического строя.

Задержка речевого развития

  • К трехлетнему возрасту у ребенка появляются все основные виды предложений, значительно возрастает активный словарь, достигая в среднем от 1200 до 1500 слов, формируется грамматический строй речи, падежные формы, появляется интерес к звучащему слову.
  • Но иногда речь у ребенка развивается со значительным запозданием.
  • Так, отдельные слова могут появляться к 2-м годам, а то и позже. Задержка речевого развития выражается не только в позднем появлении речи, но и в бедности словарного запаса, искажении звукопроизношения, нарушении грамматического строя.
Насущные вопросы возникают перед педагогической наукой:   - когда и каким образом можно выявить ранние признаки  стойких отклонений в развитии детской речи; - как долго нужно наблюдать за развитием речи ребенка, если нам кажется, что его речь вообще не развивается; - как на развитие речи влияют такие микросоциальные факторы, как образовательный уровень родителей и профессиональная занятость, региональные и климатические условия, в которых проживает семья ребенка. Чтобы найти ответы на эти вопросы, лаборатория логопедии ИКП РАО начала впервые проводить масштабный мониторинг детей раннего, дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями.

Насущные вопросы возникают перед педагогической наукой:

  • - когда и каким образом можно выявить ранние признаки  стойких отклонений в развитии детской речи;
  • - как долго нужно наблюдать за развитием речи ребенка, если нам кажется, что его речь вообще не развивается;
  • - как на развитие речи влияют такие микросоциальные факторы, как образовательный уровень родителей и профессиональная занятость, региональные и климатические условия, в которых проживает семья ребенка.
  • Чтобы найти ответы на эти вопросы, лаборатория логопедии ИКП РАО начала впервые проводить масштабный мониторинг детей раннего, дошкольного и школьного возраста с речевыми нарушениями.
Первые результаты, полученные пока только в Москве и Санкт-Петербурге, выявили интересные факты и закономерности   Было установлено, что доминирующее влияние на процесс развития речи ребенка старше 1 года 6 мес. оказывает период «лексического взрыва» («vocabulary spurt») — короткого временного периода в раннем возрасте, когда происходит стремительный переход слов из пассивного в активный словарный запас.  Различия в темпах усвоения начального детского лексикона у девочек и мальчиков определяются прежде всего некоторым временным сдвигом: у девочек этот процесс начинается на несколько месяцев раньше. По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес., мальчики после 1 года 10 мес. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, однако в онтогенезе разрыв не превышает 2—2,5 мес.

Первые результаты, полученные пока только в Москве и Санкт-Петербурге, выявили интересные факты и закономерности

  • Было установлено, что доминирующее влияние на процесс развития речи ребенка старше 1 года 6 мес. оказывает период «лексического взрыва» («vocabulary spurt») — короткого временного периода в раннем возрасте, когда происходит стремительный переход слов из пассивного в активный словарный запас.
  • Различия в темпах усвоения начального детского лексикона у девочек и мальчиков определяются прежде всего некоторым временным сдвигом: у девочек этот процесс начинается на несколько месяцев раньше.
  • По данным исследования, проведенного в Институте коррекционной педагогики РАО, девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес., мальчики после 1 года 10 мес. Лексический взрыв протекает у мальчиков несколько позже, чем у девочек, однако в онтогенезе разрыв не превышает 2—2,5 мес.
Задержка речевого развития В начальном детском лексиконе наблюдается стандартная зависимость между ростом глагольного словаря и успешностью накопления слов в таких морфологических группах, как существительные и прилагательные, а именно:  при численных значениях глаголов менее десяти все лексическое развитие задерживается.

