( от франц. – изображать,
передавать «черта в черту»)
– это изображение человека
или группы людей,
Щелкните один раз мышкой для включения анимации слайда.
Учащиеся должны самостоятельно дать определение портрета. Данный слайд является вспомогательным и поясняющим.
Для перехода к следующему слайду, щелкните мышкой в любом свободном от изображений и текста месте слайда.
реально существующих,
либо существовавших в прошлом.
Важнейшая особенность портрета –
сходство
изображения
с оригиналом
Щелкните один раз мышкой для включения анимации слайда.
Щелкните второй раз для появления второго блока текста.
Для перехода к следующему слайду, щелкните мышкой по управляющей кнопке в правом нижнем углу.
В качестве пояснения можно показать учащимся фрагмент документального фильма ПОРТРЕТ серия «Русский музей детям»
MPEG 4 VIDEO
Год выпуска: 2006 Формат: CD-ROM Издательство: Кордис Медиа
(фрагмент «Потрет Стасова»).
не только ВНЕШНЕЕ,
но и ВНУТРЕННЕЕ
ТЕМА УРОКА
«Портрет –зеркало души»
Данный урок – итоговый по теме «Портрет», и его цель – составление плана, по которому учащиеся 2-3 классов (8-10 лет) смогут кратко описывать портрет.
Для перехода к следующему слайду, щелкните мышкой в любом свободном от изображений и текста месте слайда.
Мирон. «Дискобол»
Задумчивая улыбка чуть тронула губы Марии, робко прислушивающейся к зарождающейся в ней новой жизни. Мягкий овал девичьего лица Марии, грациозный наклон головы, маленькая брошь на груди, книга Священого Писания в руках – все эти детали создают один из самых пленительных и обаятельных образов в искусстве средневековой готики.
Фресковые росписи романского периода. Водяные краски на клеевой основе наносились тонким слоем на мокрую или сухую штукатурку.
Христос во славе. Роспись в Шартрском соборе. 1145-1155 гг. Франция.
Парсуны маслом на холсте:
с изображением царей
с изображением князей, стольников, дворян
с изображением церковных иерархов
«Парсунными» («живописными») называются иконы, где по крайней мере в красочных слоях применялись масляные краски, а техника формирования живописных деталей близка к технике одной из «классических» европейских техник.
К «парсунным» («живописным») относятся иконы переходного периода, живопись в которых можно отнести к двум основным техникам классической масляной живописи:
на деревянной основе и светлых грунтах;
на холсте и на темных фунтах.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий.
«Портрет А. П. Струйской»
Художник не только передаёт внешний облик человека, но и его индивидуальность, он проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства, и взгляды на мир.
«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубины их души и овладеваю ею целиком»
(Латур)
Техника исполнения:
– выбор характерной позы;
– четкость рук и жестов
– выражение лица и особенно глаз (глаза – зеркало души);
– выбор фона и композиции;
– выбор цвета.
Основными средствами художественной выразительности становятся:
деталь, цвет, колорит, композиция, линия, штрих, тон, фон на котором располагается фигура портретируемого.
Вывод урока:
в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку .
1. Индивидуальные задания: подобрать картинки – иллюстрации с изображением различных образов человека, пытаться описать состояние, внутренний мир, особенности, переживания изображенного на портрете.
2. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.