Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841)
«Герой нашего времени» - первый русский социально – психологический роман.
Первоначальное заглавие романа, известное по рукописи, - "Один из героев начала века" - связано с появившимся в 1836г. романом А. Мюссе (точный перевод - "исповедь одного из детей века").
Слово герой имеет несколько значений. Героем мы называем человека, прославившего свое имя или героическим поступком, или открытиями в области науки, техники, искусства. Героем мы называем художественный образ в литературном произведении. Слово герой может иметь иронический оттенок: «Эх ты, герой!»
Какое же значение имеет это слово в названии романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»? Несомненно, это художественный образ. Но автор придает этому слову более широкий смысл. Его герой (Печорин) - это не просто образ, типичный представитель целого поколения дворянской интеллигенции тридцатых годов девятнадцатого века. По словам самого Лермонтова, Печорин - это «портрет», составленный из пороков поколения в полном их развитии. Как Онегин у Пушкина, Печорин - это герой, только каждый своего времени, в которых «отразился век и современный человек изображен довольно достоверно».
В 1836 году Лермонтов, по примеру Пушкина, который показал своего современника - Евгения Онегина - на фоне петербургской жизни 1820-х годов, задумал написать роман, в котором он бы изобразил своего современника - гвардейского офицера Печорина на широком фоне столичной жизни. Роман писался Лермонтовым с 1837 по 1840г. Последовательность написания повестей точно не установлена, но предполагается, что ранее других (осенью 1837г.) написана "Тамань", затем "Фаталист", "Бэла", "Максим Максимыч". Но не исключено, что "Тамань" была написана последней, а "Фаталист" - после "Максима Максимыча". Прообразом Печорина, как убедительно доказала Э. Г. Герштейн, в значительной мере явился товарищ поэта по "кружку 16-ти" граф Андрей Павлович Шувалов. Он "храбро сражался на Кавказе, где получил... легкую рану в грудь. Он был высокого роста и тонок; у него было красивое лицо... плохо скрывавшее нервные движения, присущие его страстной натуре... Он очень нравился женщинам благодаря контрасту между его внешностью, казавшейся нежной и хрупкой, его низким приятным голосом, с одной стороны, и необычайной силой, которую скрывала эта хрупкая оболочка, - с другой".
«Герой нашего времени» - первый русский реалистический психологический роман в прозе.
В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…».Вот раскрыть эту – то «историю души человеческой» и поставил себе задачей Лермонтов в своем романе. Роман состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но основной герой объединяет все повести в нечто целое, в единый роман.
И вот, если взять историю Печорина,
изображаемую в романе, то события
в его жизни располагаются в такой
последовательности.
Бывший гвардейский офицер, за что – то переведенный на Кавказ, Печорин едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случилось то приключение, о котором рассказывается в повести «Тамань». Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается последний раз с Максима Максимычем («Максим Максимыч»).
Лермонтов нарушает порядок повестей. На первое место он ставит повесть «Бэла», потом «Максим Максимыч», далее идут «Тамань» и «Княжна Мери», и заканчивается роман повестью «Фаталист».
Располагая повести в такой последовательности, Лермонтов преследовал цель, вытекающую из идейного замысла, - шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина.
Природная одаренность Печорина резко бросается в глаза читателям романа, которые видят в нем героя, намного возвышающегося над другими персонажами. Эта одаренность проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воли Печорина. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно, ибо «полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов». Печорин – сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по его собственному справедливому определению, - «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.
Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешности, отражающей, как и у всех людей, по мнению Лермонтова, внутренний облик человека. Максим Максимович тоже поражался странностям Печорина, противоречиям в его характере: «В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут,- а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один…»
Эта противоречивость Печорина и раскрывается в романе со всей полнотой, обнаруживая, по определению Лермонтова, «болезнь» поколения того времени.
«Целая моя жизнь,- указывает сам Печорин,- была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». В чем же они проявляются?
Во-первых, в его отношении к жизни. С одной стороны, Печорин-скептик, разочарованный человек, который живет «из любопытства», с другой - в нем огромная жажда жизни, деятельности.
Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глубокую любовь. самое страшное противоречие: «необъятные силы души» - и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремиться «любить весь мир» - и приносит людям одно лишь зло и несчастье, наличие благородных, высоких стремлений – и мелкие чувства,
владеющие душой; жажда
полноты жизни – и полная безнадежность,
сознание своей обреченности.
Дуэль Печорина с Грушницким Художник М. Врубель
Мы видим, что Печорин очень не простая и противоречивая личность. Он именно вынужден играть роль эгоиста, и тем самым мучается от этого. Печорин становится заложником своего времени. Он не может реализовать свои побуждения, действия потому что настала эпоха затишья и молодому поколению не остается только, как искать что-то новое и неизведанное.
Я считаю, что люди подобные Печорину есть и в наше время. Они не могут равнодушно смотреть на все беспорядки, которых очень много: это взяточничество, ложь и обман, грабежи и убийства, казнокрадство, это стремление властвовать и карьеризм. Но они не могут или не хотят с этими беспорядками как-то бороться. Они глубоко внутренне переживают, многие уезжают за границу, но борьбы со всеми пороками, со всеми безобразиями не проявляют. Видимо, поэтому царит в нашем обществе беспредел и беззаконие. Герой нашего времени, в хорошем смысле этого слова, вероятно, еще не сложился. Нам, новому поколению, надо учиться у Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. великих людей их светлым помыслам и смелым мыслям.
Подготовила Юрченкова Е. И.
учитель МОУ
«Смольненская основная
общеобразовательная школа»