муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новожизненский детский сад общеразвивающего вида (структурное подразделение МКОУ Новожизненской ООШ)
Наблюдение , как средство повышения экологической культуры дошкольника.
Воспитатель Допкус Галина Владимировна
2015г
Наступило время, когда экологическое воспитание дошкольников стало чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени: только экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Не зря И.В. Гёте писал:« Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»
Большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры имеют наблюдения. Они не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В “Концепции дошкольного воспитания” говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды.
Экологическое воспитание оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, волю детей. Продуманная организация специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Природа таит в себе большие возможности для всестороннего развития каждого ребенка.
«Никакой сказ не заменит показ»,- так гласит народная поговорка. Вот почему желательно постоянно искать встречи с природой. Для этого очень важно, чтобы была развивающая среда, в которой должен находиться ребёнок с раннего возраста. В этой среде он должен наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.
Поэтому в работе с детьми дошкольного возраста большое внимание уделяется организации наблюдений за природными объектами. Наш детский сад расположен в зеленой зоне.
Во время общения с природой дети испытывают радость и удовольствие, возможность видеть её красоту, усвоить правила поведения в природе. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.
В результате систематических наблюдений дети становятся любознательными, внимательными, бережнее относятся к природе, повышается их интеллект, формируются основы экологического мировоззрения, желание созидать, а не разрушать. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.
Прогулка в детском саду отлично подходит для этого. Одним из новых познаний для детей открывается то, что Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.
На территории детского сада «Светлячок» в естественных условиях произрастает много лекарственных растений. Для того чтобы познакомить детей с ними, нужно было решить следующие задачи:
- Изучить биологические особенности подорожника, ромашки, крапивы ( корень, стебель, листья, лепесток). -Научить детей увидеть красоту и неповторимость каждого растения. -Формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться. -Развивать умения рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. -Активизировать словарь по данной теме. -Закреплять навык контроля над произношением звуков как собственной речи, так и речи товарищей. -Учить детей умению вести диалог со взрослыми и сверстниками. -Развивать наблюдательность и познавательные интересы детей.
При подготовке к наблюдению была проведена беседа , где дети отвечали на следующие вопросы:
-Что нужно делать ,если человек заболел?
-Как лечились люди, когда не было лекарств?
-Какие лекарственные растения вы знаете?
-Есть ли у нас в детском саду на участке такие растения?
-Давайте выйдем на прогулку и посмотрим, что растет прямо у нас под ногами.
Дети называли растения, которые видели на полянке, затем собирали их для гербария .
Дети познакомились с интересными рассказами из книги А. А. Плешакова «Зеленые страницы»
Позже появилось желание нарисовать лекарственные травы акварельными красками.
Рисунки детей использованы для оформления сказки «Одуванчик и Крапива», которую мы все вместе придумали.
Сказка про Одуванчика и Крапиву
Жили-были в саду Одуванчик и Крапива. Одуванчик рос около яблоньки, а Крапива поселилась под вишенкой. Они скучали, потому что им не с кем было играть.
Однажды Одуванчик протянул свои зеленые листочки к теплому солнышку и стал большим и красивым, как солнышко. Он посмотрел вокруг и увидел Крапиву. Крапива стояла в тени такая маленькая и тоненькая, что Одуванчику стало ее жалко. «Давай поиграем!»-предложил Одуванчик. «Давай!» -согласилась Крапива. Они стали кружиться, танцевать. Но вдруг Одуванчик заплакал. Крапива обожгла ему листик. Испугалась Крапива – обидится на нее друг и уйдет. А Одуванчик сшил себе варежки и больше не обжигался о листочки подружки. С той поры стали они друзьями.
Тут и сказке конец, а если хочешь, придумай другую!
Ребятам было предложено сделать картину из листьев одуванчика. Вот что получилось… Работа получила название «Жар-птица».
Путешествуя по участку обнаружили поляну, заросшую тысячелистником. Дети почувствовали горьковатый запах цветов.
На прогулке у Дениски появилась царапинка. Артур и Сережа разыскали подорожник и обернули пальчик листиком.
Оказалось, что все растения тянут свои листики к солнышку. Дети тоже ему рады.
А какие деревья богатыри охраняют детский сад! Мальчики и девочки тоже хотят быть здоровыми и сильными!
В результате проделанной работы дети действительно изменились. Они научились находить у растений корень, стебель, лист, цветок. Ребята стали задавать вопросы об окружающем мире, рассказывать о том , что они видели. Появилось умение слушать собеседника и работать в коллективе. Эта работа продолжается дальше.
Спасибо за внимание!