Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся в условиях реализации образовательных стандартов
Буряк Елена Николаевна,
учитель начальных классов
ОШ І-ІІІ ступеней село Петропавловка
управления образования администрации
города Шахтерска
Проблема:
Как правило, все дети с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит некоторый промежуток времени и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Актуальность проблемы :
Учеба - труд, и труд нелегкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелёгкий труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Причина проблемы:
Дети любопытны. Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал содержит мало или почти не содержит новой информации, то быстро достигается состояние «насыщения»: учащиеся отвлекаются от того, что происходит на занятиях, проявляют так называемое двигательное беспокойство.
Поэтому педагогам следует постоянно помнить об «эффекте любопытства».
Путь решения проблемы:
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?
Нестандартные формы уроков с использованием ИКТ повышают эффективность урока и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Форма повышения
познавательного интереса
Нестандартный урок – это
импровизированное учебное
занятие, которое имеет
нетрадиционную структуру.
Нетрадиционные уроки в начальной школе занимают значительное место. Это связанно с возрастными особенно- стями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
Цель внедрения ИКТ
Создание новых видов учебной деятельности для оптимизации процесса понимания, запоминания учебного материала, при этом повышая мотивацию обучения эффективность , обеспечивая реализацию идей развивающего обучения
Использую на всех этапах урока:
- при объяснении нового материала;
- закреплении;
- повторении;
- контроле;
- при проведении олимпиад;
- на внеклассных занятиях.
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Обучение грамоте (чтение)
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Обучение грамоте (чтение)
Обучение грамоте (письмо)
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Обучение грамоте (письмо)
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Математика
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Математика
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Ребусы, кроссворды, загадки
Окружающий мир
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Окружающий мир
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Окружающий мир
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Окружающий мир
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Изобразительное искусство
Варианты применения ИКТ
в образовательном процессе
Что дают такие уроки учащимся?
- С удовольствием посещать предмет. За счет повышения интереса, существенно повышать качество знаний.
- При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.
- Желание учиться ради познания, а не ради оценки.
- Анализировать, сопоставлять события, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний .
Что дают такие уроки учителю?
- Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему;
- Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, музыку), которую трудоемко использовать обычным путем.
- Повысить качество обучения за счет живого интереса ребенка к предмету.
- Подготовить компетентного выпускника начальной школы.
Применение на уроках ИКТ усиливает:
- положительную мотивацию обучения;
- активизирует познавательную деятельность обучающихся.
Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объем выполняемой работы в 1, 5 - 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
- расширяет возможности самостоятельной деятельности;
- формирует навык исследовательской деятельности;
- обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- а в общем, способствует повышению качества образования