Задержка речевого развития

  • В начальном детском лексиконе наблюдается стандартная зависимость между ростом глагольного словаря и успешностью накопления слов в таких морфологических группах, как существительные и прилагательные, а именно: при численных значениях глаголов менее десяти все лексическое развитие задерживается.
 Деятельность логопеда определена следующими направлениями работы:    - запрос на комплексное обследование ребенка с ЗРР (по заявлению родителей);  - комплексная (индивидуальная) диагностика мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей);  - определение уровня актуального развития ребенка с ЗРР, определение индивидуальной программы развития (необходимого объема коррекционной помощи);  - комплексное взаимодействие специалистов в реализации коррекционно-развивающего воздействия;

Деятельность логопеда определена следующими направлениями работы:

  • - запрос на комплексное обследование ребенка с ЗРР (по заявлению родителей);
  • - комплексная (индивидуальная) диагностика мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей);
  • - определение уровня актуального развития ребенка с ЗРР, определение индивидуальной программы развития (необходимого объема коррекционной помощи);
  • - комплексное взаимодействие специалистов в реализации коррекционно-развивающего воздействия;
 Деятельность логопеда определена следующими направлениями работы:   - мониторинг психического развития ребенка с ЗРР мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей);  - оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, изменение индивидуальной программы развития; - итоговая оценка эффективности развития ребенка с ЗРР, рекомендации (интеграция в группу нормально развивающихся дошкольников).

Деятельность логопеда определена следующими направлениями работы:

  • - мониторинг психического развития ребенка с ЗРР мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей);
  • - оценка эффективности коррекционно-развивающей работы, изменение индивидуальной программы развития;
  • - итоговая оценка эффективности развития ребенка с ЗРР, рекомендации (интеграция в группу нормально развивающихся дошкольников).
Феномен ЗРР 1. Медицинская квалификация особенностей развития детей с ЗРР по МКБ 10 осуществляется следующим образом: раздел /F80-F89/ Расстройства психологического (психического) развития; параграфом /F80/ Специфические расстройства развития речи и языка; пунктомF80.1 Расстройство экспрессивной речи; 2. В настоящий момент единственное логопедическое заключение для всех детей раннего возраста с разными нарушениями речи – задержка речевого развития (ЗРР).  3. Постановка логопедического заключения определяется индивидуальной структурой отклоняющегося речевого развития, т.е. спецификой и выраженностью расстройств (клинический контекст), характером и индивидуальным содержанием речевого развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологический контекст).

Феномен ЗРР

  • 1. Медицинская квалификация особенностей развития детей с ЗРР по МКБ 10 осуществляется следующим образом: раздел /F80-F89/ Расстройства психологического (психического) развития; параграфом /F80/ Специфические расстройства развития речи и языка; пунктомF80.1 Расстройство экспрессивной речи;
  • 2. В настоящий момент единственное логопедическое заключение для всех детей раннего возраста с разными нарушениями речи – задержка речевого развития (ЗРР).
  • 3. Постановка логопедического заключения определяется индивидуальной структурой отклоняющегося речевого развития, т.е. спецификой и выраженностью расстройств (клинический контекст), характером и индивидуальным содержанием речевого развития и социальной адаптации ребенка (социально-психологический контекст).
Феномен ЗРР Феномен ЗРР характеризуется преимущественной несформированностью речевой деятельности, с сохранными предпосылками интеллектуального развития и нормальным слухом, большая часть которых квалифицируется как группа риска по речевой патологии. Необходимость разработки целостной концепции функционального диагноза (заключения) речевого развития при ЗРР детей раннего возраста представляется очевидной для решения задач методологического и организационно-практического уровня, связанных с проблемой оптимального сотрудничества специалистов разного профиля, участвующих в диагностической и коррекционной работе.  В квалификации структуры и характеристики психического развития при ЗРР, приоритетное значение приобретают данные психолого-диагностического исследования.

