Современные требования
к организации внеурочной деятельности
Главная задача современной школы ( согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»)
- … .раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни к высокотехнологичном, конкурентном мире..
Основные характеристики школы в 21 веке
- вовлечение детей в исследовательские проекты, творческие занятия
- обеспечение успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- организация семейного отдыха
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
определяет:
- характер современного национального воспитательного идеала;
- цели и задачи духовно-нравственного развития детей и молодежи;
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа РФ;
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Современный национальный воспитательный идеал
- это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ
Базовые национальные ценности
- Патриотизм – любовь к Родине, своему народу, к своей малой родине
- Социальная солидарность – свобода личности и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь
- Гражданственность – служение отечеству, правовое государство, гражданское общество. Закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести
- Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших
Базовые национальные ценности
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость
- Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
- Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога
Базовые национальные ценности
- Искусство и литература- красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни эстетическое развитие
- Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, экологическое сознание
- Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, международное сотрудничество
Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС
- В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС
- Внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
- Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить еще ряд важных задач:
- благоприятная адаптация
- оптимизация учебной нагрузки
- улучшить условия для развития ребенка
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС
- Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
Письмо от 12.05.11 №03-296 Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС
- Формы организации внеурочной деятельности , как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение . Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания учебных программ.
- О ценностном, содержательном единстве урочной и внеурочной деятельности , о необходимости реализации воспитательного потенциала современных учебных программ как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время отмечалось ранее неоднократно (например, письмо Минобразования России от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»).
- Однако именно сейчас в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования эта идея получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Базовая модель внеурочной деятельности
Инновационная (экспериментальная, пилотная, внедренческая)
площадка
Иные педагогические работники
Внеурочная деятельность
Классное руководство
Группы продленного дня
Дополнительное образование учреждений культуры и УДОД
Дополнительное образование ОУ
Учебный план ОУ
Типы организационных моделей внеурочной деятельности
- Модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
- Модель «школы полного дня» ;
- Оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов ОУ);
- Инновационно-образовательная модель
Модель дополнительного образования
- Целью данной модели является создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.
- Организационные формы – факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору
Модель дополнительного образования
- Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Модель дополнительного образования
- Однако следует помнить о том, что внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, а дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительных образовательных программ. Поэтому основными критериями для отнесения той или иной образовательной деятельности к внеурочной выступают цели и задачи этой деятельности, а также ее содержание и методы работы.
Модель дополнительного образования
- Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрено в ФГОС НОО, в котором сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
Модель дополнительного образования
- Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования детей и осуществление перехода от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами.
Модель дополнительного образования
- Преимущества данной модели заключаются в предоставлении широкого спектра направлений детских объединений по интересам и привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей
Однако при организации взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей необходимо учесть, что:
- - УДО детей находятся вне федерального государственного образовательного стандарта;
- - у них есть свои лицензионные нормы охвата детей и определенное количество ставок педагогических работников;
- - УДО подразделяются на различные виды («станция» может работать только по одному направлению, «Центр» - по четырем направлениям, «Дом творчества» - по пяти направлениям, «Дворец творчества» - по десяти направлениям). Поэтому может сложиться ситуация, когда они не смогут организовать внеурочную деятельность по всем направлениям;
- - УДО находятся в различных ведомствах: Детские школы искусств, Музыкальные школы, Детские эстетические центры (Сфера культуры) или Станция техников, туристов, ДЮСШ, Дома творчества, ДД(Ю)Т (Сфера образования).
- УДО сферы культуры осуществляют свою деятельность за определенную плату, а внеурочная деятельность в рамках ФГОС должна предоставляться бесплатно.
Модель «школы полного дня»
Основные характеристики данной модели :
- создание условий для полноценного пребывания ребенка в ОУ в течение дня;
- содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы ОУ;
- создание здоровьесберегающей среды через соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, организацию питания;
- построение индивидуальной образовательной траектории;
- опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ
Модель «школы полного дня»
- Основой для данной модели является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня
- Преимущество данной модели: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание, сложившаяся практика финансирования групп продленного дня
Оптимизационная модель
Целью данной модели является оптимизация всех внутренних ресурсов ОУ, предполагающая участие всех педагогических работников (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, тьютор и др.)
