«Технология капитального ремонта автомобилей»
Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт и их наружная мойка
Приемка автомобилей и агрегатов в ремонт производится приемщиком авторемонтного предприятия совместно с представителем заказчика и оформляется приемо-сдаточным актом .
Приемщику разрешается вскрывать отдельные агрегаты с целью установления степени изношенности автомобиля и агрегатов и их комплектности.
Автомобили и агрегаты, направляемые в ремонт, должны быть комплектными и иметь лишь те неисправности, которые возникли в результате естественного износа деталей.
Для грузовых автомобилей и их агрегатов установлены первая и вторая комплектность;
I
II
Для легковых автомобилей и автобусов установлены только первая комплектность;
I
Для силовых агрегатов дизелей - первая;
I
Для силовых агрегатов бензиновых двигателей – первая и вторая;
I
II
Все остальные агрегаты автомобилей имеют только одну комплектность.
Автомобиль первой комплектности -
- автомобиль со всеми составными частями, включая запасное колесо.
Автомобиль второй комплектности -
- автомобиль без платформы, металлических кузовов и специального оборудования.
Двигатель первой комплектности -
- двигатель в сборе со всеми составными частями, установленными на нем, включая сцепление, компрессор, вентилятор, насос гидроуселителя руля, топливную аппаратуру, приборы системы охлаждения и смазочной системы, электрооборудования и т.п.
Двигатель второй комплектности -
- двигатель в сборе со сцеплением, но без других составных частей, устанавливаемых на нем.
Для наружной мойки автомобиля и агрегатов в практике широкое распространение получил метод струйной очистки под высоким давлением.
Моющие средства -
- дополнительные высокоэффективные составы для обеспечения качественного удаления загрязнений.
Для мойки агрегатов используются моечные машины и моечные установки.
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов требует особенного отношения к проведению моечно-очистных работ.
Процесс должен быть организован таким образом, чтобы полностью исключить сброс грязной воды в канализацию.
Разборка автомобилей и агрегатов
Разборка автомобиля на агрегаты и агрегатов на узлы и детали может производиться двумя способами:
тупиковым
поточным
Тупиковый способ применяется только при частичной разборке автомобиля или на предприятиях с небольшой программой ремонтных работ.
При данном способе автомобиль разбирают на одном рабочем месте от начала до конца.
Поточный способ разборки применяется на предприятиях с большой производственной программой ремонта автомобилей одной марки.
Разборка автомобиля при поточном способе осуществляется постепенно на нескольких рабочих постах разборочной линии.
Технологический процесс разборки выполняется согласно технологической карте , что позволяет рационально организовать рабочие посты и применять специализированное оборудование, приспособления и инструменты.
При разборочных работах используют пневматические и электрические гайковерты. Широко применяют подъемно-транспортные устройства (монорельсы с электрической талью-тельфером, кран-балки, мостовые краны) при снятии агрегатов с рамы и подаче их к постам разборки.
При разборке соединений с натягом используют различного рода съемники, гидравлические, рычажные и винтовые прессы.
Порядок выполнения разборочных работ зависит от конструктивных особенностей автомобиля и принятой организации выполняемых работ.
Большой объем работ приходится на разборку соединений: резьбовых, заклепочных, с натягом.
При разборке резьбовых соединений надо широко применять механизированный инструмент. Трещоточные и коловоротные ключи являются более предпочтительными.
При разборке деталей, соединенных заклепками, осуществляют срезание или высверливание головок заклепок и последующее их выдавливание из соединений.
Разбирают соединения с натягом только на винтовых, рычажных и гидравлических прессах или с помощью съемников. Использование выколоток, молотков, ломиков полностью исключают.
Рекомендуется на разборочных участках применять специальные стенды для установки и крепления агрегатов, различные виды устройств для перевертывания узлов, автомобиля, рамы, кабин.
На качество разборочных работ большое влияние оказывает сохранность деталей при транспортировке.
Техническими условиями на ремонт, сборку и испытание автомобилей установлен ряд соединений, которые нельзя обезличивать:
блок цилиндров с крышками коренных подшипников
коленчатый вал с маховиком
шатун с крышкой
блок цилиндров с картером маховика
правую и левую чашки дифференциала и другие.
У данных соединений при разборке следует максимально сохранять приработанные пары.
Разобранные детали перед поступлением на контроль подвергаются очистке и обезжириванию для удаления различных видов отложений в моечных установках.
От качества очистки и мойки автомобилей, агрегатов и деталей зависит долговечность работы отремонтированных машин, производительность труда рабочих-ремонтников, культура производства.
Контроль и сортировка деталей
Очищенные и обезжиренные детали подвергаются контролю и сортировке на годные без восстановления , подлежащие ремонту и негодные .
К годным относятся детали, износ которых не превышает пределы допускаемого износа, позволяющего использовать детали при дальнейшей эксплуатации. Эти детали маркируются обычно белой краской и направляются в комплектовочное отделение или на склад запасных частей.
Детали, износ которых больше допустимого, но не относящиеся к группе негодных, маркируют желтой, зеленой или голубой краской и направляют на склад накопления деталей и далее в соответствующие ремонтные цехи или отделения для восстановления.
Негодные детали, имеющие такие повреждения, как трещины, обломы, выкрашивание металла рабочих поверхностей и т.п., маркируют красной краской и направляют на склад утиля. Вместо них выписывают со склада годные запасные части.
Таким образом, контроль и сортировка позволяет экономить на приобретении новых деталей и узлов и не допустить преждевременной поломки автомобиля в результате применения некачественных деталей.
Комплектование деталей и сборка агрегатов
Сложность КР заключается в том, что сборка осуществляется из деталей, имеющих различную точность размеров, например: детали годные, с допустимыми износами, восстановленные до номинальных и ремонтных размеров, а также новые детали.
Комплектование заключается в подборе деталей данного узла, механизма по однородности их размеров, а если необходимо, то и по массе. Приходится осуществлять ряд пригоночных работ с тем, чтобы облегчить сборку соединений.
Для повышения качества и надежности отремонтированных автомобилей, комплектовочные работы должны выполняться в строгом соответствии с техническими условиями.
Сборка автомобиля на авторемонтном предприятии слагается из сборки подгрупп, узлов и вспомогательных агрегатов.
Сборка агрегатов:
Детали соединяются в подгруппы
соединение подгрупп и деталей с базовой деталью образует узел или агрегат
Сборочные работы в ремонтном производстве занимают значительный процент (18-22%) общей трудоемкости капитального ремонта автомобилей.
При сборке кроме соединения деталей болтами, шпильками, винтами, с натягом, сваркой, клепкой, шлицами и шпонками осуществляют регулировочные, контрольные, заправочные и другие работы.
Качество сборочных работ определяют соответствием сборочных параметров (посадок, моментов затяжки, взаимного положения деталей, характером регулировок, герметичности, комплектности и других) требованиям технических условий.
Спасибо за внимание !!!