Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Радуга»
Проект: «Приобщение детей 5-7 лет к игре в шахматы с использованием мультимедийных технологий»
Направление: познавательное
Ступень образования: дошкольное
Возраст: дети 5-7 лет
Составитель: Афанасьева Виктория Валерьевна
«Сегодня в шахматы играй, а завтра в науку двери открывай»
Актуальность проекта взаимосвязана с его воспитательными и развивающими возможностями. Шахматы оказывают формирующее влияние на развитие качеств личности, которые сегодня востребованы в самых различных областях профессиональной деятельности. Это целеустремленность, воля, самодисциплина, способность к стратегическому мышлению и другие. Главный принцип ФГОС дошкольного образования: деятельность ребенка должна быть максимально разнообразной... Применение мультимедийных технологий позволяет разнообразить процесс обучения шахматной игре, повысить интерес, делает ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствует использованию разных способов подачи нового материала.
Раннее приобщение детей к игре в шахматы воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Благодаря игре в шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Цель проекта: Развитие интеллектуальных способностей детей 5-7 лет в процессе обучения игре в шахматы с применением мультимедийных технологий.
Задачи проекта:
1. Формирование всесторонней развитой личности.
2. Развитие наглядно-образного мышления и логического мышления
3. Формирование внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
4. Обучение пространственному ориентированию на плоскости.
5. Выработка настойчивости, воли и спокойствия.
6. Воспитание усидчивости, внимательности.
7. Привитие интереса к шахматам
Новизна заключается в дополнении к существующим методикам обучения дошкольников игре в шахматы, направленного на развития интеллектуальных способностей, возможности в раннем обучении игре в шахматы в непринуждённой игровой форме с использованием мультимедийных технологий.
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. 2. Обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы детей. 3. Развитие умственных способностей детей и их индивидуальных проявлений: любознательность, исследовательская активность. 4. Развитие умения рассуждать и выдвигать объяснения; концентрировать внимание, упорство в достижении результата. 5. Развитие эстетического восприятия, воображения, памяти, мелкой моторики рук дошкольников;
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный. Изучение литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом; планирование мероприятий на тему проекта. 2. Практический. Творческая работа с детьми, направленная на решение следующих задач: - разработка тематических занятий по обучению игре в шахматы для старшего дошкольного возраста; - реализация запланированных мероприятий (открытых занятий, развлечений); - развитие интеллектуальных способностей, навыков и умений в НОД и в свободное время (ИЗО, музыкальных, познавательных, по развитию речи); - создание информационных стендов по знакомству с игрой. - обогащение и оснащение кабинета 3. Заключительный. Анализ работы всех участников проекта. Проведение презентации проекта, анализ его эффективности
-
Методы и приемы обучения детей игре в шахматы с использованием мультимедийных технологий
игровой
наглядный
практический
словесный
- сюрпризные
объяснение
-пояснение
моменты
-игровая
-указ
мотивация
-беседа
-чтение
-проблемные
-рассказ
ситуации
-поэтическое слово
-инсценировка
зрительная
решение задач
игра
тактильная
упражнения
слуховой
«Динозавры учат шахматам»
Данное электронное пособие помогает ребенку ознакомится с основными правилами игры в шахматы, с шахматными фигурами, их ценностью и ходами, расскажет, как делать рокировку, что такое пат и мат, а также даст ценные советы, как все-таки стоит начинать партию.
«Шахматы в сказках»
Программа "Шахматы в сказках" знакомит ребенка с шахматной теорией и помогает овладеть практическими навыками игры. Достаточно большой объем материала дается в доступной, интересной и легко запоминающейся форме. Наблюдая за приключениями сказочных героев, малыш незаметно для себя научится играть в шахматы, а веселые стишки помогут лучше запомнить правила.
Задачник «Шахматная тактика»
Данное электронное пособие предназначенная для развития комбинационного зрения начинающих шахматистов. Шахматный материал подготовлен известным украинским тренером Сергеем Иващенко. Содержит более 1300 учебных заданий, классифицированных по темам и по сложности.
«Общение» ребенка дошкольного возраста с компьютером должно быть строго ограничено по времени и происходить только под контролем воспитателя;
Для проведения фронтальных занятий мы используем мультимедийный проектор, расстояние от экрана до стульев на которых сидят дети 2 - 2,5 метра
Не использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и проведении таких занятий от педагога и детей требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Условия, которые необходимо соблюдать при использовании мультимедийных технологий
Обучение игре в шахматы детей 5-7 лет с использованием мультимедийных технологий:
1. Вызывает интерес к игре, расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости. Развивает изобретательность и логическое мышление. 2. Вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость, внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. 3. Обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям. 4. Побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской. 5. Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности .
Наши достижения
1 место в городском чемпионате по шахматам среди детей дошкольного возраста
Квалификационный турнир шахматной школы ДДТ среди мальчиков IV разряда
4 место в квалификационном турнире шахматной школы ДДТ среди мальчиков IV разряда
Vi Республиканский шахматный турнир среди детей дошкольного возраста
II место в республиканском турнире по шахматам среди детей дошкольного возраста