Характеристики модели:
- минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность;
- создание единого образовательного и методического пространства в ОУ;
- содержательное и организационное единство всех структурных подразделений ОУ
Оптимизационная модель
- В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами (приказ Минобрнауки России от 3 февраля 2006 г. «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»), в частности:
- - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления;
- - организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
- работникам
Оптимизационная модель
- Преимущества модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Инновационно-образовательная модель
Целью модели является разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в т.ч. учитывающие региональные особенности.
Характеристики модели:
- взаимодействие ОУ с учреждениями ДПО, ВПО, научными организациями, муниципальными методическими службами;
- актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности;
- научно-методическое сопровождение реализации программ внеурочной деятельности
Инновационно-образовательная модель
- Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта
Условия реализации внеурочной деятельности
- Организационное обеспечение: типы организационных моделей внеурочной деятельности
- Нормативное обеспечение: перечень локальных актов ОУ
- Финансово-экономические условия: возможности бюджетного (нормативное, программное, стимулирующее) и внебюджетного финансирования
- Информационное обеспечение: базы данных, мониторинг общественного мнения, ИКТ
Условия реализации внеурочной деятельности
- Научно-методическое обеспечение: диверсификация форм методической работы ОУ, диссеминация передового педагогического опыта на основе ИКТ, внедрение новых моделей повышения квалификации;
- Материально-техническое обеспечение: руководство нормативными правовыми актами
- Кадровое обеспечение: укомплектованность ОУ кадрами и непрерывность их профессионального развития
Современные особенности воспитания и социализации
- Воздействие информационного потока (интернет, телевизор, компьютерные игры);
- Усиление конфликта между характером присвоения ребенком ценностей и знаний в школе и вне школы;
- Иллюзия свободы, изоляция детей от проблем;
- Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми самоизоляция детства;
- Эгоизм ребенка, снижение ценности других людей и участия в его жизни
Виды организации внеурочной деятельности
- игровая деятельность;
- познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
Приоритетные направления развития личности
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
(приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010г. №1241)
Результаты и эффекты организации внеурочной деятельности школьников
- Результат - это непосредственный итог участия ребенка во внеурочной деятельности.
- Эффект - это последствие результата.
- Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
- Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Классификация результатов организации внеурочной деятельности школьников
- Первый уровень результатов — приобретение ребенком социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Классификация результатов организации внеурочной деятельности школьников
- Второй уровень результатов — получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов — получение ребенком опыта самостоятельного общественного действия.
Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности
Виды
внеурочной деятельности
Приобретение социальных знаний
(1 уровень)
Игровая
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Игра с ролевым акцентом
Игра с деловым акцентом
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Социально моделирующая игра
Досугово-развлекательная
Культпоходы в театры, музеи, галерею
Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки»
Досугово-развлекательные акции детей в окружающем учреждении социуме (благотворительные концерты, гастроли)
Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности
Виды
внеурочной деятельности
Приобретение социальных знаний
Познавательная
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Познавательные беседы, предметные факультативы
Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности, школьный музей
Проблемно-ценностное общение
Этическая беседа
Дебаты, тематические диспуты
Проблемно-ценностная дискуссия
с участием внешних экспертов
Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности
Виды
внеурочной деятельности
Приобретение социальных знаний
Художественное творчество
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Занятия объединений художественного творчества
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Художественные акции школьников
в окружающем школе социуме
Социальное творчество
Социальная проба
Коллективно-творческое дело (КТД)
Социально-образовательный проект
Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности
Виды
внеурочной деятельности
Приобретение социальных знаний
Трудовая деятельность
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Занятия по конструированию, кружки технического творчества
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры
Совместное образовательное производство детей и взрослых
Спортивно-оздоровительная деятельность
Занятия секций, беседы о ЗОЖ
Школьные спортивные турниры и акции
Спортивные и оздоровительные акции школьников
в окружающем школу социуме
Преимущественные формы достижения результатов по внеурочной деятельности
Виды
внеурочной деятельности
Приобретение социальных знаний
Туристско-краеведческая деятельность
Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение опыта самостоятельного общественного действия
Туристский поход, краеведческий клуб
Туристско-краеведческая экспедиция
Поисково-краеведческая экспедиция
Школьный краеведческий музей
Формы организации внеурочной деятельности школьников
На примере познавательной деятельности:
- Для результатов первого уровня – познание жизни людей и общества, его структуры и принципов, памятников мировой и отечественной культуры, особенности межнациональной и межконфессиональных отношений;
- Для результатов второго уровня – организация работы с воспитывающей информацией и ее обсуждение в дискуссиях
- Для результатов третьего уровня – проведение социально ориентированных акций
Дискуссионные темы
- Загрязнение природы: может ли жизнь в городе быть такой же приятной, как на даче? (Естествознание, чтение.)
