СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Познание мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поучительная презентация на тему "Познание мира". Отлично подойдет для урока Обществознания в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Познание мира"»

Познание мира

Познание мира

Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
  • Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
Познание бывает чувственное и рациональное :  1) Чувственное познание : Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах: а) Ощущения  – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов. б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета. в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.  2) Рациональное познание : /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека. а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие. б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках. в)  Суждение  – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Познание бывает чувственное и рациональное :

1) Чувственное познание : Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание : /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное:   Истина – достоверное правильное знание.  Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились: 1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.  2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт. Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент.

Истинное и ложное:  

  • Истина – достоверное правильное знание.
  • Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:
  • 1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания. 
  • 2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.
  • Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент.
Объективна ли истина (?): Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.

Объективна ли истина (?):

  • Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
Истина и ее критерии. Относительность истины.  Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания:  «Что есть истина?».
  • Истина и ее критерии. Относительность истины.

  • Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания:  «Что есть истина?».
В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний: Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон) Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм) Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт) Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант) Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
  • В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
  • Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
  • Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
  • Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
  • Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
  • Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина  есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина , но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты , которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины. Объективная истина  — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина   — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина  — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
  • Истина  есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
  • Истина едина , но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты , которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
  • Объективная истина  — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
  • Абсолютная истина   — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
  • Относительная истина  — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.  Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
  • Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

  • Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Истина  – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.  Другие определения: соответствие знаний действительности; то, что подтверждено опытом; некое соглашение, конвенция; свойство самосогласованности знаний; полезность полученного знания для практики.

Истина  – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Другие определения:

  • соответствие знаний действительности;
  • то, что подтверждено опытом;
  • некое соглашение, конвенция;
  • свойство самосогласованности знаний;
  • полезность полученного знания для практики.
Аспекты истины :

Аспекты истины :

Критерии истины  – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.  соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика.
  • Критерии истины  – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

  • соответствие законам логики;
  • соответствие ранее открытым законам науки;
  • соответствие фундаментальным законам;
  • простота, экономичность формулы;
  • парадоксальность идеи;
  • практика.
Практика  – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы  практики : материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. Функции  практики : источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.); основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его); цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности); критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
  • Практика  – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
  • Формы  практики :
  • материальное производство (труд, преобразование природы);
  • социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
  • научный эксперимент.
  • Функции  практики :
  • источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
  • основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
  • цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
  • критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости:  ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, —  дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
  • Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: 
  • ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, —  дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
П О З Н А В А Й Т Е !

П

О

З

Н

А

В

А

Й

Т

Е

!