СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: Современные требования к организации внеурочной деятельности

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: Современные требования  к организации внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: Современные требования к организации внеурочной деятельности»

Современные требования к организации внеурочной деятельности

Современные требования

к организации внеурочной деятельности

Главная задача современной школы  ( согласно национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа») … .раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни к высокотехнологичном, конкурентном мире..

Главная задача современной школы ( согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»)

  • … .раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни к высокотехнологичном, конкурентном мире..

Основные характеристики  школы в 21 веке вовлечение детей в исследовательские проекты, творческие занятия обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации организация семейного отдыха

Основные характеристики школы в 21 веке

  • вовлечение детей в исследовательские проекты, творческие занятия
  • обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • организация семейного отдыха

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  определяет: характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

определяет:

  • характер современного национального воспитательного идеала;
  • цели и задачи духовно-нравственного развития детей и молодежи;
  • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
  • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ

Современный национальный воспитательный идеал

  • это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ

Базовые национальные ценности Патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к своей малой родине Социальная солидарность – свобода личности и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь Гражданственность – служение отечеству, правовое государство, гражданское общество. Закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших

Базовые национальные ценности

  • Патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к своей малой родине
  • Социальная солидарность – свобода личности и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь
  • Гражданственность служение отечеству, правовое государство, гражданское общество. Закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести
  • Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших

Базовые национальные ценности Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога

Базовые национальные ценности

  • Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость
  • Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
  • Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога

Базовые национальные ценности Искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни эстетическое развитие Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, экологическое сознание Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное сотрудничество

Базовые национальные ценности

  • Искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни эстетическое развитие
  • Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, экологическое сознание
  • Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное сотрудничество

Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС

  • В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще ряд важных задач: благоприятная адаптация оптимизация учебной нагрузки улучшить условия для развития ребенка учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС

  • Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
  • Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще ряд важных задач:
  • благоприятная адаптация
  • оптимизация учебной нагрузки
  • улучшить условия для развития ребенка
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС  Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС

  • Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС Формы организации внеурочной деятельности , как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение .  Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания учебных программ.

Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС

  • Формы организации внеурочной деятельности , как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение . Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания учебных программ.

О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности , о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»). Однако именно сейчас в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
  • О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности , о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).
  • Однако именно сейчас в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Базовая модель внеурочной деятельности Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая) площадка Иные педагогические работники Внеурочная деятельность Классное руководство Группы продленного дня Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД Дополнительное образование ОУ Учебный план ОУ

Базовая модель внеурочной деятельности

Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая)

площадка

Иные педагогические работники

Внеурочная деятельность

Классное руководство

Группы продленного дня

Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД

Дополнительное образование ОУ

Учебный план ОУ

Типы организационных моделей  внеурочной деятельности Модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); Модель «школы полного дня» ; Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов ОУ); Инновационно-образовательная модель

Типы организационных моделей внеурочной деятельности

  • Модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
  • Модель «школы полного дня» ;
  • Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов ОУ);
  • Инновационно-образовательная модель
Модель дополнительного образования Целью данной модели является создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей. Организационные формы – факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору

Модель дополнительного образования

  • Целью данной модели является создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
  • Организационные формы – факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору
Модель дополнительного образования Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Модель дополнительного образования

  • Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Модель дополнительного образования Однако следует помнить о том, что внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, а дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Модель дополнительного образования

  • Однако следует помнить о том, что внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, а дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.

Модель дополнительного образования Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрено в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Модель дополнительного образования

  • Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрено в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Модель дополнительного образования Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей и осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Модель дополнительного образования

  • Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей и осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.

Модель дополнительного образования Преимущества данной модели заключаются в предоставлении широкого спектра направлений детских объединений по интересам и привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей

Модель дополнительного образования

  • Преимущества данной модели заключаются в предоставлении широкого спектра направлений детских объединений по интересам и привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей

Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:   - УДО детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта; - у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников; - УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» - по четырем направлениям, «Дом творчества» - по пяти направлениям, «Дворец творчества» - по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям; - УДО находятся в различных ведомствах:  Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования). УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:

  • - УДО детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;
  • - у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;
  • - УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» - по четырем направлениям, «Дом творчества» - по пяти направлениям, «Дворец творчества» - по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;
  • - УДО находятся в различных ведомствах:  Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования).
  • УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.

