«ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ»
Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта, начиная с 1983 года,
Однако в России основания для его празднования появились почти на десятилетие позже, а именно – в 1992 году , когда был принят федеральный закон «О защите прав потребителей».
- Всех поздравляем с этим светлым гражданским праздником и желаем вам всегда умело стоять на защите интересов.
Для этого, конечно, нужно знать элементарные
права потребителя
Защита прав потребителей в России
Первым потребительским обществом в Ро ссии была «Большая артель», организованная декабристами на Петровском заводе в Забайкалье, произошло это 2 марта 1831 г. Дополнение к ответу: Из курса истории известно, что именно «Большая артель» является первым потребительским обществом.
Устав «Большой артели» был принят 2 марта 1831 года на общем собрании декабристов, именно поэтому этот день считается датой начала существования в России потребительских обществ. В «Большой артели» присутствовали все признаки современного потребительского общества.
20 лет « Закону о защите прав потребителей»
- В 1992 году Верховный Совет РСФСР принял первый в истории России закон направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести какой-либо товар или услугу.
- Документ получил название «Закон о защите прав потребителей».
- Базовые принципы Кодекса потребителя с этого момента были закреплены законодательно. Однако, даже тогда, Всемирный день прав потребителя в России отмечался полуофициально, и лишь вступление страны во Всемирную Организацию Союза потребителей дало этому дню должный статус
Основные понятия:
- ПОТРЕБИТЕЛЬ -это гражданин который имеет намерение заказать или приобрести товар, вид услуги или выполнение работы.
- ИЗГОТОВИТЕЛЬ - это организация, предприятие или учреждение или предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.
- ИСПОЛНИТЕЛЬ – это организация независимо от её формы собственности или предприниматель реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.
15 МАРТА –ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:
Право на информацию.
Право набезопасность.
Право на выбор.
Право быть услышанным.
Право на возмещение ущерба.
Право на потребительское образование .
Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей:
Право на удовлетворение базовых потребностей.
Право на здоровую окружающую среду.
1. Право на качество
- т.е. продавец должен продать вам качественный товар, а исполнитель предоставить качественно выполненную услугу
2. Право на безопасность
- т.е. вы имеете право на то, чтобы товар или услуга не были опасны для жизни, здоровья, имущества или даже окружающей среды. Основные нормы и требования к качеству товаров и услуг зафиксированы в федеральном законе «О защите прав потребителей».
3. Право на информацию
- т.е. каждый потребитель имеет право на достоверную информацию о том что, когда, как и кем произведено, кто продает, а также где, на каких условиях и когда он сможет этот товар или услугу приобрести.
4. Право на возмещение ущерба
- одно из важнейших, кстати, прав, потому что чаще всего взывают именно к нему. Это право означает, что за нарушение прав потребителя, продавец, исполнитель или изготовитель несет ответственность , предусмотренную законом и договором (если таковой имеется).
5. Срок службы, срок годности и гарантийный срок
- На товары должны быть установлены срок службы и гарантийный срок , т.е. сроки ответственности продавца перед потребителем. В течение этих сроков Вы можете предъявлять продавцу претензии и требовать возмещения убытков.
Основные понятия:
- ПОТРЕБИТЕЛЬ -это гражданин который имеет намерение заказать или приобрести товар, вид услуги или выполнение работы.
- ИЗГОТОВИТЕЛЬ - это организация, предприятие или учреждение или предприниматель, производящий товары для реализации потребителям.
- ИСПОЛНИТЕЛЬ – это организация независимо от её формы собственности или предприниматель реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.
Потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе вправе по своему выбору потребовать:
1. Безвозмездное устранение недостатков в выполненной работе;
2. Соответствующего уменьшения вознаграждения за выполненную работу;
3. Безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
4. Возмещение понесенных им расходов по исправлению недостатков своими средствами или третьем лицом.
Потребитель в праве обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар не подошел по форме, габаритам или по иным причинам.
В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, он в праве потребовать возврат денежной суммы за уплаченный товар.
Срок обмена товара ненадлежащего качества 14 дней, не считая дня покупки товара.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар:
не был в употреблении,
сохранены его товарный вид,
потребительские свойства,
пломбы,
фабричные ярлыки,
товарный чек, выданные потребителю вместе с проданным указанным товаром.
Общественная защита потребителя.
Общественная защита потребителя осуществляется организациями потребителей, которые создаются как по территориальному признаку (районные, городские), так и в зависимости от конкретного интереса группы потребителей (например, автолюбителей).
Они могут объединяться в союзы, конфедерации и т. д. Так, в настоящее время на территории России существует общественная организация «Союз потребителей Российской Федерации».
Заключение.
Правительством РФ был создан закон «О защите прав потребителей», содержащие нормы о защите прав потребителей.
Закон «О защите прав потребителей» позволил прекратить практику ущемления прав потребителей.