В. П.Астафьев. Фотография, на которой меня нет.
Новик Надежда Григорьевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Виктор Петрович Астафьев – один из тех писателей 20 века, кто много писал о российской деревне, о назначении человека на земле и в обществе, о его нравственных устоях, о народном русском характере.
В творчестве Астафьева воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
Как много жёлтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! И вдруг открылся мне и поразил Сиротский смысл семейных фотографий: Огнём, враждой Земля полным - полна, И близких всех душа не позабудет…
(Николай Рубцов)
Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”. Это эпизод из жизни главного героя – Виктора Потылицына.
Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история.
История страны складывается из историй и судеб отдельных людей. Писателю дорого время его детства, ставшее историей. Фотография тех лет – часть этой истории.
Из текста мы узнаем, что действие происходит глухой зимой примерно 1932-1936 года в Сибири, в деревне Овсянка
От чьего лица ведется повествование?
Автор, рассказчик и герой полностью сливаются.
Словарная работа
- катанки – валенки
- куть – придверная
часть избы
- магарыч – угощение в вознаграждение за что-нибудь
- прострел – побег растения
- сарана – лесное
растение, луковицы
которого съедобны
Словарная работа
- тали ́ на – верба
- туес – коробка из бересты, обычно круглая
- увал –
крутой склон
- швырок –короткие дрова для топки печей
Учимся понимать текст
1. Рассказ о деревенских жителях
- - Как вы думаете, почему приезд фотографа взбудоражил школу, учеников? Что вообще значило сфотографироваться в то время?
(В деревни приезжали редко. Это было целое событие, разговоров хватало надолго. Фото бережно хранили).
- Взбудоражить (будоражить) – беспокоить, вызвать волнение.
Учимся понимать текст
1. Рассказ о деревенских жителях
Учимся понимать текст
1. Рассказ о деревенских жителях
- -Почему вся деревня решает, где поселить фотографа на ночь?
- 1) «всем хотелось угодить фотографу, чтобы он оценил заботу о нём и снимал бы ребят как полагается, хорошо снимал»;
- 2) человеческая забота – это характерно для деревенских жителей.
- - Как еще создает автор картину жизни людей в Овсянке?
- — « По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка...»
Учимся понимать текст
- Как определяет герой рассказа характер хозяйки по окнам их дома?
«Деревенское окно, заделанное на зиму, - своего рода произведение искусства. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая здесь живет хозяйка, что у нее за характер и каков обиход в избе».
В одних окнах была просто вата и три – четыре розетки рябины с листиками.
В других даже стёкла были не везде.
В третьих было навалено всего: и ваты, и моху, и рябины, и калины, и даже разноцветных бумажных цветочков, служивших самым лучшим украшением.
Витя – главный герой рассказа - живёт без родителей. Огромную роль в его жизни играет, пожалуй, самый дорогой человек – бабушка. Она отругает мальчика за простуженные ноги, поворчит немного, но потом будет всю ночь выхаживать, поить молоком, растирать, укутывать и останется до утра возле кровати любимого внука.
Учимся понимать текст
2. Рассказ о Витьке и Саньке
- Почему Витька и Санька ведут себя плохо? (Они не лучшие ученики, им обидно, что будут сидеть сзади) .
- -Почему полезли в драку? Почему “пропащие”?
- (Чтение отрывка: от слов“Весь длинный зимний вечер…” до “Тогда пошли мы…”).
С. Сюхин. Иллюстрация к рассказу
«Фотография, на которой меня нет»
Учимся понимать текст
2. Рассказ о Витьке и Саньке
- Почему Витьки и Саньки не оказалось на фотографии? (Витька застудил ноги. Санька поступил как настоящий друг, решив тоже не сниматься; он чувствовал свою вину: ведь катались с горы вместе).
- - Что было причиной болезни ног у рассказчика Витьки в этот раз?
- -Как это характеризует жизнь ребят в деревне?
“ Ну бывают же люди, которым ничего не стоит одарить человека счастьем”.
Бабушка главного героя – добрая и заботливая.
В её речь автор включил огромное количество
диалектных и просторечных слов и выражений.
Так Астафьев показал всю простоту и незатейливость русского человека.
Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
- Какие ассоциации возникают у вас со словом “бабушка”? Доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, платок, очки, молитва, седина, натруженные руки, варежки, носки – вязание, сказки, пирожки, ласковая, справедливая.
Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
- Какие воспоминания Виктора связаны с бабушкой? Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
- Подтвердите примерами из текста
Чтение отрывков:
- от “Так я и знала!..” до “Посинели, будто на лёде…”;
- от “Бабушка уже не колотила…”
- от «Бабушка меня лечила и баловала .. которые я очень любил»
Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
-Как бабушка лечила Витьку?
Дополните текст:
- Лечила она меня: натерла мои ноги, укутала .. и вытерла .. «Спи, пташка ..». Утром меня бабушка унесла … Долго .. ноги, грела их ..., парила .. Дома дала ложку .. После этого поила ..
Учимся понимать текст
3. Рассказ о бабушке Катерине Петровне
- - Что особенного в речи бабушки? (Диалекты, народные обороты, приметы, присловья).
- -Почему автор тщательно воспроизводит речь героини? (Автору дорого в ней всё, в том числе и речь; хочет, чтобы читатель услышал живую, яркую, очень эмоциональную разговорную речь деревенской женщины).
Учимся понимать текст
- Воспоминания об учителе занимают большое место в рассказе.
- Память сохранила даже внешность умного, интеллигентного человека,
- чья жизнь воспринимается как великое самопожертвование.
- Суровое время требовало именно таких самоотверженных учителей, которые, бросив городскую жизнь, всецело отдавали себя учительской работе.
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
- -Как зовут учителей?
- -Откуда они приехали
- в деревню?
-Каким предстаёт в
описании учитель?
-На что обращает
внимание автор при
описании учителя?
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
- -Какие детали в описании быта учителей объясняют, почему они не могли оставить у себя фотографа на ночевку? («Сами они жили в одной половине дома .. и был у них маленький парнишка- ревун. Во второй половине размещалась контора сплавного участка .. Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставлять у себя»).
- - Какую деталь в портрете учителя особо выделяет автор? («Лицо учителя хоть и малоприметное …». Главная деталь портрета - “немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза”).
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
- Как относились к учителям в деревне? За что уважали?
Чтение: от «Знаете, Екатерина Петровна, какой случай вышел?». “Уважение к нашему учителю…” до “…в гулянке народ…”
- Выборочный пересказ:
- За что уважали?
- Учителей уважают за вежливость, за то, что ..
- Учителей уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и ...
- К учителю можно прийти и пожаловаться на кого угодно: …
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
- Исследовательская работа.
В какой школе учителя начали работу?
Что сделали учителя для школы?
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
- Исследовательская работа.
В какой школе учителя начали работу?
Что сделали учителя для школы?
Школа находилась в старом деревенском доме с угарными печами. Парт не было, скамеек не было, учебников, тетрадей, карандашей тоже не было. Один букварь на весь первый класс и один красный карандаш.
В школе появились карандаши, тетради, краски, переводные картинки. Учитель ездил в город, выхлопотал и привёз учебники, один учебник на пятерых. Потом один учебник на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
- - С какой целью автор вспоминает поход на Лысую гору, историю со змеёй? (Этот эпизод раскрывает лучшие качества учителя: он был способен на подвиг, он мог пожертвовать жизнью, спасая своих учеников от змеи.).
- -Чему учил учитель деревенских ребят и чему он учился у жителей деревни?
- -Почему учитель приносит фотографию Витьке?
- - Одна из важных черт в характере учителя - уважение к ученику, который заболел и пропустил важное событие.
- -Как рассказчик вспоминает учителей спустя годы? Чтение: от “Прошли годы…” до конца абзаца.
-
Учимся понимать текст
4. Рассказ об учителях
- Какие чувства испытывает герой рассказа, рассматривая принесенную учителем фотографию, на которой его не было?
Учимся понимать текст
-Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”?
-Над чем заставляет задуматься эта фотография?
- Какое значение имела для Витьки фотография, на которой его не было?
(Изображены школьные товарищи, погибшие на войне. Фотография разбудила память о событиях, которые помогли ему стать лучше, взрослее).
«Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе!.. А узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол…»
Выводы
-Так о чём рассказ В.П.Астафьева “Фотография, на которой меня нет”?
- о том, как быть добрым;
- о человеческой памяти;
- о способности хранить благодарность к нашему прошлому, простым русским людям;
- о Великой Отечественной войне, о которой Астафьев прямо не говорит;
- о любви к родной земле.
Гимнастика для глаз
Домашнее задание
Составить связный рассказ:
- Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
а) приезд фотографа;
б) болезнь;
в) наблюдение за цветком;
г) отношение к школьной фотографии.
Сегодня на уроке я
открыл…
почувствовал
узнал…
понял…
задумался…
испытал…