Модель «школы полного дня» Основные характеристики данной модели : создание условий для полноценного пребывания ребенка в ОУ в течение дня; содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы ОУ; создание здоровьесберегающей среды через соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию питания; построение индивидуальной образовательной траектории; опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ

Модель «школы полного дня»

Основные характеристики данной модели :

  • создание условий для полноценного пребывания ребенка в ОУ в течение дня;
  • содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы ОУ;
  • создание здоровьесберегающей среды через соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию питания;
  • построение индивидуальной образовательной траектории;
  • опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ
Модель «школы полного дня» Основой для данной модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня Преимущество данной модели: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня

Модель «школы полного дня»

  • Основой для данной модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня
  • Преимущество данной модели: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня

Оптимизационная модель   Целью данной модели является оптимизация всех внутренних ресурсов ОУ, предполагающая участие всех педагогических работников (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, тьютор и др.)   Характеристики модели: минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность; создание единого образовательного и методического пространства в ОУ; содержательное и организационное единство всех структурных подразделений ОУ

Оптимизационная модель

Целью данной модели является оптимизация всех внутренних ресурсов ОУ, предполагающая участие всех педагогических работников (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, тьютор и др.)

Характеристики модели:

  • минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
  • создание единого образовательного и методического пространства в ОУ;
  • содержательное и организационное единство всех структурных подразделений ОУ
Оптимизационная модель В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами (приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»), в частности: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. работникам

Оптимизационная модель

  • В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами (приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»), в частности:
  • - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
  • - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
  • - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
  • работникам

Оптимизационная модель Преимущества модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

Оптимизационная модель

  • Преимущества модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.

 Инновационно-образовательная модель      Целью модели является разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в т.ч. учитывающие региональные особенности.   Характеристики модели: взаимодействие ОУ с учреждениями ДПО, ВПО, научными организациями, муниципальными методическими службами; актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности; научно-методическое сопровождение реализации программ внеурочной деятельности

Инновационно-образовательная модель

Целью модели является разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в т.ч. учитывающие региональные особенности.

Характеристики модели:

  • взаимодействие ОУ с учреждениями ДПО, ВПО, научными организациями, муниципальными методическими службами;
  • актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности;
  • научно-методическое сопровождение реализации программ внеурочной деятельности
   Инновационно-образовательная модель Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта

Инновационно-образовательная модель

  • Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта

Условия реализации  внеурочной деятельности Организационное обеспечение: типы организационных моделей внеурочной деятельности Нормативное обеспечение: перечень локальных актов ОУ Финансово-экономические условия: возможности бюджетного (нормативное, программное, стимулирующее) и внебюджетного финансирования Информационное обеспечение: базы данных, мониторинг общественного мнения, ИКТ

Условия реализации внеурочной деятельности

  • Организационное обеспечение: типы организационных моделей внеурочной деятельности
  • Нормативное обеспечение: перечень локальных актов ОУ
  • Финансово-экономические условия: возможности бюджетного (нормативное, программное, стимулирующее) и внебюджетного финансирования
  • Информационное обеспечение: базы данных, мониторинг общественного мнения, ИКТ
Условия реализации  внеурочной деятельности Научно-методическое обеспечение: диверсификация форм методической работы ОУ, диссеминация передового педагогического опыта на основе ИКТ, внедрение новых моделей повышения квалификации; Материально-техническое обеспечение: руководство нормативными правовыми актами  Кадровое обеспечение: укомплектованность ОУ кадрами и непрерывность их профессионального развития

