СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Научно - техническая революция"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную презентацию можно использовать при изучении НТР

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Научно - техническая революция"»

Научно - техническая революция Презентация по географии в 10 классе. Подготовила Заярная Людмила Ивановна, учитель географии МБОУ г. Керчи РК Специализированной школы №1  с углублённым изучением английского языка имени В. Дубинина

Научно - техническая революция

Презентация по географии в 10 классе.

Подготовила Заярная Людмила Ивановна, учитель географии МБОУ г. Керчи РК Специализированной школы №1

с углублённым изучением английского языка имени В. Дубинина

Образовательные задачи урока Усвоение сути НТР и её роли в развитии общества Выявить характерные черты НТР и её составные части.

Образовательные задачи урока

  • Усвоение сути НТР и её роли в развитии общества
  • Выявить характерные черты НТР и её составные части.
Цель урока: усвоение сути НТР и её роли в развитии общества

Цель урока:

  • усвоение сути НТР и её роли в развитии общества
Сформулируйте определение понятия «НТР» Понятие Что это? + Существенные  признаки =

Сформулируйте определение понятия «НТР»

Понятие

Что это?

+

Существенные

признаки

=

Научно - техническая революция Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.

Научно - техническая революция

  • Коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества.
Значение НТР: НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека Мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР

Значение НТР:

  • НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека
  • Мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР
Характерные черты и составные части НТР Характерные черты НТР Составные части Кузнецова Е. Ф.

Характерные черты и составные части НТР

Характерные черты

НТР

Составные части

Кузнецова Е. Ф.

Черты НТР Универсальность Ускорение Рост требований к квалификации работников Военно - технический характер

Черты НТР

  • Универсальность
  • Ускорение
  • Рост требований к квалификации работников
  • Военно - технический характер
Универсальность и всеохватность Преобразует все отрасли и  сферы деятельности человека:  Характер труда; Быт человека; Культуру; Психологию людей . Символы современной НТР: ЭВМ, интернет, космос, АЭС, Т V

Универсальность и всеохватность

Преобразует все отрасли и

сферы деятельности человека:

  • Характер труда;
  • Быт человека;
  • Культуру;
  • Психологию людей .

Символы современной НТР:

ЭВМ, интернет, космос, АЭС, Т V

Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство Быстрый моральный износ продукции Постоянное обновление продукции

Чрезвычайное ускорение

научно-технических преобразований

  • Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство
  • Быстрый моральный износ продукции
  • Постоянное обновление продукции
Время внедрения открытий

Время внедрения открытий

Интеллектуализация Возросли требования к уровню квалификации Трудовых ресурсов Во всех сферах деятельности Человека возросла доля умственного труда

Интеллектуализация

Возросли требования к уровню квалификации

Трудовых ресурсов

Во всех сферах деятельности

Человека возросла доля умственного труда

Структура НТР Наука: а) комплекс  знаний б) сфера деятельности Техника и технология НТР Производство Управление

Структура НТР

Наука:

а) комплекс

знаний

б) сфера

деятельности

Техника

и

технология

НТР

Производство

Управление

Наука Рост наукоёмкости Система  знаний Вид труда Человеческой деятельности Познавательно- теоретическая Функции науки Прикладная (конструктивная) Культурно- просветительская

Наука

Рост наукоёмкости

Система

знаний

Вид труда

Человеческой

деятельности

Познавательно-

теоретическая

Функции

науки

Прикладная

(конструктивная)

Культурно-

просветительская

Наука 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%. Возникновение технополисов. Рост наукоемкости производства, появление новейших отраслей.

Наука

  • 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современники
  • Научных работников в мире 5 – 6 млн. человек
  • Затраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%.
  • Возникновение технополисов.
  • Рост наукоемкости производства, появление новейших отраслей.
Расходы на науку

Расходы на науку

ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА   РЕГИОНЫ  В % ОТ ВВП МИР  ДОЛЯ В МИРЕ, % 1,4 РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ 100 РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ 2,2 87 0,5 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА 13 2,5 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА 38 1,8 ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ 28 0,8 27 0,8 ЮЖНАЯ АМЕРИКА 3,3 0,3 АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ 2 1,3 АФРИКА 1,2 0,3 0,5

ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА

РЕГИОНЫ

В % ОТ ВВП

МИР

ДОЛЯ В МИРЕ, %

1,4

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

100

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

2,2

87

0,5

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

13

2,5

ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

38

1,8

ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ

СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

28

0,8

27

0,8

ЮЖНАЯ АМЕРИКА

3,3

0,3

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

2

1,3

АФРИКА

1,2

0,3

0,5

РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП (2000 -2001г)  ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5% США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5% ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2% КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1% КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ РОССИЯ , ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО

РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП (2000 -2001г)

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5%

США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ

ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5%

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2%

КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1%

КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ

РОССИЯ , ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО

СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПАТЕНТОВ, ТЫС. 2001г.

СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПАТЕНТОВ, ТЫС. 2001г.