Феномен ЗРР

  • Феномен ЗРР характеризуется преимущественной несформированностью речевой деятельности, с сохранными предпосылками интеллектуального развития и нормальным слухом, большая часть которых квалифицируется как группа риска по речевой патологии.
  • Необходимость разработки целостной концепции функционального диагноза (заключения) речевого развития при ЗРР детей раннего возраста представляется очевидной для решения задач методологического и организационно-практического уровня, связанных с проблемой оптимального сотрудничества специалистов разного профиля, участвующих в диагностической и коррекционной работе.
  • В квалификации структуры и характеристики психического развития при ЗРР, приоритетное значение приобретают данные психолого-диагностического исследования.
Направления работы логопеда по сопровождению ребёнка раннего возраста Первым направлением  работы является анализ запроса на комплексное обследование ребенка с ЗРР (по заявлению родителей). Трудности выявления детей раннего возраста с ЗРР, нуждающихся в логопедической помощи, связаны с тем, что до трех лет ребенок воспитывается в условиях семьи, члены которой плохо ориентируются в вопросах благополучия психического и речевого развития.  Вторым направлением является комплексная (индивидуальная) диагностика мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей), которая включает два раздела: комплексное изучение анамнеза; логопедическую диагностику.  Третьим направлением является определение уровня актуального развития ребенка с ЗРР, что предполагает постановку логопедического заключения на основе анализа медицинского диагноза, логопедического заключения, результатов диагностики, происходит уточнение уровня речевого развития ребёнка раннего возраста с ЗРР.

Направления работы логопеда по сопровождению ребёнка раннего возраста

  • Первым направлением работы является анализ запроса на комплексное обследование ребенка с ЗРР (по заявлению родителей). Трудности выявления детей раннего возраста с ЗРР, нуждающихся в логопедической помощи, связаны с тем, что до трех лет ребенок воспитывается в условиях семьи, члены которой плохо ориентируются в вопросах благополучия психического и речевого развития.
  • Вторым направлением является комплексная (индивидуальная) диагностика мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей), которая включает два раздела: комплексное изучение анамнеза; логопедическую диагностику.
  • Третьим направлением является определение уровня актуального развития ребенка с ЗРР, что предполагает постановку логопедического заключения на основе анализа медицинского диагноза, логопедического заключения, результатов диагностики, происходит уточнение уровня речевого развития ребёнка раннего возраста с ЗРР.
Направления работы логопеда по сопровождению ребёнка раннего возраста Четвертое направление работы логопеда включает определение индивидуальной программы развития (необходимого объема коррекционной помощи). Пятым направлением является комплексное взаимодействие специалистов в реализации коррекционно-развивающего воздействия.  Шестым направлением является динамический мониторинг психического и речевого развития ребенка с ЗРР мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей) с целью коррекции программ комплексной помощи детям с ЗРР. Седьмым направлением является оценка эффективности коррекционно развивающей работы, изменение индивидуальной программы развития.

Направления работы логопеда по сопровождению ребёнка раннего возраста

  • Четвертое направление работы логопеда включает определение индивидуальной программы развития (необходимого объема коррекционной помощи).
  • Пятым направлением является комплексное взаимодействие специалистов в реализации коррекционно-развивающего воздействия.
  • Шестым направлением является динамический мониторинг психического и речевого развития ребенка с ЗРР мультидисциплинарной командой специалистов (при активном участии родителей) с целью коррекции программ комплексной помощи детям с ЗРР.
  • Седьмым направлением является оценка эффективности коррекционно развивающей работы, изменение индивидуальной программы развития.
Направления работы логопеда по сопровождению ребёнка раннего возраста Восьмым направлением является итоговая оценка эффективности развития ребенка с ЗРР, рекомендации (интеграция в группу нормально развивающихся дошкольников). Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи.  Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.  Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы.

Направления работы логопеда по сопровождению ребёнка раннего возраста

  • Восьмым направлением является итоговая оценка эффективности развития ребенка с ЗРР, рекомендации (интеграция в группу нормально развивающихся дошкольников).
  • Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи.
  • Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка.
  • Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта.
  • Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
  • Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы.
ЗРР – помощь в настоящее время Сегодня государственные и негосударственные образовательные учреждения предлагают услуги ранней диагностической и коррекционной помощи детям с ЗРР, т.е. индивидуальные маршруты (программы) развития, при мультидисциплинарном взаимодействии специалистов.

ЗРР – помощь в настоящее время

  • Сегодня государственные и негосударственные образовательные учреждения предлагают услуги ранней диагностической и коррекционной помощи детям с ЗРР, т.е. индивидуальные маршруты (программы) развития, при мультидисциплинарном взаимодействии специалистов.
Коррекционно-логопедическое воздействие Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем.  Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность. Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.

