Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.
Бернард Шоу
I .Подготовительный этап
- Активизация работы совета школьного музея и создание групп из заинтересованных учащихся
- Выбор проблемы
- Определение тем поисковой работы
Выбор проблемы
Тема патриотизма – одно из приоритетных направлений работы Новоперуновской средней школы имени Героя Советского Союза В.М. Лебедева. Учащиеся школы во главе с советом музея в течение прошлого года вели активную поисково-исследовательскую работу по теме «Выдающиеся люди села». Были опрошены ветераны войны и труда, собран материал по истории родного села. Биографии и судьбы односельчан увлекли школьников и вызвали большой интерес к краеведческой работе.
Стремление детей развить эту деятельность дальше, их инициатива послужили началом работы над данным соц. проектом. Для его реализации были созданы группы учащихся 7-9 классов во главе с советом музея. Проанализировав собранные ранее материалы в разделе «Великая Отечественная война», остановились на следующих направлениях :
- История школы во время войны
- Детство, опалённое войной
- Учителя-фронтовики
Выбор именно таких направлений был обусловлен следующими факторами :
- Они оказались менее всего изученными и представленными в школьном музее
- Возможность как можно полнее использовать воспоминания живых свидетелей эпохи (ими на сегодняшний день являются дети войны)
Актуальность
Задача сохранения памяти о героических страницах нашей родины актуальна сегодня для молодого поколения. Участие школьников в поисково – исследовательской работе способствует активному творческому самостоятельному изучению и осмыслению истории своего края и страны
Данный проект посвящен 65 – летия Великой Победы и Году учителя.
Цель
Создание условий для активного участия школьников в краеведческой работе музея школы, способствующей воспитанию гражданской позиции, уважения к историческому прошлому своей страны, родного села, школы. Формирование стремления к сохранению памяти о героических событиях Великой Отечественной войне.
Задачи
- Активизировать поисково – исследовательскую работу в год 65-летия Великой Победы
- Осуществить сбор, накопление и обобщение ранее неизвестных или мало известных фактов для размещения его в фондах школьного музея
- Помочь детям раскрыть свои способности, реализовать их в различных видах исследовательской деятельности
- Развить творческий потенциал школьников через участие в проекте
Планирование работы
Разделились по группам:
- Совет музея
- Историки-исследователи
- Сценаристы
Составили план действий:
- Изучение исторической литературы
- Работа в музее. Изучение материалов по темам «История школы». «Учителя-фронтовики»
- Посещение и интервьюирование ветеранов педагогического труда
- Анализ и систематизация собранного материала, создание слайдовых презентаций
- Проведение историко – краеведческой конференции «Мы родом не из детства – из войны»
- Оформление и размещение накопленного материала в фондах школьного музея
II .Реализация плана действий
Историки-исследователи
- Составили опросник
- Посетили ветеранов педагогического труда и взяли интервью
- Записали воспоминания
- Выбрали фотографии из семейных альбомов ветеранов
- Отобрали материал для конференции, подготовили вопросы для гостей
- Составили слайдовые презентации о ветеранах
- Пригласили ветеранов педагогического труда на конференцию
Совет музея
- Собрали материал в фонде музея по темам: «История школы во время войны», «Учителя – фронтовики»
- Подобрали фотографии и составили слайдовые презентации
- Оформили воспоминания ветеранов педагогического труда, собранные группой историков-исследователей
- Отобрали и систематизировали материал для конференции
- Составили план и осуществили подготовку и проведение историко – краеведческой конференции
Сценаристы
- Изучили материалы собранные советом музея и группой историков-исследователей
- Отобрали всё нужное и интересное для сценария историко-литературной композиции на конференцию
- Нашли стихи, песни
- Подобрали музыку из интернета
- Составили и подготовили сценарий историко-литературной композиции
- Продумали оформление мероприятия
Ветераны педагогического труда Новоперуновской школы
Топорова Нина Васильевна
Твердохлеб
Галина Ивановна
Кузнецова
Валентина Николаевна
Шатунова Нина Владимировна
О подвиге тружеников тыла, о своём нелёгком детстве они поделились с нами своими воспоминаниями
Добрынина
Нина Фёдоровна
Батрак
Елена Георгиевна
Зуева Мария Павловна
1940 год. Школа-семилетка. Село Новоперуново. 7 класс
1937 год. Школа-семилетка. Село Новоперуново. 5 класс
Выпуск 1979 года
1958 год. Школа-семилетка
1 класс Учитель Жданова Евлампия Николаевна
Дети военной поры
«Старая заплатанная одежда не согревала, чернила замерзали, на переменах еле отогревали руки у железных печей…»
(из очерка об истории Новоперуновской школы)
Ребёнок в оккупации
1941 год
Нелегко вспоминать об этих тяжёлых днях Добрыниной Нине Фёдоровне, жившёй во время войны в Смоленской области
Женщины – труженицы тыла
«Какие же были крепкие, сильные люди! Мы, дети, не видели их слёз, только глаза выдавали печаль, боль, тоску! Нищета. Раздетые, разутые, полуголодные, работали, жили, боролись от мала до велика, верили в Победу»
(из воспоминаний Кузнецовой Валентины Николаевны)
Результативность и социальная значимость
Участники проекта убедились в важности патриотической
работы, направленной на сохранение памяти о событиях Великой
Отечественной войны. Проект имеет большую социальную
значимость, так как собранный в ходе его реализации материал по
истории школы нашёл горячий эмоциональный отклик жителей
села, ветеранов, посетивших школьный музей.
Экскурсии в музей по исследованным авторами проекта темам
История школы в период Великой Отечественной войны», «Дети
войны», «Труженики тыла» содержат в себе новые интересные
факты, способствующие формированию у ребят патриотических
качеств. Школьники начинают больше любить свою школу, свою
малую Родину, изучая её историко-культурное, духовное
наследие, а это помогает оставаться верными своему
гражданскому долгу, быть готовыми к защите своего Отечества,
помнить о ветеранах ВОВ, детях военной поры, тружениках тыла,
знать о педагогах-фронтовиках, прославивших нашу школу.
В процессе работы над проектом школьники научились уметь
отстаивать свою позицию, быть активными и заинтересованными
людьми.
Основные знания, умения, навыки, приобретенные учащимися в процессе реализации проекта:
В процессе реализации данного проекта учащиеся, участвовавшие в нем, получают следующие знания, умения, навыки:
- более основательное, глубокое знание истории школы, ее развития;
- умение вести беседу, интервью, оформлять музейные экспозиции;
- навык работы с историческими источниками;
- навыки сбора, анализа, систематизации собранных материалов;
- навыки общения с людьми разного возраста и различных профессий.
III . Представление результата работы
Проведение историко-краеведческой конференции
«Мы родом не из детства – из войны»
Создание новых экспозиций в школьном музее на основе собранного материала