Условия реализации внеурочной деятельности

  • Научно-методическое обеспечение: диверсификация форм методической работы ОУ, диссеминация передового педагогического опыта на основе ИКТ, внедрение новых моделей повышения квалификации;
  • Материально-техническое обеспечение: руководство нормативными правовыми актами
  • Кадровое обеспечение: укомплектованность ОУ кадрами и непрерывность их профессионального развития
Современные особенности  воспитания и социализации Воздействие информационного потока (интернет, телевизор, компьютерные игры); Усиление конфликта между характером присвоения ребенком ценностей и знаний в школе и вне школы; Иллюзия свободы, изоляция детей от проблем; Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми  самоизоляция детства; Эгоизм ребенка, снижение ценности других людей и участия в его жизни

Современные особенности воспитания и социализации

  • Воздействие информационного потока (интернет, телевизор, компьютерные игры);
  • Усиление конфликта между характером присвоения ребенком ценностей и знаний в школе и вне школы;
  • Иллюзия свободы, изоляция детей от проблем;
  • Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми самоизоляция детства;
  • Эгоизм ребенка, снижение ценности других людей и участия в его жизни

Виды организации внеурочной деятельности игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность.

Виды организации внеурочной деятельности

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество;
  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Приоритетные направления  развития личности спортивно-оздоровительное  духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное  общекультурное  (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. №1241)

Приоритетные направления развития личности

  • спортивно-оздоровительное
  • духовно-нравственное
  • социальное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное

(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. №1241)

Результаты и эффекты организации внеурочной деятельности школьников Результат - это непосредственный итог участия ребенка во внеурочной деятельности. Эффект - это последствие результата. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Результаты и эффекты организации внеурочной деятельности школьников

  • Результат - это непосредственный итог участия ребенка во внеурочной деятельности.
  • Эффект - это последствие результата.
  • Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
  • Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Классификация результатов организации внеурочной деятельности школьников Первый уровень результатов — приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Классификация результатов организации внеурочной деятельности школьников

  • Первый уровень результатов — приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Классификация результатов организации внеурочной деятельности школьников Второй уровень результатов — получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов — получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.

Классификация результатов организации внеурочной деятельности школьников

  • Второй уровень результатов — получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов — получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень) Игровая Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Игра с ролевым акцентом Игра с деловым акцентом Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Социально моделирующая игра Досугово-развлекательная Культпоходы в театры, музеи, галерею Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» Досугово-развлекательные акции детей в окружающем учреждении социуме (благотворительные концерты, гастроли)

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности

Виды

внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний

(1 уровень)

Игровая

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Игра с ролевым акцентом

Игра с деловым акцентом

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Социально моделирующая игра

Досугово-развлекательная

Культпоходы в театры, музеи, галерею

Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки»

Досугово-развлекательные акции детей в окружающем учреждении социуме (благотворительные концерты, гастроли)

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний Познавательная Формирование ценностного отношения к социальной реальности Познавательные беседы, предметные факультативы Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб Получение опыта самостоятельного общественного действия Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности, школьный музей Проблемно-ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематические диспуты Проблемно-ценностная дискуссия  с участием внешних экспертов

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности

Виды

внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний

Познавательная

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Познавательные беседы, предметные факультативы

Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности, школьный музей

Проблемно-ценностное общение

Этическая беседа

Дебаты, тематические диспуты

Проблемно-ценностная дискуссия

с участием внешних экспертов

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний Художественное творчество Формирование ценностного отношения к социальной реальности Занятия объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли Получение опыта самостоятельного общественного действия Художественные акции школьников в окружающем школе социуме Социальное творчество Социальная проба Коллективно-творческое дело (КТД) Социально-образовательный проект

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности

Виды

внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний

Художественное творчество

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Занятия объединений художественного творчества

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Художественные акции школьников

в окружающем школе социуме

Социальное творчество

Социальная проба

Коллективно-творческое дело (КТД)

Социально-образовательный проект

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний Трудовая деятельность Формирование ценностного отношения к социальной реальности Занятия по конструированию, кружки технического творчества Получение опыта самостоятельного общественного действия Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры Совместное образовательное производство детей и взрослых Спортивно-оздоровительная деятельность Занятия секций, беседы о ЗОЖ Школьные спортивные турниры и акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности

Виды

внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний

Трудовая деятельность

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Занятия по конструированию, кружки технического творчества