Коррекционно-логопедическое воздействие

  • Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
  • Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем.
  • Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.
  • Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.
Основная задача коррекционно-логопедического воздействия Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях: а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики); б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;

Основная задача коррекционно-логопедического воздействия

  • Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
  • а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
  • б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия;
Основные направления коррекционной логопедической работы   • Развитие импрессивной речи . На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух - четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

Основные направления коррекционной логопедической работы

  • Развитие импрессивной речи .
  • На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там - тут, открой - закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса.
  • Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух - четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.
Основные направления коррекционной логопедической работы • Развитие экспрессивной речи.  Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно.  В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме. Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей.

Основные направления коррекционной логопедической работы

  • Развитие экспрессивной речи.
  • Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития - создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно.
  • В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме. Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей.
Основные направления коррекционной логопедической работы Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов. Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией).  При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.

Основные направления коррекционной логопедической работы

  • Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов. Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией).
  • При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации. Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.
Основные направления коррекционной логопедической работы: Развитие общей моторики . Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены, близко друг к другу и тесно взаимосвязаны.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

  • Развитие общей моторики . Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
  • Развитие мелкой моторики. Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены, близко друг к другу и тесно взаимосвязаны.
Основные направления коррекционной логопедической работы  Развитие слухового восприятия. Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам: 1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира. 2. Игры со звучащими игрушками. 3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.  4. Формирование фонематического восприятия.  Дети раннего возраста различают неречевые звуки :  § по способу воспроизведения;  § по темпу повторяющихся звуковых сигналов;  § по их ритму;  § по силе звуковых раздражителей;  § по долготе звучания.

Основные направления коррекционной логопедической работы

Развитие слухового восприятия. Работа по развитию слухового восприятия осуществляется по четырем разделам:

  • 1. Воспитание неречевого слуха, внимания к звукам окружающего мира.
  • 2. Игры со звучащими игрушками.
  • 3. Воспитание речевого слуха, восприятие речи окружающих людей.
  • 4. Формирование фонематического восприятия.

Дети раннего возраста различают неречевые звуки :

  • § по способу воспроизведения;
  • § по темпу повторяющихся звуковых сигналов;
  • § по их ритму;
  • § по силе звуковых раздражителей;
  • § по долготе звучания.
Основные направления коррекционной логопедической работы: Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку. Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:  § долгие - короткие;  § высокие - низкие;  § громкие - тихие. Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

  • Для воспитания слухового внимания, способности дифференцировать слуховые раздражители широко используются звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, свистульки, металлофоны, барабаны, бубны. Ребенок раннего возраста дифференцирует звучание этих игрушек (начиная с 18-24 месяцев), показывает, что звучало, и, по возможности, называет игрушку.
  • Играя со звучащими игрушками, ребенок учится различать следующие звуки:
  • § долгие - короткие;
  • § высокие - низкие;
  • § громкие - тихие.
  • Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении - обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов.
Основные направления коррекционной логопедической работы При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией.  Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова.  Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.

Основные направления коррекционной логопедической работы

  • При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией.
  • Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова.
  • Далее постепенно переходим к нормальному произнесению слов, а далее прикрываем рот экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.
Основные направления коррекционной логопедической работы  Формирование навыков артикуляционной моторики .  Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов: § строения артикуляционного аппарата; § умения ощущать движения органов артикуляции; § функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.

Основные направления коррекционной логопедической работы

Формирование навыков артикуляционной моторики .

  • Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Возможность правильного, внятного произношения звуков зависит от многих факторов:
  • § строения артикуляционного аппарата;
  • § умения ощущать движения органов артикуляции;
  • § функциональной зрелости речевых зон коры головного мозга.
Основные направления коррекционной логопедической работы  Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития.  Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.

Основные направления коррекционной логопедической работы

Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга отмечается у детей с отягощенным неврологическим статусом, синдромом депривации, у соматически ослабленных детей и у детей с задержкой психического развития.

Важной частью коррекционной работы с неговорящими детьми являются игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения.