- Трудно ли жить в нашем обществе человеку в инвалидной коляске? (Чтение.)
- Мой внешний вид: личное дело или уважение к окружающим людям? (Чтение, естествознание.)
- Компьютерные игры — увлекательное занятие: почему же мама недовольна? (Чтение, математика.)
- Опасны ли для детей и общества жестокие сцены в кино и на телевидении? (Чтение, история.)
- Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (Родной язык, чтение, иностранный)
Модели внеурочной деятельности
М одель 1
Основана на использовании метода проектов
Содержательные аспекты модели выбираются в соответствии:
- с основными направлениями развития личности,
- традициями образовательного учреждения,
- условиями реализации образовательного процесса,
- наличием (отсутствием) социальных партнеров для реализации программ внеурочной деятельности.
Модели внеурочной деятельности
М одель 1
Основана на использовании метода проектов
Содержание каждого проекта может обеспечивать реализацию всех направлений развития личности при возможном выделении наиболее акцентуированных.
Каждый проект имеет свои цели, формы организации деятельности детей и формы представления результатов
Модели внеурочной деятельности
Наименование проектов
«Учусь учиться»
Акцентуированные направления развития личности в рамках проектов
«Учусь быть гражданином»
Общеинтеллектуальное, духовно-нравственное
«Стану олимпийцем»
Духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное
«Учусь сотрудничать»
Спортив
но-оздоровительное, духовно-нравственное, общеку-
льтурное
«Учусь быть культурным»
Социальное, духовно-нравственное, общекультурное
Общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, спортивно - оздоровительное
Модели внеурочной деятельности
Проекты могут разворачиваться
последовательно или параллельно
в течение учебного года
Органи-
зационные
аспекты
Время для реализации проектов, в том числе
каникулярное, определяется в зависимости
от содержательного наполнения
проектов
Модель может быть реализована
как в первый год обучения школьников,
так и спроектирована в целом
на первую ступень общего образования
Модель предусматривает ее реализацию для
классов, и для групп детей
Модели внеурочной деятельности
М одель 1
Преимущества модели :
- данная модель может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса (для малокомплектных школ, для сельских и городских школ, для различных видов школ (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов)).
- занятия в рамках внеурочной деятельности могут проводить учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, воспитатели ГПД.
Модели внеурочной деятельности
Модель 2 «Модель площадок»
Предполагает формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в рамках внеурочной деятельности (в том числе на основе принципа проектирования воспитывающей среды)
Модели внеурочной деятельности
Модель «Модель площадок»
Содержательные аспекты :
- специалистами образовательного учреждения разрабатываться спектр программ внеурочной деятельности
- программы предусматривают все формы и виды деятельности младших школьников
- программы разрабатываются с учетом их пролонгации на каждый год первой ступени общего образования
Модели внеурочной деятельности
Модель «Модель площадок»
Содержательные аспекты :
Программы внеурочной деятельности могут разрабатываться с учетом наличия площадок их реализации.
специализированные кабинеты,
библиотека, спортивные
залы, музей, игровые комнаты,
актовый зал, лаборатории и др.
Площадки
реализа-
ции внеу-
рочной
деятель-
ности
учреждения культуры, спорта,
искусства, промышленные,
производственные и др. организации
Модели внеурочной деятельности
Модель «Модель площадок»
Содержательные аспекты :
Спортивно-оздоровительное направление развития личности.
Подвижные игры
«Академия досуга»
Ритмика «ВДОХ-новение!»
Марафон «Будь здоров!»
Спортивные бои (шахматы, армрестлинг, теннис, меткий стрелок и т.д.)