СТРАНЫ СПОСОБНОСТЬ СТРАН К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ США ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ 1 ФИНЛЯНДИЯ 254 ФРГ 2 95 3 ШВЕЙЦАРИЯ 74 4 ЯПОНИЯ 47 5 ИЗРАИЛЬ ШВЕЦИЯ 29 6 28 7 ФРАНЦИЯ 16 8 ДАНИЯ 14 9 НИДЕРЛАНДЫ 14 10 13

СТРАНЫ

СПОСОБНОСТЬ СТРАН К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

США

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ

1

ФИНЛЯНДИЯ

254

ФРГ

2

95

3

ШВЕЙЦАРИЯ

74

4

ЯПОНИЯ

47

5

ИЗРАИЛЬ

ШВЕЦИЯ

29

6

28

7

ФРАНЦИЯ

16

8

ДАНИЯ

14

9

НИДЕРЛАНДЫ

14

10

13

Технопарки м технополисы В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство. Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию. Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию.

Технопарки м технополисы

  • В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство.
  • Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию.
  • Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию.
Технополисы Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например , Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири. Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями. Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле).

Технополисы

  • Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например , Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири.
  • Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями.
  • Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле).
Технопарки и технополисы в США

Технопарки и технополисы в США

Родина технополисов — Япония, где была воплощена в жизнь идея создания на одной площадке экологически чистого города и новейших производств на базе крупных финансовых ресурсов.
  • Родина технополисов — Япония, где была воплощена в жизнь идея создания на одной площадке экологически чистого города и новейших производств на базе крупных финансовых ресурсов.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ  ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  – ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА - Внедрение открытий

ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

– ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА

- Внедрение открытий

Эволюционный путь

Эволюционный путь

Революционный путь

Революционный путь

Техника и технология Эволюцион-ный путь: Революцион-ный путь:  дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии  переход к принципиально новой технике и технологии

Техника и технология

  • Эволюцион-ный путь:
  • Революцион-ный путь:

дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологии

переход к принципиально новой технике и технологии

Новые технологии В машиностроении: электрохимический, плазменный, ультразвуковой и др. способы обработки металлов В металлургии: внедоменный процесс  плавки стали, непрерывная разливка стали В связи: стекловолоконная связь,  телефаксы, электронная связь, сотовая связь

Новые технологии

В машиностроении: электрохимический,

плазменный,

ультразвуковой и др. способы

обработки металлов

В металлургии: внедоменный процесс

плавки стали,

непрерывная разливка стали

В связи: стекловолоконная связь,

телефаксы,

электронная связь, сотовая связь

Какие функции выполняют техника и технология? Трудосберегающая  Ресурсосберегающая  Природоохранная

Какие функции выполняют техника и технология?

  • Трудосберегающая

  • Ресурсосберегающая

  • Природоохранная
Приведите примеры эволюционных и революционных изменений. Заполните таблицу.

Приведите примеры эволюционных и революционных изменений. Заполните таблицу.

Производство: 6 направлений Электронизация Производство новых материалов Ускоренное  развитие биотехнологии Комплексная автоматизация Перестройка энергетического хозяйства Космизация

Производство: 6 направлений

Электронизация

Производство

новых материалов

Ускоренное

развитие

биотехнологии

Комплексная

автоматизация

Перестройка

энергетического

хозяйства

Космизация

Главные направления развития производства в эпоху НТР Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники; Комплексная автоматизация — развитие роботостроения; Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии;  Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов; Ускоренное развитие биотехнологии;  Космизация — развитие аэрокосмической промышленности.

Главные направления развития производства в эпоху НТР

  • Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники;
  • Комплексная автоматизация — развитие роботостроения;
  • Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии;
  • Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов;
  • Ускоренное развитие биотехнологии;
  • Космизация — развитие аэрокосмической промышленности.
1. ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ

1. ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ

3. ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

3. ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Структура топливно – энергетического баланса 1 – уголь 2 – нефть 3 – природный  газ 4 – гидроэнергия 5 – дрова 5 – атомная  энергия 6 – новые  источники

Структура топливно – энергетического баланса

1 – уголь

2 – нефть

3 – природный

газ

4 – гидроэнергия

5 – дрова

5 – атомная

энергия

6 – новые

источники

Световоды –для оптико-волоконной связи

Световоды –для оптико-волоконной связи

Приведите примеры конструкционных материалов

Приведите примеры конструкционных материалов

5. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ

5. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ

6. КОСМИЗАЦИЯ

6. КОСМИЗАЦИЯ

Управление Информатизация Геоинформатика Геоинформационные системы Кибернетика

Управление

  • Информатизация
  • Геоинформатика
  • Геоинформационные системы
  • Кибернетика
Домашнее задание Тема 4, п. 1 Привести примеры проявлений НТР (последние научные открытия, изобретения)

Домашнее задание

  • Тема 4, п. 1
  • Привести примеры проявлений НТР (последние научные открытия, изобретения)