Основные направления коррекционной логопедической работы:  Развитие зрительного восприятия .  Зрение - основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

Развитие зрительного восприятия .

Зрение - основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними.

Основные направления коррекционной логопедической работы:  Развитие зрительного восприятия . Основные задачи развития зрительного восприятия. 1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» - одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).  2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам). 3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке. 4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.  5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»). 6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

Развитие зрительного восприятия .

Основные задачи развития зрительного восприятия.

  • 1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» - одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).
  • 2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам).
  • 3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.
  • 4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.
  • 5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).
  • 6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.
Основные направления коррекционной логопедической работы: Формирование просодических компонентов речи: Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

Формирование просодических компонентов речи:

  • Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют.
Основные направления коррекционной логопедической работы: В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию), су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Основные направления коррекционной логопедической работы:

  • В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию), су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи.
  • А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
  • Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Литература: 1. Статья: Е.В. Жулина, кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: Zulinaelena@mail.ru . 2. Жулина Е.В. Изучение и коррекция психического развития детей раннего и дошкольного возраста с задержкой речи: монография/Е.В. Жулина.- Германия.: PalmariumAcademicPublishin, 2008. -328 с. 3. Как развивается ваш малыш? / под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.-80с. 4. Ю.А. Разенкова. Актуальные проблемы интегрированного обучения: сб. науч. тр. – М.: Права человека, 2001. – С. 230–252. 5. Ю.А. Разенкова Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям / Ю.А. Разенкова. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 48 с. 16 6. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи / под. ред.Л.В. Блохина, С.В. Калина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сивухина, И.И. Торопова. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 200 с.

Литература:

  • 1. Статья: Е.В. Жулина, кандидат психологических наук, доцент, НГПУ им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: [email protected] .
  • 2. Жулина Е.В. Изучение и коррекция психического развития детей раннего и дошкольного возраста с задержкой речи: монография/Е.В. Жулина.- Германия.: PalmariumAcademicPublishin, 2008. -328 с.
  • 3. Как развивается ваш малыш? / под ред. Ю.А. Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.-80с.
  • 4. Ю.А. Разенкова. Актуальные проблемы интегрированного обучения: сб. науч. тр. – М.: Права человека, 2001. – С. 230–252.
  • 5. Ю.А. Разенкова Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям / Ю.А. Разенкова. – М.: Полиграф сервис, 2003. – 48 с. 16
  • 6. Служба раннего вмешательства: методические рекомендации для практической работы с детьми в службе ранней помощи / под. ред.Л.В. Блохина, С.В. Калина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сивухина, И.И. Торопова. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 200 с.
Литература:  7. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии детей/ под. ред.Л.В. Блохина, С.В. Калина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сивухина, И.И. Торопова. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 200 с. 8.Трошин,О.В. Ранняя диагностика и коррекция отклоняющегося развития /О.В.Трошин, Е.В. Жулина. – Н. Новгород: Изд-во НОДНП, 2004. – 36 с. 9.Трошин,О.В. Психологическое взаимодействие с неговорящим ребенком раннего и младшего дошкольного возраста средствами арт-терапии (семейно-центрированный подход)/О.В.Трошин, Е.В. Жулина. – Н. Новгород: НОДНП, 2005. – 131 с. 10. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи - Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32

Литература:

7. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии детей/ под. ред.Л.В. Блохина, С.В. Калина, Н.И. Морозова, Л.В. Самарина, Т.И. Сивухина, И.И. Торопова. – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – 200 с.

  • 8.Трошин,О.В. Ранняя диагностика и коррекция отклоняющегося развития /О.В.Трошин, Е.В. Жулина. – Н. Новгород: Изд-во НОДНП, 2004. – 36 с.
  • 9.Трошин,О.В. Психологическое взаимодействие с неговорящим ребенком раннего и младшего дошкольного возраста средствами арт-терапии (семейно-центрированный подход)/О.В.Трошин, Е.В. Жулина. – Н. Новгород: НОДНП, 2005. – 131 с.
  • 10. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи - Журнал «Логопед», 2007 №3 - с.26-32