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры

Совместное образовательное производство детей и взрослых

Спортивно-оздоровительная деятельность

Занятия секций, беседы о ЗОЖ

Школьные спортивные турниры и акции

Спортивные и оздоровительные акции школьников

в окружающем школу социуме

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний Туристско-краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей

Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности

Виды

внеурочной деятельности

Приобретение социальных знаний

Туристско-краеведческая деятельность

Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Туристский поход, краеведческий клуб

Туристско-краеведческая экспедиция

Поисково-краеведческая экспедиция

Школьный краеведческий музей

Формы организации внеурочной деятельности школьников На примере познавательной деятельности: Для результатов первого уровня – познание жизни людей и общества, его структуры и принципов, памятников мировой и отечественной культуры, особенности межнациональной и межконфессиональных отношений; Для результатов второго уровня – организация работы с воспитывающей информацией и ее обсуждение в дискуссиях Для результатов третьего уровня – проведение социально ориентированных акций

Формы организации внеурочной деятельности школьников

На примере познавательной деятельности:

  • Для результатов первого уровня – познание жизни людей и общества, его структуры и принципов, памятников мировой и отечественной культуры, особенности межнациональной и межконфессиональных отношений;
  • Для результатов второго уровня – организация работы с воспитывающей информацией и ее обсуждение в дискуссиях
  • Для результатов третьего уровня – проведение социально ориентированных акций

Дискуссионные темы Для младшей школы: - Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой же приятной, как на даче? (Естествознание, чтение.) - Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске? (Чтение.) - Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям? (Чтение, естествознание.) - Компьютерные игры — увлекательное занятие: почему же мама недовольна? (Чтение, математика.) - Опасны ли для детей и общества жестокие сцены в кино и на телевидении? (Чтение, история.) - Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (Родной язык, чтение, иностранный)

Дискуссионные темы

  • Для младшей школы:

- Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой же приятной, как на даче? (Естествознание, чтение.)

- Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске? (Чтение.)

- Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям? (Чтение, естествознание.)

- Компьютерные игры — увлекательное занятие: почему же мама недовольна? (Чтение, математика.)

- Опасны ли для детей и общества жестокие сцены в кино и на телевидении? (Чтение, история.)

- Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (Родной язык, чтение, иностранный)

Модели внеурочной деятельности     М одель 1   Основана на использовании метода проектов  Содержательные аспекты модели выбираются в соответствии: с основными направлениями развития личности, традициями образовательного учреждения, условиями реализации образовательного процесса, наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности.

Модели внеурочной деятельности

М одель 1

Основана на использовании метода проектов

Содержательные аспекты модели выбираются в соответствии:

  • с основными направлениями развития личности,
  • традициями образовательного учреждения,
  • условиями реализации образовательного процесса,
  • наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности.
Модели внеурочной деятельности     М одель 1   Основана на использовании метода проектов  Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентуированных.  Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей и формы представления результатов

Модели внеурочной деятельности

М одель 1

Основана на использовании метода проектов

Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентуированных.

Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей и формы представления результатов

Модели внеурочной деятельности     Наименование проектов «Учусь учиться» Акцентуированные направления развития личности в рамках проектов «Учусь быть гражданином»  Общеинтеллектуальное, духовно-нравственное  «Стану олимпийцем»  Духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное  «Учусь сотрудничать»  Спортив но-оздоровительное, духовно-нравственное, общеку- льтурное  «Учусь быть культурным»  Социальное, духовно-нравственное, общекультурное  Общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивно - оздоровительное

Модели внеурочной деятельности

Наименование проектов

«Учусь учиться»

Акцентуированные направления развития личности в рамках проектов

«Учусь быть гражданином»

Общеинтеллектуальное, духовно-нравственное

«Стану олимпийцем»

Духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное

«Учусь сотрудничать»

Спортив

но-оздоровительное, духовно-нравственное, общеку-

льтурное

«Учусь быть культурным»

Социальное, духовно-нравственное, общекультурное

Общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивно - оздоровительное

Модели внеурочной деятельности      Проекты могут разворачиваться  последовательно или параллельно  в течение учебного года Органи- зационные аспекты Время для реализации проектов, в том числе каникулярное, определяется в зависимости от содержательного наполнения проектов Модель может быть реализована  как в первый год обучения школьников,  так и спроектирована в целом на первую ступень общего образования Модель предусматривает ее реализацию для  классов, и для групп детей

