Почётный гражданин г.Караганды
Билык Анатолий Петрович
6 «В» класс
Учитель: Заславская Л.А.
СОШ №17
г.Караганда
1928- 2015г.г.
Билык Анатолий Петрович
Родился в 20 ноября 1928 года село Крамарка Днепропетровской области
Образование: 1945-1950 – художественное училище, Днепропетровск, Украина
Окончил Днепропетровское художественное училище в 1950 году, скульптор, член Союза художников РК, Заслуженный деятель искусств РК, почетный гражданин города Караганды. А.Билык много времени и внимания отдает монументальному искусству. Им создано более двадцати памятников и монументов во многих городах Казахстана. Наиболее значительные произведения художник сделал для Караганды. Это памятник Н.Абдирову (совместно с Ю.Гуммелем), монумент «Шахтерская слава» . В них он вдохновляется героикой подвига и героикой труда – для него они во многом схожи. Работая над монументами, А.Билык постиг тайны пространства и его взаимоотношений со скульптурным объемом, прочувствовал пластическую красоту обобщенной стилизованной формы. Эти находки художник воплощает в станковом творчестве. Это - прежде всего портреты, в которых, как и в статуарных композициях, преобладает героическое начало. Ему нравятся люди сильные, мужественные, полностью отдающиеся своему делу, поэтому он часто лепит Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда. В них он видит воплощение своего идеала. Под рукой скульптора простые черты человеческого лица преображаются, становясь значительными, одухотворенными. В них раскрываются не столько индивидуальные особенности личности, сколько общечеловеческие начала конкретного характера. Более лиричен и личностен скульптор в портретах близких людей, где характер раскрывается во всей своей полноте. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР ( 1990 ) Академик Академии художеств РК ( 2006 ) Почетный гражданин Караганды (1999)
Награды: 1970 – медаль «100 лет В.И.Ленину » 1986 - медаль «Ветеран труда» 2008 – орден «Достык».
1945-1950 – учеба в художественном училище
1950-1956 - скульптор товарищества «Художник». Днепропетровск, Украина
1957-1972 - художник Карагандинских художественно-производственных мастерских
1960-1965 – председатель творческой секции Карагандинской организации Союза художников Казахской ССР
1962 – вступление в Союз художников СССР
1965 – работа на творческой базе Союза художников СССР «Дзинтари»
1972-1976 - председатель правления Карагандинской организации Союза художников Казахской ССР - творческая работа - скульптура
1976 – 1987 – член правления Карагандинской организации Союза художников Казахской ССР - творческая работа - скульптура
1982-1987 – член правления Союза художников Казахской ССР, Художественного фонда Казахской ССР - творческая работа - скульптура
1990 – Заслуженный деятель искусств Казахской ССР
1992 – 2009 - художник Карагандинской областной организации Союза художников РК
1999 - почетный гражданин г.Караганды - поездка на творческую базу в Ворбсведе, Германия
2006 – академик Академии художеств РК
Персональные выставки:
1978 - выставка, посвященная 50-летию со дня рождения. Караганда, Казахстан
1988 - выставка, посвященная 60-летию со дня рождения. Караганда, Казахстан
1998 - выставка, посвященная 70-летию со дня рождения. Караганда, Казахстан
2003 - выставка, посвященная 75-летию со дня рождения. Караганда, Казахстан
2008 - выставка, посвященная 80-летию со дня рождения. Караганда, Казахстан
Образ Нуркена Абдирова
Первым памятником, воздвигнутым в Караганде , был памятник Герою Советского Союза Нуркену Абдирову( выполненный А.Билыком в соавторстве с Ю.Гуммелем в 1958году), лётчику повторившему подвиг Н.Гастелло. Большую помощь в работе над образом художникам оказала мать Абдирова, с которой обсуждался каждый новый вариант памятника, пока однажды придя в мастерскую, она не воскликнула: «Это мой Нуркен!».
Образ Нуркена Абдирова, созданный скульпторами стал, стал символом бессмертия человеческого духа, символом героической жизни, отданной народу. Лётчик показан в момент совершения подвига, когда он направляет своё самолёт танковую колонну. Героическая гибель героя привела его к вершине бессмертия, именно это в первую очередь хотелось показать авторам в своём произведении. Обостряет впечатление драматизма резкий разворот фигуры в пространстве, стремительность движений левой руки, энергично отведённой назад и, и как бы развивающийся конец шлема.
Монумент «Шахтёрская слава»
Прославление труда.
Созданию памятника «Шахтёрская Слава», установленного в Караганде в 1974 году предшествовала работа над проектом совместно с архитектором А.Малковым в 1967 году. В эскизе глыба угля, громоздящегося у ног шахтёров, и лежащие в их руках, высоко поднятых над головами - создавали впечатление , что люди сродни природе, что они вросли в неё и из неё же вырастают.
Содержание памятника – прославление героики труда - выражено удивительно лаконично. Композиция его проста: две фигуры - русского и казаха, сильным, энергичным движением подняли над головой пласт угля. Важную роль в восприятии скульптуры имеет динамичный и цельный силуэт группы. Она видна со всех точек зрения, отчётливо вырисовываясь на фоне неба. Принципиально важно для Билыка и установка памятника на низком постаменте.
Памятник возвышается на главном проспекте города у входа в центральный парк, перед ним - небольшая, выложенная бетонными плитами площадка с цветникамии фонтанами, которой отделяется от проезжей части магистрали.
Памятник « Шахтёрская слава» получил первую премию на городском конкурсе.
Портрет героя – земляка М.Мамраева .
Перед нами человек гордый, осознающий своё долг и значение своей миссии солдата – освободителя. Именно эты черта свойственная многим. Прошедшим сквозь огонь войны, акцентирована в портрете.
Чабан с ягнёнком
Это не портретная работа, а собирательный образ типических особенностей национального характера - доброта, мудрая рассудительность, склонность к неторопливому размышлению .
Другие работы А.П.Билыка
Портрет Кузембаева
Памятник
академику А.Сагинову