Модель «Модель площадок»
Содержательные аспекты :
Общеинтеллектуальное направление развития личности
Интеллектуа-
льный клуб «Что? Где? Когда?»
Научное общество учащихся «Первые шаги моего исследования»
Игра – путешествие
«Мой родной город»
Модели внеурочной деятельности «Модель площадок»
Модель 2
Организа-
ционные
аспекты
Формирование групп учащихся, желающих
обучаться по тем или иным программам,
происходит перед началом учебного года
по согласованию с родителями (законными
представителями)
Расписание занятий по внеурочной деятельности
составляется в соответствии с выбором
обучающихся и условиями, которые имеются
в образовательном учреждении
Организацию внеурочной
деятельности осуществляет: воспитатель ГПД и (или)
педагог-организатор
Модели внеурочной деятельности
Модель «Модель площадок»
Особенности реализации модели :
1. Модель может быть реализована в образовательных учреждениях, в которых созданы соответствующие условия
(развита школьная инфраструктура; налажено взаимодействие с социальными партнерами (в том числе с учреждениями дополнительного образования детей); школа обеспечена соответствующими кадрами; в параллелях начальной ступени количество классов от двух и более)
2. В условиях реализации данной модели с акцентом на воспитывающую среду, школе необходимо обеспечить заключение договоров о принципах, формах и содержании взаимодействия с социальными партнерами
Модели внеурочной деятельности
М одель «Модель площадок»
П реимущества модели:
- создание условий обучающимся для реального выбора наиболее привлекательных для них форм и видов внеурочной деятельности;
- обеспечение возможности для обучающихся перейти из одной группы в другую (в течение учебного года;
- обеспечение вариативности программ внеурочной деятельности.
Типы образовательных программ внеурочной деятельности
- комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности
- тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.)
- образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности
Комплексные образовательные программы
- Эти программы могут быть сквозные, когда педагоги начинают работать по ним с детьми с первого по четвертый класс, акцентируя внимание на планируемых результатах в соответствии с которыми, изменяется и содержание программы.
Комплексные программы могут быть двух вариантов
- 1 вариант – когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по одному направлению, например, художественно-эстетическому, и тогда каждый педагог разрабатывает один – два модуля («Оригами», «Батик», «Вышивка шелковыми лентами», фольклорный кружок, театральная студия и др.).
- Комплексные программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одновозрастной группы. Количество групп, их наполняемость, время занятий и периодичность проведения определяются локальным актом образовательного учреждения. Данный вариант может быть реализован в образовательных учреждениях, в которых существует подсистема дополнительного образования детей или работающих в одну смену и имеющих квалифицированные кадры для организации этого вида деятельности.
- 2 вариант - когда все содержание деятельности по программе предполагает работу части (группы) педагогического коллектива по нескольким направлениям, например, спортивно-оздоровительному, художественно-эстетическому, научно-познавательному, военно-патриотическому. Данный вариант может найти применение в сельских школах, где недостаточно специалистов, реализующих лишь одно направление.
- При разработке комплексных программ необходимо учитывать, что к ним пишется одна пояснительная записка, в которой отражается вся специфика работы по всем модулям программы, все остальные разделы программы пишутся каждым педагогом, согласно содержанию работы в рамках своего модуля.
Образовательные программы
- Такие программы могут иметь возрастную привязку, например:
- - для 1 класса - образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности;
- - для 2-3 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности;
- - для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия.
Типы образовательных программ внеурочной деятельности
- образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (по уровням результатов)
- возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников)
- индивидуальные образовательные программы для учащихся
Интеграция общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
- разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
- кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
- предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
- взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности
- Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
- Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
- В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности
4. Программа содержит:
- введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;
- перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
- описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;
- характеристику основных результатов , на которые ориентирована программа.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности
5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия.
6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу.
Предполагаемые результаты реализации программы
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру.
Предполагаемые результаты реализации программы
- 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведении опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт управления другими людьми и взятия па себя ответственности за других людей.
Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
- Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника ( методика диагностики личностного роста школьников)
- Второй предмет диагностики - это детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика ( методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (разработана А. Н. Лутошкиным)
- Третий предмет диагностики - это профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика ( методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя)
Спасибо за внимание !