Веер как элемент бытовой культуры высшего общества
Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №25 с.Небуг
Туапсинского района
Краснодарского края
Коротаева Ольга Владимировна
Слово веер произошло от глагола “веять” –дуть обдавать потоком воздуха. Веер – это устройство, чаще складное, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой).
Родина веера – Восток, где вместе с опахалом и зонтиком он был одним из атрибутов царского достоинства.
Складной веер впервые появился в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части – тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип был перенесен в Западную Европу, а оттуда в 18 веке в Россию.
В эпоху барокко веер стал настоящим предметом роскоши. В 1660-е годы «Французская гильдия» по изготовлению опахал процветала и её статус «поставщика двора» был подтверждён самим королём.
Николя де Ларжийер. Портрет Людовика XIV с семьёй.
При дворе Людовика XIV веер играл роль и в дворцовом церемониале — дамы их могли открыть только в присутствии королевы. Юная девушка, прежде чем появиться в свете, помимо других наук должна была научиться искусству обращения с веером.
Дама с веером в эпоху барокко — это непременно аристократка: «третье сословие» не имело доступа к этому аксессуару. Веер добавлял придворной красавице значительности и важности — она гордо выступала на королевских приёмах и балах, а веер в её руках смотрелся, как жезл полководца.
В 19 веке веер позволял судить о семейном положении женщины: ''Для балов при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев''.
В конце 19 века художники ''Мира искусства'‘ возродили интерес не только к искусству, но и к бытовой культуре 18 века. Многие из них сами расписывали веера.
Повседневный веер был скромным, в основном сделанный из кружевного полотна или шёлковой, атласной ткани. Украшением служила вышивка бисером или нитью.
Со временем веер из опахала и «знакового предмета» аристократки превратился в настоящее орудие флирта.
Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.
Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны.
В конечном итоге, возник настоящий язык веера, который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.
Это был тайный язык влюблённых, поэтому в портретах 18 века изображения дам с веером довольно редки, а главное, что веер, как правило, закрыт, т.е. молчит.
Хотя язык веера можно назвать женским языком, его должны были понимать мужчины.
Цвет веера не только подбирался к туалету, но и мог содержать некоторую информацию о настроении владелицы чёрный - печаль
Красный – радость
Желтый – отказ
Черный с белым – разрушенный мир
Убранный блестками – твердость и доверие.
С историей веера мы познакомились.
Предлагаю открыть свою творческую мастерскую по изготовлению вееров не из бумаги, картона, дерева, а из вилок.
Работать вы будете в группах, так как одному изготовить хороший, красивый веер просто не хватит времени. У каждого будет своя работа. Одни изготавливают каркас, другие подготавливают будущий дизайн веера, третьи оформляют веер.
Вырезаем из картона два полукруга (можно использовать разрезанный на две части CD-диск).
На первый полукруг наклеиваем с помощью клея пластиковые вилки (веером) .
Сверху приклеиваем второй полукруг, получился веер.
Протянули ленту (кружева) через зубчики вилочек.
Инкрустировать бисером, декоративными камнями.
На полукруге выложить композицию из цветов.
Вот такие замечательные веера у нас получились))
Спасибо за внимание!)))