Модели внеурочной деятельности

Проекты могут разворачиваться

последовательно или параллельно

в течение учебного года

Органи-

зационные

аспекты

Время для реализации проектов, в том числе

каникулярное, определяется в зависимости

от содержательного наполнения

проектов

Модель может быть реализована

как в первый год обучения школьников,

так и спроектирована в целом

на первую ступень общего образования

Модель предусматривает ее реализацию для

классов, и для групп детей

Модели внеурочной деятельности     М одель 1    Преимущества модели :  данная модель может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов)). занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД.

Модели внеурочной деятельности

М одель 1

Преимущества модели :

  • данная модель может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов)).
  • занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД.

Модели внеурочной деятельности  Модель 2 «Модель площадок»   Предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности (в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды)

Модели внеурочной деятельности

Модель 2 «Модель площадок»

Предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности (в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды)

Модели внеурочной деятельности  Модель «Модель площадок»     Содержательные аспекты : специалистами образовательного учреждения разрабатываться спектр программ внеурочной деятельности программы предусматривают все формы и виды деятельности младших школьников программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования

Модели внеурочной деятельности

Модель «Модель площадок»

Содержательные аспекты :

  • специалистами образовательного учреждения разрабатываться спектр программ внеурочной деятельности
  • программы предусматривают все формы и виды деятельности младших школьников
  • программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования

Модели внеурочной деятельности  Модель «Модель площадок»     Содержательные аспекты :  Программы внеурочной деятельности могут разрабатываться с учетом наличия площадок их реализации.  специализированные кабинеты, библиотека, спортивные залы, музей, игровые комнаты, актовый зал, лаборатории и др. Площадки  реализа- ции внеу- рочной деятель- ности учреждения культуры, спорта, искусства, промышленные, производственные и др. организации

Модели внеурочной деятельности

Модель «Модель площадок»

Содержательные аспекты :

Программы внеурочной деятельности могут разрабатываться с учетом наличия площадок их реализации.

специализированные кабинеты,

библиотека, спортивные

залы, музей, игровые комнаты,

актовый зал, лаборатории и др.

Площадки

реализа-

ции внеу-

рочной

деятель-

ности

учреждения культуры, спорта,

искусства, промышленные,

производственные и др. организации

Модели внеурочной деятельности    Модель «Модель площадок»   Содержательные аспекты :     Спортивно-оздоровительное направление развития личности. Подвижные игры «Академия досуга» Ритмика «ВДОХ-новение!»  Марафон «Будь здоров!» Спортивные бои (шахматы, армрестлинг, теннис, меткий стрелок и т.д.)

Модели внеурочной деятельности

Модель «Модель площадок»

Содержательные аспекты :

Спортивно-оздоровительное направление развития личности.

Подвижные игры

«Академия досуга»

Ритмика «ВДОХ-новение!»

Марафон «Будь здоров!»

Спортивные бои (шахматы, армрестлинг, теннис, меткий стрелок и т.д.)

 Модель «Модель площадок»   Содержательные аспекты :     Общеинтеллектуальное направление развития личности Интеллектуа- льный клуб «Что? Где? Когда?»  Научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования»  Игра – путешествие «Мой родной город»

Модель «Модель площадок»

Содержательные аспекты :

Общеинтеллектуальное направление развития личности

Интеллектуа-

льный клуб «Что? Где? Когда?»

Научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования»

Игра – путешествие

«Мой родной город»

Модели внеурочной деятельности   «Модель площадок»     Модель 2    Организа- ционные аспекты Формирование групп учащихся, желающих обучаться по тем или иным программам, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) Расписание занятий по внеурочной деятельности  составляется в соответствии с выбором обучающихся и условиями, которые имеются в образовательном учреждении Организацию внеурочной деятельности осуществляет: воспитатель ГПД и (или) педагог-организатор

Модели внеурочной деятельности «Модель площадок»

Модель 2

Организа-

ционные

аспекты

Формирование групп учащихся, желающих

обучаться по тем или иным программам,

происходит перед началом учебного года

по согласованию с родителями (законными

представителями)

Расписание занятий по внеурочной деятельности

составляется в соответствии с выбором

обучающихся и условиями, которые имеются

в образовательном учреждении

Организацию внеурочной

деятельности осуществляет: воспитатель ГПД и (или)

педагог-организатор

Модели внеурочной деятельности    Модель «Модель площадок»    Особенности реализации модели :    1.  Модель может быть реализована в образовательных учреждениях, в которых созданы соответствующие условия  (развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами; в параллелях начальной ступени количество классов от двух и более)    2. В условиях реализации данной модели с акцентом на воспитывающую среду, школе необходимо обеспечить заключение договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия с социальными партнерами

Модели внеурочной деятельности

Модель «Модель площадок»

Особенности реализации модели :

1. Модель может быть реализована в образовательных учреждениях, в которых созданы соответствующие условия

(развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами; в параллелях начальной ступени количество классов от двух и более)

2. В условиях реализации данной модели с акцентом на воспитывающую среду, школе необходимо обеспечить заключение договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия с социальными партнерами

Модели внеурочной деятельности     М одель «Модель площадок»   П реимущества модели: создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности; обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года; обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.

Модели внеурочной деятельности

М одель «Модель площадок»

П реимущества модели:

  • создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности;
  • обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года;
  • обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.
Типы образовательных программ внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.) образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности

Типы образовательных программ внеурочной деятельности

  • комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности
  • тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.)
  • образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности

Комплексные образовательные программы Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на  планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.

Комплексные образовательные программы

  • Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на  планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.

Комплексные программы могут быть двух вариантов

  •   1 вариант – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).
  • Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.
  • 2 вариант - когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов, реализующих лишь одно направление.
  • При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.

Образовательные программы Такие программы могут иметь возрастную привязку,  например: - для 1 класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; - для  2-3  классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; - для 4 класса - образовательная программа, дающая   ученику   опыт   самостоятельного   общественного действия.

Образовательные программы

  • Такие программы могут иметь возрастную привязку,  например:
  • - для 1 класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
  • - для  2-3  классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;
  • - для 4 класса - образовательная программа, дающая   ученику   опыт   самостоятельного   общественного действия.

Типы образовательных программ внеурочной деятельности  образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (по уровням результатов) возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников) индивидуальные образовательные программы для учащихся

Типы образовательных программ внеурочной деятельности

  • образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (по уровням результатов)
  • возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников)
  • индивидуальные образовательные программы для учащихся

Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности

  • разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
  • кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
  • предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
  • взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
  • совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

  Общие правила разработки  программ внеурочной деятельности Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

  • Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
  • Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
  • В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

  Общие правила разработки  программ внеурочной деятельности  4. Программа содержит: введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; характеристику основных результатов , на которые ориентирована программа.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

4. Программа содержит:

  • введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
  • перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
  • описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
  • характеристику основных результатов , на которые ориентирована программа.

  Общие правила разработки  программ внеурочной деятельности 5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. 6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.

6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

Предполагаемые результаты  реализации программы   1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.

Предполагаемые результаты реализации программы

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.

Предполагаемые результаты  реализации программы  2.  Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Предполагаемые результаты реализации программы

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.

Предполагаемые результаты  реализации программы 3.  Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведении опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия па себя ответственности за других людей.

Предполагаемые результаты реализации программы

  • 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведении опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия па себя ответственности за других людей.

  Диагностика эффективности внеурочной  деятельности школьников Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника ( методика диагностики личностного роста школьников) Второй предмет диагностики - это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика ( методика изучения уровня развития  детского коллектива «Какой у нас коллектив»  (разработана А. Н. Лутошкиным) Третий предмет диагностики - это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика ( методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя)

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников

  • Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника ( методика диагностики личностного роста школьников)
  • Второй предмет диагностики - это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика ( методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным)
  • Третий предмет диагностики - это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика ( методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя)

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !